В начале лета многие игровые сайты распространили сенсационную информацию об утечке бета-версии долгожданной Deus Ex: Human Revolution. Пренеприятнейшее событие произошло почти за три месяца до официального релиза. По логике вещей печали боссов компаний Eidos Montreal, Nixxes Software и Square Enix не должно быть предела. Однако не все так ужасно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, в сеть попала урезанная игра с 4-5 часами геймплея из финальных 20-25. Во-вторых, бета настолько хороша и очаровательна, что сразу после ее прохождения редкий поклонник сериала Deus Ex не поспешит сделать предзаказ. Не удивимся, если вся эта история с похищением – лишь ширма, за которой скрывается продуманная пиар-акция.
История одного похищения
Еще совсем недавно российские журналисты с чьей-то ловкой подачи наперебой публиковали невероятные подробности инцидента. По основной версии прессы игру украл армянский разработчик из Nixxes Software. Причем сделал это некто по имени Артак Авакян весьма экстравагантно. После очередной обидной шутки от русского коллеги, заканчивающейся словами “ч*рка черно*опый!”, терпение Артака лопнуло. Оскорбленный армянин вырвал из ближайшего компьютера жесткий диск с билдом Deus Ex: Human Revolution, после чего с адским хохотом скрылся в неизвестном направлении. Для пущего драматизма некоторые сайты выдумывали собственный вариант продолжения истории со словами “к братюне”, “синька” и “ок”. Естественно, информация оказалась полнейшим бредом. Далее начали появляться более разумные версии. Выяснилось, что бета с торрентов полностью идентична пресс-версии, которую журналисты получили незадолго до злополучных событий. В июле, после долгого молчания, Square Enix, наконец, нашла виновных в “сливе”. Скоро перед судом предстанут 15 итальянцев, проникнувших на закрытый сайт издателя, скачавших версию игры для журналистов и выложивших ее в свободный доступ. Для входа на сайт злоумышленники использовали логин и пароль, предоставленный одному итальянскому журналу. Максимум, что грозит нарушителям авторских прав – штраф $ 5000. Один город из возможных пяти, полтора десятка заметных персонажей, 3-4 часа геймплея на основной сюжет и 1-2 на побочные задания, казалось бы, маловато для оценки продолжения культовой Deus Ex. Нет, достаточно. Демка для прессы позволяет изучить почти все игровые аспекты. Единственные исключения – сюжет и влияние на него действий героя; дизайн оставшихся мегаполисов; имплантаты и модификации, которые физически нереально открыть на первых порах; ну, и стабильность работы финальной версии Human Revolution. На эти вопросы мы обязательно ответим после выхода финальной версии, а пока попробуем понять, как же играется современная Deus Ex?
Боевой инвалид
Опустим рассказ об истории сериала Deus Ex, об игровом сеттинге и о Кибер-Ренессансе. Обо всем этом можно прочитать в нашем недавнем превью. Лучше сразу начнем непосредственно с игры. Пресс-версия содержит пролог и первый город – Детройт со всеми сюжетными и побочными квестами. Главный герой игры – Адам Дженсен, бывший боец спецотряда SWAT. По определенным причинам Дженсен покинул службу и решил попробовать себя в качестве начальника службы безопасности корпорации Sarif Industries, занимающейся производством имплантантов. Начальный ролик поражает великолепием музыки и убогостью графики. О заслугах композитора и халтуре программистов мы поговорим чуть позже, а пока вступление. Таинственный человек в костюме общается с другими не менее таинственными людьми при помощи продвинутой версии Skype. Назревает какой-то заговор, связанный с деятельностью Sarif Industries и личностью ее основателя – Дэвида Серифа. Следующая сцена – милая беседа Адама с очаровательной докторшей по имени Мег в одном из офисов компании. Вскоре парочку вызывает на ковер сам господин Сериф, после чего камера буквально влетает в затылок героя и управление над Адамом переходит к игроку. Хотя, управление – сказано слишком сильно. Вводный эпизод – типичная демонстрация технологий и достижений 2027 года. Сенсорные газеты, мониторы, изображение с которых видно с любой стороны – по мнению разработчиков технологии, которые сейчас дороги и непрактичны, через 16 лет станут обыденностью. Какое-то время мы можем лишь вертеть головой. Все остальное намертво заскриптовано. Впечатление примерно такие же, как после вступления первой Half-Life. Ученые ковыряются с протезами, толстая докторша отчитывает неуклюжего коллегу, доктор Василий демонстрирует какому-то военному новые разработки, противненький айтишник подкалывает Адама – внутренний мир Sarif Industries бедным не назовешь. Под занавес экскурсии офис Sarif Industries атакуют неизвестные люди с механическими руками и прочими радостями прогресса в собственном теле. Дженсен выбирается на разведку (одновременно игрока знакомят с основами игровой механики) и буквально через считанные минуты вступает в стычку с одним из террористов. Результат – увечья, несовместимые с жизнью, и гибель Мег. Игра отматывает полгода. Серифу удалось “починить” героя, напичкав его тело электронной начинкой. Обновленный Адам проходит курс реабилитации и возвращается к работе. Его задача, как главы службы безопасности, – выяснить кто и зачем совершил дерзкое нападение на Sarif Industries. В конце концов, в ходе налета погибла Мег, и у Адама есть не только служебные, но и личные мотивы.
