Обзор и сравнение акустических систем: Altec Lansing Select 4100, Cambridge SoundWorks FPS1600, Creative Inspire Digital 5700 и Logitech Z-560 Нам постоянно твердят, что качество компьютерно-ориентированных колонок постоянно улучшается. А как же иначе? Ведь оно не может ухудшаться. К компьютеру всегда можно было подключить приличную акустику со звуковой картой. Как правило, во всех звуковых картах для PC есть несбалансированный линейный стерео выход, поэтому ее можно без проблем подключить в любую акустическую систему, домашний кинотеатр или PA-систему, не издающую неприятных хрипов.
Массовый пользователь, однако, идет по другому пути - он подключает к компьютеру дешёвые, но модные пластмассовые колонки. В них обычно имеется встроенный маленький усилитель, и, конечно же, они имеют качество звучания на уровне дешевого транзисторного радиоприемника. Я, конечно же, утрирую. Слегка :)
Сегодня звуковые карты с четырьмя (или более) каналами стали дёшевы как никогда. Игры теперь включают поддержку многоканального звука, создающую эффект полного присутствия, и, наконец, стало совсем несложно превратить свой компьютер в модный DVD-проигрыватель с многоканальным звуком на любой вкус. Даже если вы на своем компьютере слушаете только CD или MP3, рано или поздно вы придёте к необходимости приобретения приличной акустической системы.
Поэтому многие сегодня с большим интересом поглядывают на навороченные "мультимедийные" акустические системы. Для непосвященных - небольшой ликбез. Приличная акустическая система для PC как минимум должна иметь "2.1" набор акустики, включающий сателлиты под верхние и средние частоты и один массивный сабвуфер - компонент ".1", отвечающий только за басы. Отделяя низкочастотную часть в отдельный блок, можно уменьшить габариты всей системы, потому как к ней можно подключить любое количество дополнительных сателлитов которые определяют позиционирование звука. Низкочастотный сигнал является ненаправленным, поэтому достаточно иметь только один низкочастотный динамик - сабвуфер. Это, так сказать, азы мультимедийной акустики.
Но чтобы получилась полноценная многоканальная акустическая 4.1-система, в нее надо еще добавить пару тыловых "surround"-динамиков. Добавим еще один - "центр" - и вот у нас уже полноценный домашний мультимедийный центр класса 5.1.
Сабвуферы - отвечают только за басы, частоты ниже 80 Гц и иногда даже ниже 40 Гц. Если ваша система выдает частоты ниже 40 Гц, это некоторое излишество, по крайней мере, в большинстве музыкальных композиций очень редко встречаются частоты ниже 60 Гц, а компьютерные уголки или комнаты прослушивания слишком малы, чтобы передать всю мощь нижних басов.
У частоты в 30 Гц длина волны порядка 11 метров; а если ваша комната по всем обмерам (высота + ширина + глубина) меньше этого значения (что, скорее всего, так и есть), то все, что бы вы ни делали, надеясь добиться звучания этих частот в таких условиях, - это "мартышкин труд".
Вас не должно это беспокоить, если вы покупаете компьютерно-ориентированную мультимедийную аудиосистему - у нее сабвуфер не такой массивный, каким он должен быть. В них есть пяти-шестидюймовые динамические головки, помещаемые внутрь фазоинвертированного корпуса (а не просто герметичного ящика), что дает им достаточно высокий КПД (величину шумов на единицу мощности). Надо сказать, что на АЧХ этих корпусов существует явно выраженный большой "горб" в басовой области; чем выше этот "горб" и чем на более низкой частоте он возникает, тем грубее будет звучать сабвуфер. Слишком высокий резонансный максимум заглушит все другие частоты, и сабвуфер будет греметь, как дырявое корыто.
Динамические головки в мини-сабвуферах вряд ли имеют собственный резонанс ниже 60 Гц, они берут частоты не менее 80 Гц. Средняя "си" имеет частоту 261 Гц, а переход от одной октавы к другой - это переход на два порядка частоты, поэтому частота 65 Гц стоит на две октавы ниже от среднечастотной "Си". Это уже не запредельные басы, а качественные фортепиано могут выдавать и на октаву с небольшим ниже.
Очень трудно выжать сколь-нибудь приличную АЧХ из спикера при частоте ниже резонанса его басовой головки, поэтому 50 Гц, в лучшем случае - это все что можно добиться у сабвуфера. Малые размеры сабвуфера только портят всю картину; при прочих равных условиях - чем меньше размеры корпуса, тем похабнее басовые частоты.
Мало того, этим сабвуферам приходится выполнять функции среднечастотных спикеров в связке с крошечными сателлитами, которым совсем непросто выдавать частоты ниже 200 Гц. Получить АЧХ до 200 Гц и выше в 6-дюймовой басовой головке несложно. Но тогда сабвуфер надо правильно позиционировать, ведь он будет играть не только басы. Истинные басы ненаправленные, и качественно настроенный саб на слух не поймаешь. А если сабвуфер пропускает через себя и более высокие частоты, то качественного звука вы не получите. К счастью, судя по популярности дешевых двухкомпонентных акустических систем, многим покупателям, грубо говоря, медведь на ухо наступил, или, мягко выражаясь, они просто "непривередливые слушатели".
Всякий, кому безразличны тонкие нюансы звучания, может считать себя нетребовательным слушателем. Если в основном вы невзыскательный слушатель, то вам повезло. Навороченная аудиосистема вам не нужна - сгодится все, что не скрежещет.
