Обзор видеокарты ATI Radeon 9700 Pro Конкуренция - великая вещь. Она заставляет компании бороться за деньги потребителя и постоянно совершенствовать разработки новых изделий. Яркий тому пример - противостояние Intel и AMD, в результате чего после анонсирования корпорацией AMD новой линейки Athlon на потребителей обрушился вал новейших высокопроизводительных процессоров по постоянно снижающимся ценам. То же самое наблюдается и в противостоянии между ATI и NVIDIA - обе соперничающие компании стремятся опередить друг друга в поставках новейших решений, и сроки разработок стали как никогда сжатыми и напряженными.
Прямым подтверждением этого является анонсирование карты Radeon 9700 Pro, выпуск которой стал возможным благодаря недавнему переходу в собственность ATi нескольких компаний (таких, как ArtX). Анонс Radeon 9700 указывал на то, что миру явился новый король производительности 3D графики, но официальная "коронация" стала возможной только после тщательных тестов. Теперь, когда карта Radeon 9700 Pro у нас в тестовой лаборатории, мы имеем возможность получить более ясное представление о том, как новое детище ATI впишется в существующую иерархию видеокарт. Теперь уже можно уверенно утверждать, что на рынке видеокарт появился серьезный конкурент, имя которому Radeon 9700 Pro.
Карта Radeon 9700 Pro
Обзор карты Radeon 9700 показал, что ее показатели четко вписываются в рамки характеристик, отраженных в релизной документации. Частота работы ядра у нее составляет 325 МГц, память работает на частоте DDR 620 МГц, и сама карта поставляется в одной конфигурации: объем DDR памяти на карте 128 MB, разъемы VGA, DVI-входа и TV-выхода. Карта Radeon 9700 Pro изготовлена на плате с красным текстолитом, отличается высокой плотностью упаковки памяти BGA DDR и более массивным, чем у карт ATi предыдущих моделей, рассеивателем тепла. Он меньше аналогов для карт GeForce4 Ti, но в два раза больше установленных на картах Radeon 8500.
Со времен Voodoo5 эта карта стала первой, на которой появился внешний разъем питания. Эта карта отличается от предшественниц наличием 4-пинового разъема для флоппи-дисковода и удлинительного шнура под стандартные Molex-разъемы. Не так уж и важно, если не принимать во внимание чистую эстетику, но, как и Voodoo5, эту карту следует извлекать с большой осторожностью.
Набор функций видеокарты Radeon 9700 Pro
Поскольку вся соль подобных обзоров - показатели тестирования, то на наборе функций мы остановимся очень кратко и расскажем только о наиболее полезных. По техническим характеристикам карта Radeon 9700 Pro в два раза превосходит большинство современных 3D видеокарт, а именно, использует 256-битную DDR шину памяти, имеет 8 пиксельных конвейеров рендеринга, 4 программируемых vect4 вершинных конвейера; поддерживает AGP 8X, максимальный объем памяти на карте до 256 Мб: использует новую технологию сглаживания SMOOTHVISION 2.0 (edge-anti-aliasing). Это самая передовая высокопроизводительная 3D карта нового поколения, функции которой пока что излишни для сегодняшних игр и графических приложений. А теперь переходим к тестированию.
Тестирование производительности
Поскольку ATI Radeon 9700 Pro - топовая 3D-карта, то и сравнивать ее следует с лучшими из лучших на данный момент видеокартами. К их числу относятся, конечно же, обладательница высших наград GeForce4 Ti 4600 и ее младшие собратья 128-MB GeForce4 Ti 4400, 4200 и 64-MB Ti 4200. В списке участников этих состязаний и вчерашний флагман от ATI - видеокарта Radeon 8500 128-MB (275/275).
Для проведения тестов мы подобрали на наш взгляд самую мощную производительную на сегодняшний день платформу: процессор Pentium 4-2.53 GHz на системной плате с чипсетом SiS 645DX и 512 MB высококачественной RAM памяти Crucial PC2700. Такая платформа была выбрана не только по причине ее молниеносного быстродействия, но и потому, что конфигурация Pentium 4/SiS 645DX пользуется очень большой популярностью среди пользователей в сегменте high-end. Процессор Pentium 4 2.53 GHz для некоторых будет дорогим удовольствием, но он лучше вариантов.
В карте ATI Radeon 9700 Pro используется новейшие драйверы на основе платформы CATALYST 2.2 версии (7.75), а в картах NVIDIA - Detonator версии 30.82. Для тестирования мы использовали все стандартные игровые бенчмарки и основное внимание уделили оценке производительности на предельных установках с текстурами качества High Quality при глубине цвета/цветности текстур в 32-bit. Эти настройки ближе к новейшим играм, и потом - зачем для таких мощных карт, как GeForce4 или Radeon 8500, задавать режимы ниже 32-бит?