В рамках приличий
По структуре, смыслу и содержанию Deus Ex: Human Revolution до боли напоминает самую первую игру сериала. Третья часть, как полагается, находится на стыке игровых жанров. Здесь и шутер, и ролевая игра, и стелс-экшен, и обильная болтовня, которой позавидуют многие квесты. Детройт 2027 года вылитая – Санта-Моника из Vampire: Masquerade – Bloodlines. Физически город невелик, зато доверху напичкан секретами, тайниками и квестами. Как и в вампирской Санта-Монике, в Детройте есть пригодная для перемещения канализация. До некоторых областей вроде дворика полицейского участка можно добраться только под землей. Симуляции жизни, смены времени суток и прочих мелочей, присущих многим современным RPG, нет и в помине. Сюжетный персонаж будет неделями напролет стоять у барной стойки, пока не примет квест. Для львиной доли заданий Human Revolution предусмотрено несколько вариантов прохождения. Приверженцы стелса бесшумно проникнут в помещение, взломают компьютер и без лишнего шуму разживутся ценной информацией. Любители пострелять проложат путь при помощи крупнокалиберной винтовки с оптическим прицелом. И это, разумеется, не все разнообразие. Уболтать охранника, проникнуть через заднюю дверь, оглушить часовых – вариантов масса. Пока, к сожалению, непонятно – будет ли тот или иной стиль прохождений влиять на концовку. Выбор варианта ответа, совсем как в породистой RPG, обычно напрямую влияет на дальнейшие события. Скажем, если помочь скрыться опасному экстремисту, то через некоторое время тот отблагодарит ценной информацией. Если не помогать, то бедолагу бесславно пристрелит отряд SWAT. Перестрелки – классика в духе F.E.A.R. 3. Выстрел, граната, укрытие, опять выстрел – и так до легкого головокружения. В игре три уровня сложности. На самом простом интерактивные объекты и враги подсвечиваются желтым. На уровнях посерьезнее такого детского сада уже нет. Для любого оружия есть апгрейды. Даже обыкновенные гранаты можно научить прилипать к стенам. В целом разработчики сумели нащупать идеальный компромисс между уважением к старой Deus Ex и современными веяниями. Так, здоровье в Human Revolution восстанавливается автоматически. А вот патроны для пистолетов и винтовок снова раздельные. В игре предусмотрена система укрытий, но нужна она больше для стелс-режима. На уровнях Human Revolution светло, поэтому только коробки, бочки и прочий хлам способны уберечь от вражеского взгляда. По нажатию правой кнопки Дженсен “прилипает” к ящику или стене. В зависимости от обстановки на экране появляются варианты действий. Можно прыгнуть в сторону соседней коробки, а можно прислониться к противоположной стене. Больше 20 направлений развития способностей Адама – немаленькая цифра даже для Deus Ex. Модификации бывают как пассивные (увеличение здоровья или запаса энергии), так и активные (возможность видеть сквозь стены, невидимость). Последние активно расходуют упомянутую энергию. У каждой способности есть несколько ступеней развития. Процесс взлома компьютеров и замков – отдельная мини-игра. Игроку необходимо обезвредить систему безопасности, захватив несколько ключевых узлов. Антихакерское ПО, тем временем, не дремлет и изо всех сил старается обнаружить несанкционированное проникновение. Усыпить бдительность защитного софта помогают различные программные примочки. После нескольких неудачных попыток взлома система на некоторое время блокируется.