Если же вы слушатель с претензиями, то системы класса 2.1 в ваш арсенал не попадут, хотя возможны варианты. Если вы слушатель с претензиями, но не из тех, кто ничего не признает, кроме как акустику для концертного зала, купите себе пару наушников. Могу порекомендовать модели HD-590 от Sennheiser. Если вы фанат игр с 3D-звуком, вам тоже не обязателен многоканальный звук, создающих полный эффект присутствия - наушники справятся с этим достаточно неплохо. В конце концов, ушей всего два. Для того чтобы не только прочувствовать игровой экшен, но и слушать суперреалистичный звук, наушников уже недостаточно. Они не годятся и для просмотра фильмов в домашнем кинотеатре.
Есть несколько веских доводов в пользу приобретения системы с многоканальным звуком. Рассмотрим несколько новейших моделей.
Altec Lansing Select 4100
При своей цене в $200 акустическая система Select 4100 4.1 от Altec Lansing на несколько голов выше дешевого тайваньского ширпотреба. Ее внешний вид уже говорит о качестве (если для вас, как непривередливого слушателя, это важно). К тому же, это 4-канальная акустическая система, где качество звучания оптимально. Это новейшее слово в "максимальной оптимизации 4-канального звука", по заверениям изготовителя.
Самое странное в 4100 - это ее сателлиты. Изготовитель заявляет, что их размеры составляют 57х63,5х185,5мм, но и невооруженным глазом видно, что они явно до них не дотягивают. Если не считать окантовку внизу, то глубина всего лишь около 30 мм. Блестящие детали корпуса выполнены из алюминия, и сателлиты выглядят как цельнолитые. Но, к сожалению, они легко запрокидываются назад, поскольку центр тяжести уходит куда-то за окантовку корпуса. Все бы ничего, но... увы.
Для динамических головок внутри сателлитов места слишком мало, поэтому Altec Lansing использует дюймовые "микро-головки" с алюминиевыми конусными насадками и тканевыми прокладками, дающими больше продольного хода мини-головкам, чем в других моделях, а для предохранения головок от повреждений отделала их лицевые стороны пластиковыми планками. Внешний вид спикера от этого, несомненно, выиграл. Но, увы, он не играет звуковые частоты ниже среднего диапазона! Такие сателлиты слишком зависимы от сабвуфера.
Сабвуфер у Select 4100 средний по размерам - 8,5 дюймов в ширину, 12,5 в глубину, 14 в высоту или 216х317,5х355,5 мм, имеет пару фронтально-направленных (forward-firing) 5,25-дюймовых динамических головок (если сабвуфер миниатюрный, то важен каждый миллиметр) и тыловой фазоинвертор (rear-facing port)
На заднюю стенку сабвуфера выведены все разъемы и шнур питания. Клеммы спикера - это недорогие RCA-соединители, а другими концами выводы сабвуфера неразъемно подключены к сателлитам. Для маломощных систем, как эта, еще сгодятся дешевые RCA-соединители (если вы по ошибке не подключите линейный вход чужеродной системы в выход динамика, отчего тот тут же сгорит). А в остальном RCA-соединители легко подключаются, и перепутать контакты просто невозможно.
Подключение спикеров 4100 является очень простым делом, если вы не запутаетесь в цветовой маркировке проводов. Altec Lansing не использовала цвета зеленый, синий или розовый по той причине, что они подпадают под стандарт PC99 маркировки разъемов звуковых карт. Но не совсем понятно, почему они остановились на цветовой схеме "пурпурный, оранжевый, коричневый и золотистый", и на каждый шнур прикрепили наклейку с названием цвета. Даже для не-дальтоника эти цвета - три разных оттенка "золотистого". Если освещение нормальное, то не так все сложно. А как подключить эту вещь у себя под рабочим столом, если цветовая маркировка трудноразличима?..
Система 4100 комплектуется модным пультом ДУ, и к сабвуферу он подключен толстоватым кабелем. Если систему предполагается разместить на столе, то пульт можно присоединить к массивной алюминиевой стойке, а для беспроводного управления кабель можно отсоединить. Все регуляторы вынесены на пульт, и управление только с пульта...
Маловато, конечно... Для "игрового" режима нелишней была бы пара сателлитов с выходящими наружу фронтальным и тыловым стерео-входами, и с басами от обоих входов, посылаемыми на сабвуфер. Если используется только фронтальный вход и вы хотите, чтобы при этом были задействованы все четыре сателлита, включите режим "stereo X2", дублирующий фронтальный вход с тыловым.
Басы, тембр высоких частот и громкость регулируются бесстопорной цифровой клавишей на пульте. По регуляторам все.
В Select 4100 имеется вспомогательный вход, расположенный над фронтальной стереопарой. Его нельзя выбрать отдельно. Из удобств на верхней части пульта имеется разъем для наушников, рядом с кабельным разъемом. При включении наушников колонки заглушаются.
На пульте много зеленых светодиодных индикаторов, обрамленных симпатичными овальными ободками.
Внутренняя часть сабвуфера 4100 ничем особенным не выделяется. Один короткий фазоинвертор (flared port) с воронкообразными краями минимизируют турбулентность воздушного потока, из-за которого могут возникать неприятные шумы. Внутрь солидных размеров теплоотвода вмонтировано несколько микросхем усилителей, а сам теплоотвод находится внутри корпуса и в него поступает мало охлаждающего воздуха. Но он достаточно большой, чтобы перегрев был проблемой. Кабельные зажимы и клеевые пробки обеспечивают надежное крепление проводов и препятствуют их касанию других компонентов, штекеры и разъемы соединяются жестко, без зазоров. Дискретных компонентов на печатной плате нет, но и без этого она вполне рабочая. В сабвуфере нет звукопоглощающей прокладки. Такая прокладка из ацетат-целлюлозы надежно бы изолировала корпус от нежелательных резонансов и придала бы ему больший акустический объем за счет замедления звуковых волн. Но от этого мощность колонки упадет, и возможен перегрев внутренних усилителей. Корпуса без звукопоглощающих прокладок - это особенность дизайна компьютерных колонок, и эта - типичный тому пример.
