Наверняка сейчас при словосочетании «ролевая игра» идет ассоциация с Mass Effect или там скажем с Fable. Это вполне себе нормально, хотя, в принципе-то, от ролевых игр как от колоссального сборника параметров, атрибутов и тому подобного осталось крайне мало. Именно поэтому именно сейчас и стоит оглянуться назад – чтобы посмотреть, каким был жанр более чем семь лет тому назад. Для первой статьи небольшого цикла возьмем инновационную некогда ролевую игру Arx Fatalis: Последний бастион от ArkaneStudios. Это была первая игра этих разработчиков, которая, в общем-то, довольно быстро стала популярной, и набрала средний балл почти в 80% на GameRankings. Это был успех, причем безоговорочный, но в чем же были его причины? Давайте разбираться.
Итак, в руках у вас оказывается целый мир, носящий название Экзоста. Вот только одна пикантная подробность предстает перед нами еще в стартовом ролике – солнце этого мира потухло, люди и все остальные расы вынуждены жить в огромных катакомбах. Там выстроены города, есть рабочая биосфера – словом, все как наверху. Но без заливных лугов, солнца и открытых пространств. Это первая особенность игры. Вторая, и, в общем-то главная – это уникальная магическая система игры, на которой и зиждется слава проекта. Ну, во всяком случае, когда вспоминают уникальные магические системы в ролевых играх – обязательно вспомнят про «Последний бастион». Но о магии чуть ниже.
Вашего персонажа зовут Ам-Шегар, и у вас тотальный склероз, как выясняется позже. Начинаете вы игру в тюрьме у гоблинов (привет, The Elder Scrolls!), и с ходу начинаете свое приключение – бегство, попытка впопыхах наколдовать что-нибудь толковое, и знакомство с общими правилами игры – вот чем вы будете заниматься на протяжении всего первого уровня. А дальше, когда выберетесь, вроде как и непонятно, чем заняться человеку, который забыл все на свете. Но вот не тут-то и было. Вашим героям вертят как хотят, посылая его то вести диалог с королем гоблинов, то утащить яйца у драконихи, то разобраться с нежитью в ближайшем склепе. Причем почти у каждого задания есть свои нюансы – с драконом, например, можно договориться полюбовно – если перед этим узнать количество чешуек на его теле. А для этого надо прочитать книгу, которую, в свою очередь, надо найти…. Короче говоря, задания в этой игре составляют большую часть времени – настолько большую, что иногда вы будете просто бегать туда-сюда в попытках выполнить очередное поручение, махнув рукой на основной сюжет. Ближе к концу игры задания вообще начинают делать из игры натуральную адвентчуру с ролевыми элементами – и как раз в этот момент мозг, до этого отдыхавший в Diablo 2, взрывается от перенапряжения. Любителям гринда и тотального истребления всего живого в Arx Fatalis вход заказан.
Конечно, мир игры не выдерживает критики при внимательном рассмотрении – тут и ляпы вроде системы фильтрации воздуха (когда на «улице» - минус 200 градусов по Цельсию и погасшее светило), а во всем государстве Аркс живет три с половиной взрослых и полтора ребенка (образно, но близко к истине). Логических дыр много, но они не выставлены напоказ. У вас попросту не будет времени искать оправдание такой странной вентиляции, или, например, свежим яблокам в подземелье. Хотя казалось бы откуда им там взяться?
Боевая система проста как кирпич – вы можете использовать в качестве оружия палки, мечи, кости – в общем, все, что можно. Любое оружие имеет свою прочность, после чего исчезнет. Если вам лень драться, то можно сделать хитрее – большая часть врагов в игре реагирует не только на оружие. Тех же крыс, которые надоедают половину первой главы, можно кормить сыром – и они перестанут вас доставать. Мертвецов вместо долгого и нудного убиения мечом можно угостить осиновым колом, ну и кроме того – в любой момент можно отскочить от врага и угостить его заклинанием. Этот процесс – один из самых сложных в игре. Чтобы произнести заклинание, необходимо изобразить в воздухе последовательность рун, из которых заклинание состоит, причем руны у вас должны быть в книге. Нечто аналогичное было в Black & White но тамошняя система куда проще. А вот в «Бастионе» попробуйте-ка запомнить комбинацию из пяти рун для заклинания максимального уровня. Сможете? Вот то-то и оно. К счастью, для тех, кто не любит вычерчивать мышью всякие там символы во время боя с выводком гоблинов, разработчики предусмотрели особый кэш, который запоминает три заранее заготовленных заклинания – только нажмешь на кнопку, и врага щедро осыпает огнем. Прелесть же!
Портит все это довольно кривые анимация и интерфейс, которые и по меркам 2002 года-то были уже не фонтаном. Инвентарь довольно сложен в обращении, карта – без возможности ставить пометки, дневник путешественника вообще желает вам отправиться на тот свет из-за мешанины, которая в нем обычно понаписана. Зато вот атмосфера в игре на высоте – даже безо всяких там заливных полян и лугов игра ухитряется затащить в себя с головой и заставить исследовать свой мирок чуть ли не с лупой в руке. Благо, почти в каждом закоулке есть на что наткнуться. Музыкальное сопровождение только помогает погрузиться вглубь игры, и способствует наилучшему времяпровождению в Арксе. Спрашивается, а что еще для счастья надо?
К сожалению, идеи игры не получили своего развития. Не были реализованы почти нигде больше магическая система, система подземного королевства без единого выхода на поверхность…. Даже сами разработчики не стали развивать свои идеи – следующей игрой студии стала Dark Messiah of Might and Magic, которая была довольно интересной, но проходной slasher-RPG, ну а потом и вовсе наступило затишье. Студия успела анонсировать The Crossing, и заморозить его же, а потом была куплена ZeniMax, материнской компанией студии Bethesda. Чем сейчас заняты разработчики – неизвестно, но мы несмело надеемся, что сиквел Arx Fatalis когда-нибудь да выйдет в свет. Игра того стоит.