Для тестов мы выбрали Quake 3: Arena, 3DMark 2001SE, Return to Castle Wolfenstein, Jedi Knight II, Comanche 4 и Serious Sam: The Second Encounter. В этом обзоре список тестовых приложений пополнился бенчмарком Code Creatures 3D, кроме этого, мы провели детализованные тесты в среде 3DMark 2001SE.
Тестовые стенды
Общие настройки:
Разрешение экрана: 1024x768
Глубина цвета: 16-bit
V-Sync: отключена
Системная плата MSI 645E Max 2 на SiS 645DX
Процессоры: Pentium 4-2.53B
Память: 512 MB Crucial PC2700 DIMM
Системная плата: MSI 645E Max 2
Чипсет системной платы: SiS 645DX
Референсные драйверы NVIDIA: 30.82
Референсные драйверы ATI: Catalyst 2.2/7.75
Жесткий диск: Western Digital 40GB 7200RPM ATA100
Интерфейс IDE: Ultra ATA100
Звук: Creative Labs Sound Blaster Live
CD/DVD-привод: Panasonic DVD-ROM
Блок питания: Sparkle 400 Ватт
Операционная система: Windows XP Pro
Видео карты:
ATI Radeon 9700 Pro
MSI G4Ti4600-VTD GeForce4 Ti 4600
VisionTek Xtasy GeForce4 Ti 4400
GeForce4 Ti 4200 (128-MB) Reference
GeForce4 Ti 4200 (64-MB) Reference
ATI Radeon 8500 128-MB
Условия тестирования в Quake III Arena:
Версия: 1.30 (retail)
V-Sync: отключена
Звук отключен
High Quality Defaults
Условия тестирования в Return to Castle Wolfenstein:
Версия 1.0
High Quality Defaults
Checkpoint MP demo
Условия тестирования в Serious Sam: The Second Encounter
Версия 1.05
Elephant Atrium demo
Условия тестирования в Jedi Knight II:
Версия 1.02 Jk2ffa demo
Условия тестирования в 3DMark 2001SE Pro:
Версия 1.0, обновленная
Тестирование производительности в Quake 3: Arena
Для нас Quake 3 остается де-факто стандартной средой тестирования производительности в 3D играх и благодаря высокой повторяемости результатов эта игра - один из лучших инструментов объективной оценки параметров различных видеокарт. На примере этой тестовой среды версии 1.30, в которую вошла demo Four, мы сравним производительность Radeon 9700 с показателями других видеокарт от NVIDIA и ATI. Тестирование в Quake 3 проводилось при настройках по умолчанию High Quality с постепенным увеличением детализации до уровня MAX.
В этой тестовой среде, как и во всех остальных, мы не оцениваем производительность собственно самой игры, а используем ее в качестве индикатора производительности, достигнутой различными видеокартами. Поэтому кроме скорости FPS учитывалась и относительная производительность.
При настройках High Quality в низких разрешениях все тестируемые карты показывают практически одинаковую скорость, но по достижении 1024х768 Radeon 9700 Pro начинает вырываться вперед. В 1280х1024 он уже заметно опережает GeForce4 Ti 4600 и в 1600х1200 достиг потрясающей скорости - 223 fps!
В Quake3 при настройках MAX картина мало меняется - единственное отличие в том, что Radeon 9700 Pro вырывается в лидеры на более низких разрешениях. В 1280х1024 и выше Radeon 9700 Pro оставляет своих соперников далеко позади и даже при ресурсопожирающих настройках MAX преодолевает отметку 200 fps. Для собственно геймплея Quake3 такая высокая скорость fps явно излишняя - полученные показатели лишь демонстрируют мощь Radeon 9700 Pro.
Serious Sam: Тесты производительности в Serious Sam: The Second Encounter
Serious Sam: Second Encounter - продолжение популярного шутера. В его последней версии блок демо-тестов стал значительно лучше, чем в первой версии. Эта игра не только нагружает новейшие 3D-карты (особенно, в высоких разрешениях) - она еще интересна своими красивыми демо-заставками с открытыми пространствами и множеством монстров. Для измерения FPS в 32-битном режиме мы взяли демо-заставку Elephant Atrium (Атриум Слонов).