Система 4100 выполнена на трех усилительных микросхемах TDA7265 от ST Microelectronics. Каждая из них вполне способна выдать выходную мощность 25+25вт, если для этого есть мощный блок питания.
Динамические головки сабвуфера не экранированы, что не так уж и важно, разве что если вам придется ставить его рядом с монитором.
У большинства колонок на задней стенке имеется табличка со значениями номинальной мощности, в этой системе такого нет. Если судить по внушительным размерам магнита, то мощность 35 Вт RMS этого сабвуфера вполне достижима. Мощность каждого сателлита 7 Вт, а суммарная выходная мощность всей системы 70 Вт RMS.
В этой же линейке выпускается 2.1-канальная версия Select 4100 - система Select 2100 без гнезда для наушников и с более простым пультом. Цена такой системы $125. Средняя мощность у системы 2100 - 26 Вт. Как видим, выигрыша особого нет. В нем меньше усилительных микросхем и более изящно выполнен блок питания.
В слуховых тестах в комнатных условиях у сабвуфера системы 4100 пик частотных характеристик был намного выше 100 Гц. Очень неплохо для сабвуфера таких размеров. В ходе тестов были опробованы музыкальные композиции разных жанров - 'Talking Heads', Вивальди, и Бах 'Токката фуга ди минор' для органа.
Для 'Talking Heads' басы - дело вполне обычное, яркий пример тому саундтрек 'Burning Down the House' - пожалуй, самая басовая вещь, какую стереосистемам когда-либо доводилось играть, если конечно их владельцы не маньяки бумбоксов. Ни с чем не сравнимая насыщенность басами в этом треке недоступна для акустических систем класса "дешево и сердито", поэтому для тестов был выбран именно этот сэмпл. На примере этого сэмпла видно, что сабвуфер от Altec Lansing не выдает тех громовых басов, каких от него вполне пристало ожидать, но с другой стороны, нет и неприятных шумов. В дешевых акустических системах можно сколько угодно вымучивать динамики, надеясь выжать из них нормальное звучание этих частот, и все будет впустую, а сабвуфер 4100 выдает их без надрывов.
Крошечные мини-головки в сателлитах оказались подстать сабвуферу; это не самые модные спикеры, о которых я слышал, но положительный эффект достигается за счет функции тонкой настройки басов и тембра высоких. Систему тестировали на более чем допустимой громкости. Для компьютерного уголка слишком шумно; но стоит ли ожидать от компьютерных спикеров громкости танцполов? Токката и Фуга до минор, BWV 565, исполняемые обычно мрачноватыми органистами, нельзя считать лучшими басовыми тестами в отличие от Talking Heads. Для полноты ощущений от живого исполнения органной музыки инструмент должен быть достаточно мощным, чтобы перегонять большие объемы воздуха, а этого как раз нет у миниатюрного сабвуфера. Altec Lansing не вызвал содрогания хрусталя в серванте и стены не заходили ходуном, в то же время звук был чистым, без дребезжания, и сателлиты показали себя достойно.
Выбрав другой жанр - легкую музыку Вивальди, в котором басы отсутствуют по определению, мы обнаружили, что сабвуферу приходится воспроизводить значительную долю среднечастотных нот, но это уже типичная проблема каждой недорогой мультимедийной аудиосистемы. Несмотря на крошечный размер головок в сателлитах, сабвуфер 4100 вполне пристойно воспроизвел средние частоты.
У аудиофилов, знатоков тонких нюансов звучания сателлиты от 4100 не вызовут особого восторга. Это не третий сорт, но известны куда более дешевые сателлиты, ничуть не уступающие по качеству. Для полного счастья динамические головки должны быть больше по размерам, и больше должно воспроизводиться средних частот.
Если отойти от взыскательного прослушивания, то для игр аудио-параметры 4100 очень солидные. Во многих играх, кстати, полностью отсутствуют инфра-басы, так как в дешевых колонках они звучат отвратительно. Поэтому достаточно и сабвуфера среднего качества.
Altec Lansing вполне могла встроить в сабвуферы пропускающие фильтры вместо фильтра нижних частот; когда во входном сигнале басы очень низкие, то предусилитель отбрасывает это и в результате получается выигрыш. Именно так должны работать все чувствительные колонки, но большинство дешевых сабвуферов на компьютерах пропускают через себя все частоты, независимо от того, будет они воспроизведены или нет.
Система Select 4100 - довольно приятная система, но не из разряда дешевых. Если вы ищете просто хорошую стереосистему, а не surround, и для вас имеет значение ее внешнее оформление на рабочем столе рядом с компьютером, то для этого вполне подойдет более дешевая 2100... Тонкие нюансы звучания здесь не играют решающей роли.
Cambridge SoundWorks FourPointSurround FPS1600
Рассмотрим более дешевые модели. Creative/Cambridge SoundWorks' FPS1600 4.1 - простая, без лишних наворотов, без претензий, недорогая система. Вряд ли найдется система в этой линейке дешевле, чем FPS1600. Стоит она около $60.
Для "бюджетной" системы FPS1600 4.1, кстати, стоящей в 4 раза дешевле, чем Inspire 5700 от Creative (см. ниже) она демонстрирует вполне достойные показатели.
Сателлиты у FPS1600 достаточно просты. Маленькие пластиковые корпуса, выдвижные стойки, кабели, выходы на четыре колонки. Эти 89-миллиметровые (без стоек) кубики легко вписываются в любой интерьер не только в набитый всякой аппаратурой компьютерный уголок.