Кукольный театр
Движок Crystal Dynamics времен Tomb Raider: Legend – самая слабая часть Human Revolution. Невооруженным глазом видно: третья Deus Ex рождалась в чудовищных муках. Как говорят расовые американские негры: “Чувак, даже моя бабушка выглядит круче!”. Мы, конечно, понимаем, что cо времен анонса в 2007 году технологии убежали далеко вперед, но не настолько же. Здешние сценки в сравнении с L.A. Noire – кукольное представление про Буратино в провинциальном Доме Офицеров рядом с “Кармен” в театре Ковент-Гарден. На физиономиях героев Half-Life 2 и Vampire: Masquerade – Bloodlines в 2004 году и то было больше эмоций. Угловатые персонажи, отвратительные текстуры, убогое освещение и почти полное отсутствие теней соседствуют с красивыми взрывами и спецэффектами DirectX 11. Правда, распоследние технологии вроде тесселяции прикручены к игре скорее для галочки. Разница между DirectX 9/DirectX 11, высокими/низкими настройками графики минимальна. То, что на Human Revolution, несмотря на техническое несовершенство, можно смотреть без слез – исключительно старания дизайнеров. Качество графики – не единственная проблема. Игра плохо переносит сочетание “Alt+Tab”. Сбоят алгоритмы AI, из-за чего противники часто действуют неадекватно. Во время диалогов камера иногда залетает прямо в головы персонажам. За оставшиеся полтора месяца разработчики могут отполировать игру до кристального блеска, а могут оставить все как есть. Остается верить и надеяться, что вывернутых наизнанку черепных коробок и частых вылетов в Windows в финальной версии Human Revolution не будет. Все-таки Eidos, все-таки Square Enix. Зато уже сейчас можно с уверенностью сказать, что в игре поистине гениальный саундтрек. Композиции от Майкла МакКанна (Michael McCann) напоминают некоторые работы коллектива Druft Punk (см. недавний “Трон: Наследие”). Модные сейчас духовые завывания в стиле фильма “Начало” как нельзя лучше подходят мрачной Human Revolution.
Киберпанк жив!
Говорят, время System Shock, “Джонни Мнемомника” и “Матрицы” безвозвратно прошло. Последние годы в фильмах и играх царствует беззубая фантастика для усредненной аудитории. Мрачный киберпанк, тем временем, прозябает на затворках индустрии развлечений. Немного роботов, немного имплантантов, обязательные пришельцы и полное отсутствие ненормативной лексики и крови – вот залог успешных продаж или кассовых сборов. Гламурные “Трансформеры”, Mass Effect и другие творения для широкой публики сильно потеснили позиции некогда культового жанра. Но не стоит спешить с похоронами. Human Revolution – лучшее подтверждение того, что киберпанк жив. У Eidos Montreal и Nixxes Software получилась не просто идеальное продолжение Deus Ex, а новый флагман подзабытого жанра. Верность традициям, прекрасная стилистика, великолепная музыка, множество вариантов прохождения и принятие непростых решений – третья Deus Ex очаровывает с первой сцены. Мозги здесь вышибают крупным планом, а главный герой даже не пытается казаться хорошим парнем. Иногда жестокая, иногда депрессивная игра показывает изнанку человеческого мира в не самом светлом, но пугающе правдоподобном варианте будущего. В Human Revolution хочется играть часами и сутками напролет. Увы, незадолго до вылета главного героя в Шанхай, пресс-демо заканчивается. Нам же остается лишь взять календарь и отметить 23 августа, как один из самых важных дней в году. Именно в этот летний денек Deus Ex: Human Revolution должна появиться в магазинах и файлообменниках планеты. P.S. Пираты и хакеры, тем временем, не дремлют. Буквально на днях на торрентах оказалась практически готовая версия Gears of War 3 – продолжения одного из главных экшенов для Xbox 360 за всю историю существования приставки. Украденная версия очень близка к финальной, к примеру, она содержит полностью готовую одиночную кампанию. Правда, есть одно “но”. Пройти третью часть Gears of War до релиза смогут только немногочисленные владельцы приставок со взломанной “операционкой” (XBReboot и FreeBoot). Остальным же остается пускать слюни и терпеливо ждать 20-го сентября.