Показатели в Serious Sam 2 при 32-бит несколько отличаются от представленных выше результатов для Quake3, но в конечном итоге в 1600х1200 Radeon 9700 Pro опережает соперников со значительным отрывом.
Тестирование производительности в Jedi Knight II
Jedi Knight - еще одна новейшая игра на движке Quake 3 и, по отзывам многих, наиболее ресурсопожирающая. Но для нас она интересна как превосходная среда для измерения производительности в 3D играх - не случайно ее окрестили как . Для тестирования видеокарт мы задали стандартные настройки High Quality detail.
В тестах под Jedi Knight II видеокарта Radeon 9700 Pro продемонстрировала неслыханную скорость - 116 fps. То, что скорость fps во всем диапазоне от 800x600 до 1600x1200 упорно не поднимается выше этой отметки, говорит о том, что достигнут потолок мощности системы - скорость выше этой отметки будет возможна только на более мощном процессоре. У видеокарт GeForce4 Ti картина иная - в 1280х1024 fps незначительно снижается, а в 1600х1200 резко падает.
Тестирование производительности в Comanche 4
Игра Comanche 4 от Novalogic дает возможность протестировать видеопараметры в среде летного 3D-симулятора. Игра базируется на другом графическом движке, поэтому относительное падение FPS - еще не повод для разочарования. Как и в Quake 3, важен не только высокий показатель fps - для оценки видеокарты наиболее важна ее относительная производительность. Тестирование проводилось в 32-битном режиме, при отключенном звуке.
Лидерство Radeon 9700 Pro в производительности при низкой детализации не вызывало сомнений, но неожиданным стало то, что на всех разрешениях у всех тестируемых видеокарт результаты оказались практически одинаковыми. Объяснение очевидно - Comanche 4 сильно привязан к процессору, поэтому менее мощная GeForce4 смогла выйти на дюйм вперед. То, что в 1600х1200 показатели fps у всех видеокарт почти одинаковы, в данном случае говорит как раз о скрытых возможностях Radeon 9700 Pro, не реализуемых в полетных симуляторах типа Comanche 4 из-за сильной привязки этой игры к процессору.
Тестирование производительности в Return to Castle Wolfenstein
Игра Return to Castle Wolfenstein также базируется на движке Quake, но в ней есть и заметные отличия. Хотя графический движок, в сущности, тот же самый, тем не менее, графика, геймплей и требования к аппаратным ресурсам здесь другие. До выхода Doom III игра RtCW будет оставаться одним из лучших инструментов тестирования high-end видеокарт в играх на движке Quake. Для тестирования мы взяли Checkpoint MP demo с настройками High Quality по умолчанию.
К нашему удивлению, в низких разрешениях Radeon 9700 Pro оказалась чуть медленнее соперников, но то, что в диапазоне разрешений от 800х600 до 1280х1024 показатели fps у нее практически одинаковые, говорит о скрытых возможностях этой видеокарты, реализуемых только на более мощных процессорах. У Radeon 9700 Pro вплоть до 1280х1024 устойчиво держится показатель 140 fps, в то время как все GeForce4 Ti в этом разрешении заметно отстали. В конечном итоге, Radeon 9700 Pro становится лидером производительности и в 1600х1200 демонстрирует недосягаемые для соперников показатели.
Производительность в Code Creatures
Из всех представленных игровых бенчмарков, Code Creatures - синтетический 3D бенчмарк - дает своеобразное, на наш взгляд, видение оценки производительности. Code Creatures - это high-end тестовая среда, использующая DirectX 8, и представляет собой отличный индикатор производительности в играх на DirectX 8.X.
Из первого графика суммарных (Total) показателей по каждой видеокарте наглядно видно, что Radeon 9700 Pro и здесь на вершине.
Показатели производительности выводятся из фактических значений fps, достигнутых во всех разрешениях: В данном случае Radeon 9700 Pro сразу же вырывается вперед, заметно опережая даже GeForce4 Ti 4600, и становится недосягаемым в 1600x1200.
Тестирование 32-bit производительности в 3DMark 2001 SE Pro
Тестовая среда 3DMark 2001 SE от MadOnion хорошо знакома многим поклонникам игр как инструмент сравнения производительности. Все тесты проводились в 32-битном режиме с включенной поддержкой T&L/DirectX.
Если в качестве барометра производительности брать 3DMark 2001SE, то по его оценкам Radeon 9700 Pro установила новые рекорды и становится чемпионом мира по быстродействию среди видеокарт. Не может не восхищать то, что по некоторым тестовым дисциплинам в 3DMark 2001SE рейтинг Radeon 9700 Pro превысил 10000 при 1600х1200х32.