Сетку с сателлитов просто так уже не снимешь, но через нее можно увидеть, что головка имеет размеры порядка 2,5 дюйма с воздушным каналом за ней. В такие маленькие корпуса вмещаются только миниатюрные устройства.
Сабвуфер простой, правильной кубической формы (189х189х190мм), и в его корпус головка диаметром более 6 дюймов не поместится.
Имеется головка размером около пяти дюймов, если мерить от краев прессованного корпуса. Диаметр диффузора не менее 4 дюймов. Малый корпус, малый динамик. Все просто.
Пульт - один из самых простейших по конструкции. На пульте FPS1600 всего один регулятор; при ее повороте вниз динамики заглушаются. Пульт вкладывается в пластмассовый держатель, который можно липкой лентой приклеить куда угодно.
Соединители на задней стенке сабвуфера FPS1600- это довольно простые 3-мм стерео разъемы для входа и RCA-разъемы для колонок. Имеется мини-DIN-заглушка для пульта, разъем для блока питания (DC) и регулятор уровня басовых частот.
Нет регулятора микширования каналов, но предусилитель FPS1600 позволяет получать четырехканальный звук при одном разъеме для стереопары. Если подключаться только через фронтальный вход, то сигнал идет на все четыре сателлита. Подключившись к другому входу, можно услышать, поступает ли сигнал к тыловому входу.
Все устройство питается от внешнего 12-вольтового блока питания с током 2.9 ампер, это значит, что FPS1600 не может выдать звуковой выход в 35 Вт, Скорее это будет около 30 Вт. В спикер-системах важнее полезный выход, чем сама по себе мощность.
Выход в 10 Вт звучит в 2 раза громче, чем 1 Вт, но колонка с высоким КПД может звучать громче, чем с низким, при той же самой потребляемой мощности. Большинство слуховых тестов проводится лишь при низкой мощности, поэтому уместно будет опробовать на более мощных выходных сигналах.
Мощность вуфера в FPS1600 20 Вт, судя по надписи - усилитель, возможно, и выдает такую высокую мощность. Динамическая головка экранирована магнитом, и ее можно располагать рядом с монитором, но на ней нет металлического колпачка с тыльной стороны, что обычно присутствует во многих головках, и экранирование в этом смысле упрощенное. На тыльном полюснике магнита звуковой катушки смонтирован второй, меньших размеров; он расположен так, что оба магнита отражают один другого, и тем самым образуется спиралевидное, сглаженное магнитное поле.
Creative заявляет, что у каждого сателлита в FPS1600 номинальная мощность 6 Вт, у сабвуфера -17 Вт, и это при недопустимом искажении гармоники в 10%. Тем самым, фактическая мощность получается ниже 6 Вт по номиналу. Изготовители дешевых колонок часто заявляют явно завышенные номиналы мощности...
Откроем корпус сабвуфера FPS1600 и заглянем внутрь. Что сразу бросается в глаза, это то, что в нем больше обычного электронных компонентов. Имеется дополнительный внутренний теплоотвод, и больше термоклеевых креплений.
Единственной доступной для глаза микросхемой была Philips TDA8511J, четырехканальный усилитель, возбуждающий сателлиты, имеющая предельную выходную мощность 13 Вт на каждый канал, при нагрузке в 2 Ом от 15-вольтового блока питания. Он питает 4-омные колонки от 12 Вольт, поэтому мощность 4.5 Ватта на каждый канал - вполне приемлемо.
В слуховых тестах сабвуфер FPS1600 явно проигрывал сабвуферу Altec Lansing Select 4100. Хотя у сателлитов звучание было не хуже, чем у 4100, если не лучше. Вполне прилично для техники по цене до $100
Резонансный максимум у сабвуфера FPS1600 был на отметке 110-120 Гц и плавно падал ниже этого уровня, что неожиданно для дешевых миниатюрных сабвуферов. Единственное, в чем этот сабвуфер, к сожалению, отличился, это шум от фазоинвертора. При добавлении басов в сабвуфере возникают неприятные пиковые резонансные частоты и сильные шумы от корпуса. Угловатые формы корпуса подобны свистку, через который вы продуваете воздух. Сабвуфер у FPS1600 издает такие неприятные шумы. Слышимость этих шумов можно свести к минимуму, если отвести сабвуфер от ушей слушателя в сторону объекта со слабым акустическим отражением. Не следует близко прислонять к каким-либо поверхностям - это смажет настройку корпуса и съест большинство басовых частот.
При высоком уровне громкости вам вряд ли поможет установка регуляторов сабвуферов на центральной отметке. В сэмпле 'Burning Down the House' шумы были слышимы даже при умеренной громкости. Сабвуфер играл в основном только нижние средние частоты, это решается путем точной настройки, но качество вполне достойное.
В тестах с органной музыкой в сабвуфере FPS1600 пришлось настраивать все частоты, но звук получился ровным, без хрипов. Он не разрывался, если уровень громкости в разумных пределах.
Неплохо! Это напоминало прослушивание органной музыка снаружи собора, через открытое окно. Но зато звук был чистым, не приглушенным. В этом сэмпле четырехканальный звук слушается приятно, если создается эффект присутствия.
В сэмплах легкой классической музыки дешевые сателлиты FPS1600 тоже не посрамили честь мундира. Это, конечно, не было достойным требовательного слушателя, но кубики-сателлиты не оглушали и не завывали. Сабвуфер, понятное дело, спотыкался о средние частоты... Но эта проблема свойственна и более дорогим мультимедийным системам.
FPS160 вам явно не подойдет, если вы ждете сногсшибательного звука в играх. Для такой цены сателлиты у ней вполне приличные, чего не скажешь про сабвуфер. Горб на кривой резонансных частот у этого миниатюрного сабвуфера показывает все его недостатки и ограничения. Есть около трех басовых нот, которые саб воспроизведет на предельной громкости; на более высоких нотах тоже неплохо, а вот на нижних все смазывается. В настройках корпуса на приемлемый уровень басов всегда есть побочные эффекты; кривая чувствительности всегда будет плавной как детская ледяная горка, а пик располагается так низко, как этого желали разработчики, но очень редко ниже 80 Гц. В сабвуфере такого класса - это 100 Гц для сабвуферов. Для своей цены FPS1600 - очень даже приличная система. Стильная и при этом недорогая, регулятор громкости с пульта, приятный внешний дизайн и низкий уровень шумов. На ней стоит остановить выбор, если ваша цель - добиться эффекта присутствия на бюджетной акустической системе.
Creative Inspire 5.1 Digital 5700
А теперь рассмотрим аудиосистемы более высокого ценового класса от Creative - Inspire 5700.
Для цены $450 это уже не дешевые шипелки. Это солидные дорогие аудиосистемы, которым вполне достойное место в домашних кинотеатрах - не просто как MIDI-системы с surround-колонками, а настоящие автономные surround-усилители. Вряд ли еще где можно по такой цене встретить настоящие высококачественные surround-системы за $450 - чаще попадается новый surround-усилитель с дешевыми колонками. Для такой системы, где для удобства все собрано в одном корпусе, не помешали бы какие-нибудь дополнения, чтобы встать вровень с "большими собратьями".
У 5700 набор функций достаточно полный. Полные 5.1-каналов, цифровой ввод, совместимость с различными режимами surround-кодирования, беспроводный пульт, деревянный корпус.
Все функции регулируются с пульта управления,
на тыльной стороне которого - впечатляющий набор всяких разъемов. Имеется шесть RCA-разъемов, хотя и не очень профессионально выполненных, но уже лучше. Чувствуется стиль Creative. Имеются 3-мм разъемы для стерео-входа, и цифровые DIN-вводы (не нужны тем, у кого нет Sound Blaster'ов), а также стандартные электрические и оптические цифровые S/PDIF-входы. И что более всего впечатляет, это возможность подключать источники в любой вход и соединять их по своему усмотрению. Полный набор кабелей в комплекте поставки.
Через цифровые входы можно передавать в Inspire 5700 сигнал, кодированный в Dolby Digital, DTS или Dolby Pro Logic и этот сигнал будет автоматически обнаружен и активирован этот режим. Можно также через аналоговый вход подавать сигнал ProLogic, но для его активации надо нажать соответствующую кнопку.
Два последних соединителя на задней панели - это стандартный линейный выход сабвуфера - на случай, если потребуется его модернизировать, и разъем для подачи питания.
Несмотря на свою приличную цену, система питается от обычного блока питания, такого как у FPS1600.
Так как ее 15-вольтовый источник номинально рассчитан на 4 ампера, 60 вольт-ампер максимум, то вряд ли система сможет выдать мощность звука свыше 60 Вт, если, конечно, показатели на самом деле не выше и если КПД усиления свыше 100%. В этом случае Inspire 5700 смогла бы решить все мировые проблемы энергетики.
Тем не менее, Creative заявляет, что мощность сабвуфера 30 Вт, еще 21 Вт у "центра" и по 7 Вт на каждый сателлит, что в сумме дает 79 Вт. Будем считать это безобидным преувеличением.
Inspire 5700 комплектуется маленьким инфракрасным пультом, с которого можно управлять любой функцией, кроме уровней громкости сабвуфера, центральной колонки и surround-уровней. Регулятор громкости на панели управления срабатывает от электропривода и реагирует на дистанционный сигнал поворотом.
Сателлиты в 5700 продолговатые, размерами примерно 92х92х1112 мм. Центральный спикер с изогнутыми контурами чуть больше - 89х166х108 мм. В сателлитах крошечные, в 2 с небольшим дюйма головки, а у "центра" мощная 2.5-дюймовая головка. Для малых колонок имеются эластичные пластиковые подставки, и центр можно монтировать на угловых фиксаторах, что удобно для установки над монитором и выбора угла прослушивания.
Внутри динамика проложена полоска из ацетатного волокна, при этом головки сателлитов мощностью в среднем 10 Вт и 12 Вт у "центра".
Сабвуфер в Inspire 5700 массивный, его размеры - 284х262х264 мм. Под крышкой скрыта солидная 8-дюймовая головка. Есть и недостатки, хотя они не бросаются в глаза. Компоненты усилителя расположены в блоке управления, а не в сабвуфере, но почему бы за этим вычурным конусом не поместить тяжелый магнит?
Но - нет же. 8-дюймовый конус на лицевой стороне сабвуфера Inspire на самом деле не является динамической головкой - это пассивный радиатор, у которого есть нечто общее от колонки и фазоинвертора. В общем, это конус с кольцевой прокладкой, без каких-либо электромагнитных компонентов на тыльной стороне. За радиатором смонтирована полая герметичная суб-камера, занимающая около половины объема сабвуфера, а на задней стенке этой камеры - шестидюймовая головка. Задняя стенка камеры - пассивного радиатора - это передняя стенка герметичного корпуса для меньшей по размеру басовой головки, помещенной внутрь и проложенной слоем ацетат-целлюлозы.
Creative называет эту функцию "Акустическим модулем с симметричной нагрузкой", (SLAM) и ее очень активно сейчас рекламирует. Каждый изготовитель акустических систем тоже говорит нечто подобное о своих изделиях; а разборчивые покупатели достаточно скептически относятся к разного рода новациям типа с вычурными названиями.