Детализованные тесты производительности в 3DMark 2001SE Pro
Поскольку Radeon 9700 Pro это совершенно новая видеокарта с мощной архитектурой и превосходным дизайном, то для более точной оценки конкурентного рейтинга Radeon 9700 Pro мы провели детализованные тесты по некоторым дисциплинам 3DMark 2001SE.
Для начала протестируем показатели fps в Game 1, 2, 3 при High Detail. Как видно из приведенных ниже графиков, увеличение fps у Radeon 9700 Pro в тестах Game 1 и 3 незначительно, чего не скажешь про тест Game 2. Здесь Radeon 9700 Pro опережает GeForce4 Ti на 33-60%.
А теперь перейдем к очень тяжелому тесту Nature, включенному в 3DMark 2001SE, показывающему все, на что способна видеокарта в плане производительности в играх DirectX 8.X. В этом тесте Radeon 9700 Pro поверг всех соперников и достиг более чем двукратного превосходства над GeForce4 Ti 4600.
В последующих разделах детализованных тестов мы рассмотрим производительность пиксельных и вершинных программ. Судя по приведенным ниже трем таблицам производительности, не остается никакого сомнения в том, что рекордсменом становится Radeon 9700 Pro. Такой большой отрыв по результатам тестирования просто неслыханный - между GeForce4 Ti 4200 и Ti 4600 разница в показателях куда меньшая.
Производительность анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания
Включенные полноэкранное сглаживание и анизотропная фильтрация - это тяжелое испытание для видеокарт. Качество изображения здесь трудно выразить численно, поэтому возникли определенные трудности в оценке - какая из видеокарт производительнее при включенных антиалиасинге (AA) и анизотропной фильтрации (AF). По итогам сравнения, Radeon 9700 Pro демонстрирует наивысшие fps и качество изображения. Во всех последующих тестах мы использовали Return to Castle Wolfenstein в режиме High Quality.
В приведенных ниже таблицах представлены показатели fps, достигнутые при включенных AF или AA, а также при различных комбинациях AA/AF. В этом у Radeon 9700 Pro нет равных, и она на несколько порядков быстрее любой из карт линейки GeForce4 Ti.
В тестах с включенным антиалиасингом Radeon 9700 Pro уверенно обходит GeForce4 Ti 4600 не только в режиме 4X AA, но и 6X AA.
По результатам тестов анизотропной фильтрации, Radeon 9700 Pro уверенно лидирует во всех AF-режимах и разрешениях. Включение анизотропной фильтрации не вызывает падения производительности у Radeon 9700 Pro даже на более высоких разрешениях.
Radeon 9700 Pro лидирует по производительности и в тестах с различными комбинациями AF/AA. Radeon 9700 Pro заметно опережает GeForce4 Ti 4600 со значительным отрывом даже в 6X AA и 16X AF.
Видеокарты ATI всегда выгодно отличалась превосходной производительностью анизотропной фильтрации, но в Radeon 9700 Pro заметны сдвиги и по производительности антиалиасинга. Высокая производительность без соответствующего качества изображения - не лучший вариант. А теперь рассмотрим возможности нового АА-движка у Radeon 9700 Pro и его преимущества для качества изображения.
Качество изображения при включенном антиалиасинге
ATI значительно продвинулась в производительности антиалиасинга и наконец-то поставила крест на суперсамплинге, применявшемся в видеокартах предыдущих моделей. У Radeon 9700 Pro богатый набор функций, высочайшая производительность, но достаточно ли высокое качество при включенном антиалиасинге?
Для объективной оценки качества изображения при включенном антиалиасинге мы взяли стандартный скриншот из одной и той же игровой сцены 3DMark 2001SE (для чистоты эксперимента), сравнили качество изображения в 4X AA у GeForce4 Ti 4600 и Radeon 8500, и затем сравнили полученные результаты с показателями Radeon 9700 Pro как в 4X AA, так и в 6X AA. Мы выбрали знаменитый сюжет из игровой сцены в стиле "Матрицы" - не потому что она суперпопулярна, а потому, что именно эта сцена более всего нагружает AA-движок видеокарт. Приводим полноразмерный скриншот, на котором двумя стрелками показаны те его участки, которые мы рассмотрим в увеличенном масштабе.
Обратите внимание на лицо персонажа, а именно на область вокруг очков. Скриншот с этой сцены был получен при выключенном АА, поэтому линия контура имеет сильно заметные зазубрины.