Creative заявляет о мощности сабвуфера в 30 Вт, но надпись на тыльной стороне его шестидюймовой головки показывает более скромный номинал - всего лишь 20 Вт. Предполагалось, что мощность центрального спикера будет 21 Вт, но на тыльной стороне головки показано всего 12 Вт; можно пропустить, конечно, и более высокую мощность, если пропускать только те частоты, с которыми она легко справится (что и должны делать системы на сабвуферах и сателлитах), но 21 Вт - только с большой натяжкой. К тому же, у сателлитов номинально по 7 Вт на каждый, по заверениям Creative, но номинал головок - 10 Вт. Может быть, они возбуждаются 7-ваттными усилительными каналами.
Не следует всерьез воспринимать таблички с номиналами мощности; техника Creative достаточно мощная, чтобы в вашем компьютерном уголке вылетели стекла. Если вы ищете по-настоящему оглушительную технику для ночного клуба, то придется раскошелиться на настоящую hi-fi систему, а компьютерным спикерам существующей громкости хватает вполне.
Несмотря на свою сложность, система очень легко подключается и настраивается. Имеется базовый тестовый режим, в котором проигрывается белый шум по всем шести каналам подряд, но этого недостаточно, чтобы определить полную надежность и наличие всех компонентов. Более полезно то, что можно точнее и качественнее настраивать уровни сабвуфера, центрального и surround-динамиков с панели управления отдельными регуляторами.
Если вы прослушиваете чистый стерео-источник (без помех), Inspire 5700 выдаст его адекватно только через фронтальные спикеры и сабвуфер, с "центром" или без него, в зависимости от уровня громкости. Чтобы к стерео-программе добавился еще и surround, можно включить два дополнительных CMSS-режима (Creative Multi Speaker Surround). Они синтезируют surround-звук в разных режимах эффект-процессора (режимы "movie" и "music") или без них. По качеству это лучше, чем простое дублирование четырех каналов. Разница не стоит дополнительных денег - это на любителя.
Если вы ищете систему, способную делать все навороты с surround-декодированием или синтезом, то Inspire 5700 именно та, которая делает все это превосходно. Но обнаружилось и много недостатков, которые не должны быть в системе такого ценового класса.
Во-первых, SLAM-сабвуфер оказался не таким SLAM'овым. Большой пассивный радиатор не защищает от высокого резонанса, что присутствует во всех сабвуферах с 5-6-дюймовой головкой. Для сэмпла 'Burning Down the House', Inspire 5700 оказался слабоват. Не так уж страшно, но он даже не дотянул до сабвуфера Altec-Lansing, у которого площадь головки значительно больше. Пассивные радиаторы в качестве головок не рассматриваются.
Сабвуферу можно прибавить достаточно громкости, но при этом будет слышен грохот верхних басовых частот, а нижние басы пропадут. По крайней мере, в отличие от малыша - сабвуфера FPS1600 - у этого есть проблемы с вибрациями фазоинвертора (port-chuff). Нет фазоинвертора - и шумов нет.
Сателлиты Inspire 5700 показали себя неплохо, хотя от них ожидалось большее. Эти пластмассовые корпуса, похожие один на другой, от чего динамические головки должны быть повышенной мощности. Creative очень активно рекламировала новую конструкцию защитной сетки "с фокусировкой изображения" как нечто особенное, а на деле им удалось всего лишь подчеркнуть внешнее оформление. Сабвуферы и сателлиты ставятся на одну стойку, поэтому не нужны широкие дисперсионные динамики.
5700 очень неплоха для органной музыки. Уровень паразитных шумов - в пределах нормы, но не возникало и раздражающих слух неприятных помех. Система справилась хорошо по всему спектру громкости, а проигрывание с двумя CMSS-режимами создало приятный четырехканальный эффект, что превосходит обычное удвоение стерео.
На композиции Вивальди сабвуфер победил по средним частотам. Благодаря разделению спектра звукового пучка (функции сателлитов), наблюдалось, например, полное приглушение виолончели при понижении громкости на сабвуфере в композиции Вивальди "Four Seasons". То, что значительная доля средних частот пробивает себе дорогу через пассивный радиатор сабвуфера, сильно влияет на характеристики чувствительности этой системы. В этом нет ничего ужасного, но за такую цену ожидалось лучшее.
Для игр эта система не нужна. Сабвуфер выглядит солидно, хотя внешность обманчива - из него вряд ли можно выжать больше, чем из более дешевых моделей. Линейный выход сабвуфера можно подключить к более качественному, но это связано с дополнительными расходами, а на это претендует качественная система типа домашнего кинотеатра.
В целом, Inspire 5700 у меня вызывает уважение, но спикеры могли бы быть и получше для такой цены. И это возможно, как мы увидим ниже.
Если бы я решился купить Inspire 5700, я бы вместо этого присмотрел простой surround-ресивер, как, например, Yamaha RX-V420 или даже более дешевые брендовые модели ресиверов Yamaha. Surround-ресивер не будет работать с выходом от Digital DIN Sound Blaster, но базовые модели типа Yamaha могут делать все, что делают блоки управления Creative, в целом они имеют больше входов и более высокую выходную мощность. Полный "джентльменский набор в одной системе" - так можно охарактеризовать Inspire 5700. Но это всего лишь роскошный центр, к которому подключили динамики бюджетного класса. И ничего более.
Logitech Z-560
Вы спросите - ну а где же найти мультимедийный спикер с приличным сабвуфером?
Конечно же, у Logitech. Эта фирма не так популярна среди производителей PC-спикеров, но благодаря своей системе Z-560 она стоит того, чтобы ее заметили. Цена системы около $150. Это полноценная 4.1-система с сабвуфером, который выглядит столь же впечатляюще, как у Inspire 5700. Мощность звука реактивная. Сначала поговорим о сателлитах.
Четыре сателлита Z-560 значительно больше по размерам и массивнее, чем большинство компьютерных сателлитов и внешне более эффектны. Блестящий гребень в середине трехдюймовой головки в корпусах не крепится к конусу, это просто "заглушка-пылесборник", как у большинства головок, но прочно крепится к стационарному магниту. Эти заглушки в hi-fi головках - лишь для того, чтобы частично уменьшить массу диафрагмы, частично для уменьшения искажений из-за нелинейного движения гибридного конуса/полусферических диаграмм, и отчасти для охлаждения магнита или для нормализации магнитного поля микродвигателя.
Алюминиевые стойки сателлитов съемные, их можно удалять торцевыми ключами (в комплекте) и поворачивать на 180 градусов при настенном монтаже. Что довольно приятно. У этих сателлитов также имеются хорошие клеммы спикеров, не какие-нибудь навороченные RCA-соединители; система поставляется с простым соединительным кабелем, но можно использовать и свои с однополюсными штепселями, на ваше усмотрение.
Корпус сабвуфера Z-560 имеет размеры 280х280х330 мм, но выглядит больше из-за внушительной переборки с тыльной стороны. У него довольно крупный фазоинвертор на одной стороне (не виден на картинке выше), и 8-дюймовая головка с лицевой стороны; все это, плюс теплоотводы, свидетельствует о наличии функций глушения басов внутри.
Клеммы сателлитов на сабвуфере - это обычные пружинные разъемы, что означает, что сателлиты можно подключать и при несовпадении фаз. Это все портит стерео-картину и от прослушивания заболит голова. В кабеле сателлита, как обычно, имеется один маркированный провод; для удобства определения какой из проводов "плюс", какой "минус", и так для всех четырех наборов сателлитовых и сабвуферных разъемов.
Z-560 приводится в действие от центра SoundTouch Control Center, подключаемого к сабвуферу одним кабелем и к компьютеру парой 3-мм штекеров. Здесь собраны воедино переключатель мощности, регулятор громкости, регуляторы басов, плавного исчезновения звука, регулировка уровня surround-динамика, и кнопка "M3D" для активации фирменной от Logitech функции преобразования стерео в surround. Регулятор громкости окаймлен синим ободком, а M3D - зеленым, подсвечивающимися при включении. Есть разъем для подключения наушников, которые заглушают спикеры, но нет регулятора тембров высоких частот (treble).
В ней также нет surround-декодирования, никаких цифровых функций; в спикер-системе есть два стерео-входа - и это все.
Открутим винты и заглянем под крышку электронного блока сабвуфера...
Что касается веса электронных компонентов, то Z-560 явно выигрывает у остальных систем, рассматриваемых в данном обзоре.
Есть 6 микросхем усилителей, 4 на одной стороне теплоотвода, и 2 на другой. Я снял зажимы, удерживающие пару чипов на теплоотводе, и обнаружил, что обе они были TDA7293 от ST Microelectronics; полагаю, что остальные тоже. У самих чипов розничная цена $6, что неожиданно для такой цены.
Какую мощность вы можете выжать из TDA7293 зависит от напряжения питания и от уровня искажений. Если верить данным с сайта ST Microelectronics, то эти чипы выдают по 110 Вт каждый, или больше, от 45 вольт при суммарном 10% гармоническом искажении. Для более низких искажений порядка 0,1%, на каждый чип получается по 50 Вт при условии достаточно высокой потребляемой мощности. Поэтому модуль может легко выдать 300 Вт мощности усиления.
Если это так, то его питающий трансформатор выдает 300 Вт по низкому напряжению.
Фазоинвертор выполнен с воронкообразными краями для снижения низкочастотных шумов и его диаметр порядка 3 дюймов. Более широкие фазоинверторы лучше, но при этом они должны быть длиннее, - поэтому у них такая своеобразная форма.
Что касается трансформатора, то он меньше чем любой 300VA у рассмотренных моделей, но способен генерировать высокую мощность усиления до 300 Вт. Из усилительных каскадов у Z-560 невозможно выжать более 300 Вт, поэтому фактически она составляет около 250 Вт или 200.
Это важные нюансы, поскольку маркетинг Z-560 довольно агрессивен. Взгляните на логотип THX, расклеенный по всему корпусу системы.
Спецификация THX от Lucasfilms для систем кинопросмотра и домашних кинотеатров не гарантирует высочайшего качества звука - системы кинопросмотра могут быть плохо обслуживаемыми, а домашние системы устанавливаются кривыми руками, но что гарантируется, так это тонны басов, солидная акустическая визуализация и высокие уровни звукового давления, если обслуживающий персонал действует слаженно.
Для примера - посмотрите "Братство Кольца" в THX-сертифицированном кинотеатре и послушайте крик Балрога, чтобы оценить всю мощь истинных Басов. С большой буквы "Б".
Система Z-560 не сможет похвалиться такими параметрами, и у нее ней THX-сертификации. Но она соответствует требованиям "THX-спецификации мультимедийных систем", которая несколько раз упоминается на сайте THX, без прямого указания, что она из себя представляет в действительности.
Всякий THX-сертифицированный домашний кинотеатр должен соответствовать очень жестким требованиям, как, например, выдавать частоты порядка 20 Гц, от которых поднимается пыль. Поэтому ни один из переносимых сабвуферов этого выдать не в состоянии.