Сравним ту же самую сцену с той, что получена для GeForce4 Ti 4600 при включенном 4X AA. Как видите, зазубрины сгладились, отчего улучшилось качество изображения, но за счет некоторого падения fps.
Сравним изображение с тем, что получено для Radeon 8500 при 4X AA. Наглядно видно, как включение антиалиасинга положительно сказывается на качестве изображения, хотя и за счет резкого падения fps.
У Radeon 9700 Pro включение 4X AA не оказало заметного влияния на fps, причем и качество изображения от этого совсем не пострадало.
В 6X AA у Radeon 9700 Pro качество изображения заметно лучше, чем у остальных видеокарт. Зазубрины практически незаметны, причем, они сгладились намного лучше, чем в GeForce4 Ti 4600 или Radeon 8500. Нет никаких аномалий изображения как в 4X, так и в 6X: чувствуется, что инженеры ATI на славу потрудились над алгоритмом.
А теперь посмотрим, насколько стабильны показатели производительности антиалиасинга на примере другого участка этой игровой сцены - изображения правой руки персонажа в увеличенном масштабе. Тенденция предыдущего теста повторяется. К этому надо добавить, что именно этот участок игровой сцены является более суровым испытанием для Radeon 9700 Pro из-за колоссальной нагрузки на алгоритм сглаживания контуров.
Перед вами - стандартная картинка, полученная при включенном антиалиасинге. Зазубрины на линии контуров видны даже невооруженным глазом. Обратите внимание на цвета и глубину контуров. Именно эти участки у алгоритмов сглаживания, и поэтому очень любопытно взглянуть на то, как с этим справляется Radeon 9700 Pro.
Довольно неплохое качество изображения получено с видеокартой GeForce4 Ti 4600 в 4X AA.
Неплохо эту сцену отрисовала и Radeon 8500, хотя, как мы уже говорили, в 4Х АА происходит резкое падение fps.
Radeon 9700 Pro в 4X AA показала себя чуть лучше, чем две последние видеокарты, хотя выводы получаются спорные.
Но в 6X AA сразу понятно, кто в доме хозяин - однозначно, Radeon 9700 Pro. Зазубрины контуров распрямились как по линейке. Теперь их не видно даже под лупой, а на мониторе стандартного размера абсолютно неразличимы.
Драйверы Catalyst
Производительность класса high-end - это всегда приятно, но для этого важнейшими являются поддержка и качество драйверов. В этом ATI существенно продвинулась, и хотя ее драйверы Catalyst еще не дотягивают до уровня Detonator'ов от NVIDIA, тем не менее, для ATI сейчас главная задача - добиться качества драйверов не хуже, чем у NVIDIA.
Ни в одном из тестов Radeon 9700 Pro мы не сталкивались с какими-либо проблемами со стабильностью или совместимостью. Это выгодно отличает карту Radeon 9700 Pro от других видеокарт - чувствуется основательность работы ATI. При всех лестных отзывах о качестве драйверов все же стоит обратить внимание на их малозаметные дефекты, а именно, затруднено переключение между режимами AA без перезагрузки системы. Во всем остальном драйверы Radeon 9700 Pro заслуживают высших похвал, и мы с нетерпением ожидаем выхода новых версий.
Цены
Текущая цена на карту Radeon 9700 Pro находится на уровне $365-$400 в зависимости от продавца. С другой стороны, карты GeForce4 Ti 4600 сегодня продаются по цене $250-$275, а GeForce4 Ti 4400 и 4200 соответственно $200 и $150. Окончательный вердикт будет за конечным пользователем, но если бюджет позволяет приобрести видеокарту за $400, то выбор однозначно в пользу Radeon 9700 Pro.
Заключение
Когда анонсируется новая видеокарта, то информация о ее производительности и наборе функций обычно воспринимается публикой с некоторым скептицизмом. После серии детализованных тестов видеокарты Radeon 9700 Pro мы убедились в том, что ATI сдержала свои и выпустила потрясающе мощную карту. Можно поздравить ATI с уверенной победой над GeForce4 Ti 4600 как в производительности, так и в наборе функций. Единственная проблема карты Radeon 9700 Pro в том, что для современных игр она чересчур быстрая, до выхода Doom III еще далеко, и пройдет немало времени, прежде чем появятся игры, способные нагрузить ее под завязку.
Плюсы: Потрясающая производительность Наивысшая производительность антиалиасинга и анизотропной фильтрации Стабильные и мощные драйверы
Минусы:Дороговизна Слишком быстрая для сегодняшних игр
По материалам сайта Sharky Extreme
1236 Прочтений • [ATI Radeon 9700 Pro ( Alexander )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]