Другой маркетинговый аспект Z-560 касается выходной мощности. Logitech заявляет, что Z-560 соответствует американским стандартам по суммарной звуковой мощности 400 Вт. - 188 Вт на сабвуфер, 53 Вт на каждый сателлит. Это не так. Если бы так, то спикеры просто бы разнесло.
Во-первых, недостаточная усилительная мощность. 400-ваттная тороидальная катушка в углу корпуса - не показатель. Для этого она должна бы быть помощнее, поскольку у усилителя КПД усиления никак не 100%. Если бы было так, то не нужен бы был теплоотвод.
Во-вторых, катушки очень громоздкие, а номинальная мощность постыдно низкая, судя по табличкам на корпусе. И КПД очень низкий.
Logitech идет по тому же пути, что и остальные изготовители спикеров. Для своих размеров их КПД вполне приличный. Если бы у 8-дюймовой басовой катушки был бы таких же внушительных размеров магнит вокруг огромной звуковой катушки и при розничной цене $100, то было бы вполне пристойно для нее выдавать мощность 150 Вт.
Но такой катушки там нет. Тыльная сторона катушки сабвуфера скрыта за большим изогнутым фазоинвертором, но через узкие щели можно разглядеть номинал всего лишь в 100 Вт.
Аналогично, можно было выпустить 3-дюймовую катушку для средних/высоких частот, как у сателлитов в Z-560 с мощностью в 53 Вт. Не знаю, есть ли такие товары на розничном рынке, но было бы приятно услышать о таких.
Опять же, это не то, что использует Logitech, - всего лишь 15-ваттные динамики W3-665SC от Tangband Speakers. А этой модели не заявлено на сайте Tangband. Стоит существенно превысить номинальную мощность в течение достаточно долгого времени, и катушка у вас сгорит. Если верить надписям на катушке, то у сабвуфера мощность 100 Вт, у каждого из четырех сателлитов по 15 Вт, что в сумме дает 160 Вт.
Осмотр катушки показал, что ни у одного из Z-560 не было материала, поглощающего резонанс. Но к счастью, система демонстрирует очень неплохой звук, несмотря ни на какой маркетинг. Особенно, если вы больше любите басы.
А теперь пришел черед прослушать сэмпл "Talking Heads", басы конечно там присутствовали. Именно их я и хотел прослушать. Если регулятор басов находится в среднем положении, то сабвуфер заглушал сателлиты. Все басы (плюс обычно высокая доля средних частот, выдаваемых сабвуфером) звучали намного лучше, чем у трех других систем, но не одними басами жив человек. Без демпфирования и при достаточно большом фазоинверторе у сабвуфера резонансная частота оказалась очень высокой. Так в условиях студии пик резонанса пришелся на 85 Гц, и это очень много. Кривая частотной характеристики сабвуфера не падает ниже резонанса, поэтому он вполне пристойно выдал басы с композиции 'Burning Down The House'. Но его стандартный уровень очень высок.
Слуховые тесты с системой от Logitech проводились с отключенными басами. Это допустимо, если басов слишком много. Настроив басы на источнике сигнала, можно добиться довольно плоской частотной характеристики.
Если басы слышны, то сателлиты Z-560 звучат вполне нормально. В этом нет ничего запредельного в плане качества звука; может этому способствовала фазовая заглушка, но отсутствие поглотительного материала внутри корпуса спикера может свести эффект на нет. Эта система достаточно громкая, чтобы соседи вызвали стражей порядка. Если ваша цель далека от этой, то вам вполне хватит довольствоваться средними частотами катушек этих сателлитов, довольно чистыми высокими частотами и с низким уровнем помех даже при полной громкости. Кстати, очень приятный эффект M3D; это моно-surround-система (т.е. когда два surround-спикера принимают один и тот же сигнал), в отличие от стерео-surround CMSS-режимов Creative, но разница небольшая, во всяком случае, это лучше чем front-to-rear duplication.
Слушаем композицию Токката и фуга. Уровень басов низкий. Затем прибавляем басов, и громкость - на полную катушку.
Z-560 не выдал лучшей передачи нюансов звучания баховской пьесы, которые я когда-либо слышал, но было весьма занятно. И это при малых размерах головок сабвуфера. Органная музыка - очень показательный тест для проверки устойчивости звука при фазоинверторе больших размеров.
Для легкой классической музыки, где басы - не главное, маленькие сателлиты от Logitech прекрасно с этим справляются, что скрашивается дополнительными эффектами M3D. Опять же сабвуфер играет большую часть средних частот, что вполне сгодится для компьютерных спикеров, к тому же цены у этой системы вполне доступные.
При проигрывании техно-бума на сабвуфере возникают проблемы с перенасыщенностью басами.
Для игр - лучше Z-560 не найти. Когда в игре в вас шарахнут минометом, вполне вероятно, что с полок у вас все попадает.
Резюме
Altec Lansing Select 4100 - приятная система, хотя при такой цене могла бы быть и лучше. Похоже, что 2100 выглядит лучше, но это всего лишь 2.1-система.
Cambridge FPS1600 очень неплоха для своей цены, но не идеальна в абсолютном выражении. Если не можете позволить себе что-нибудь лучшее, можете остановиться на ней. Но не стоит ожидать от нее слишком многого.
У Creative Inspire 5700 превосходный блок управления, но цена высока, при обычных спикерах. Если бы это было со спикерами типа Logitech Z-560 - даже при избытке мощности сабвуфера, то 5700 был бы идеальной системой.
Logitech Z-560 - это система для поклонников басов, но не только в этом ее прелесть. В ней нет surround-режимов, что у Inspire 5700, но более качественные спикеры и более привлекательная цена.
Оригинал статьи находится на сайте Dan's Data.
2093 Прочтений • [Сравнение акустических систем ( Alexander )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]