Если вы думаете, что игроделы из компании Day 1 Studios никакого отношения к F.E.A.R. не имеют, то заблуждаетесь. Имеют. Но их участие в развитии серии ограничилось только портированием первой части на Xbox 360 и PlayStation 3. Кроме консольных версий First Encounter Assault Recon, Day 1 Studios известны по очень неплохим двум MechAssault для Xbox и посредственной Fracture для Xbox 360 и PlayStation 3. Когда появилась официальная информация о том, что третьим воплощением F.E.A.R. будут заниматься именно эти ребята, а не мастера жанра из Monolith Productions, многие пожимали плечами, беспокоясь за судьбу серии. Когда по Интернету начали гулять первые скриншоты и геймплейные видеоролики, противоречивые настолько, насколько это возможно в принципе, становилось уже по-настоящему страшно. Опасения в итоге подтвердились ровно наполовину. F.E.A.R. 3 (или F.3.A.R. - тут уже дело вкуса) - ни в коем разе не трэш, но и далеко, как говорится, не фонтан. Напугай меня, если сможешь
Несмотря на то, что руку к истории F.E.A.R. 3 приложил известный по хоррор-комиксам 30 Days of Night сценарист Стив Найлс (Steve Niles), сюжетно триквел почти не продвинул серию вперед. И, конечно же, оставил обязательный задел для следующих частей - вне зависимости от того, какая из двух приготовленных концовок будет признана "официальной". С момента окончания боевых действий первого F.E.A.R. и Project Origin минуло примерно девять месяцев (прозрачный намек на срок беременности?). Заключенного в камере протагониста дебютного проекта линейки Пойнтмена, как демонстрируется в красочном и стильном стартовом ролике, с удовольствием дубасит парочка суровых сотрудников "Армахема", за чем пристально наблюдает главный (после всеми любимой Альмы Уэйд, разумеется) гаденыш серии и по совместительству родной брат Пойнтмена Пакстон Феттел - с многоговорящими следами пулевого отверстия на лбу. Пакстон, наверное, простив братишку за то, что тот относительно недавно "убил" его, оказывает надлежащую помощь - и начинается веселье. Адские родственнички направляются на поиски Альмы - каждый со своими целями. По пути также подвернутся коллега Пойнтмена по F.E.A.R. Джин Сунн-Квон и Альтер эго из прошлой части (он же папаша вот-вот родящегося дитенка Альмы - папаша, естественно, поневоле) Майкл Беккет. В общем-то, вот и он - весь сюжет триквела, дающий, тем не менее, ответы на некоторые вопросы, спровоцированные предыдущими частями. На этот раз история акцентируется не на роковом ментальном расстройстве мрачной Альмы, а на взаимоотношениях братьев - сыновей взбесившейся девочки, если кто не в курсе. Между главами прокручиваются ролики, показывающие, как в испытательной лаборатории под руководством циничного исследователя-садиста Харлана Уэйда <воспитывали> мальчиков, стараясь возвести между ними барьер непонимания и ненависти. И немного раскрывающие сущность братьев: спокойный, уравновешенный Пойнтмен с одной стороны и уверенно слетающий с катушек психопатичный Феттел, пока еще вроде как не жрущий людей, с другой. Плюс, во время непосредственно игры Пакстон периодически пускается в комментарии и увещевания, в то время как его брат, наконец-то наделенный внешностью и избавившийся от балаклавы, не произносит за весь сингл ни единого слова, прямо как Гордон Фримен. И если сторилайн, учитывая жанровую принадлежность серии F.E.A.R. и дурацкую привычку ее разработчиков объяснять происходящее ну очень вяло, еще более-менее приемлемый, то фирменную атмосферу, пошатнувшуюся в Project Origin, "выпилили" почти напрочь. Пожалуй, единственное, что хотя бы капельку впечатляет, - это ролики, что и немудрено: как заявляли девелоперы, видеовставки были сделаны при участии известнейшего режиссера, сценариста, продюсера и т.п. - в общем, человека-оркестра - Джона Карпентера (John Carpenter), который когда-то подарил кинематографу такие культовые ужастики, как, например, "Хэллоуин" и "Нечто". В остальном - стандартный такой боевичок со смешными претензиями на триллер или ужастик. За всю игру будет буквально пара-тройка неэффективных "бу"-моментов, Альма засветится крайне слабо, антуражи в основном довольно светлые, ужасных психоделических монстров и активного проявления всякого паранормального и потустороннего нет - и так далее. Играя в F.E.A.R. 3, автор этих строк не шуганулся ни разу вообще - первая и даже вторая часть были куда более жуткими и угнетающими. Ну, хотя бы художники постарались. Декорации - вот тот самый элемент, благодаря которому в триквеле традиционная атмосфера исчезла не до конца. Унылый, однообразный, просто позорный дизайн, который был одним из камней преткновения в оригинале, похоже, хвала богам, навсегда покинул серию. В качестве полей брани разработчики предлагают не то чтобы оригинальные места, но хотя бы не сплошные офисные помещения. Побывать доведется и в мерзких тоннелях канализационной системы, и в навевающих ассоциации с Рио-де-Жанейро пестрых городских трущобах, и на погруженных в хаос улицах, и в заполненном свихнувшимися под воздействием Альмы жителями Фейрпорта супермаркете, и в здании аэропорта, и на полуразрушенном, заваленном автомобилями и вагонами мосту, и много где еще. Скучноватыми вышло только несколько уровней - остальные локации выполнены на твердое "хорошо", они и вносят в F.E.A.R. 3 элементы триллера. Чего стоит тот же упомянутый супермаркет, загроможденный включенными телевизорами, или пустующие жилые дома, заставленные зажженными свечками и плюшевыми медведями на фоне изрисованных кем-то явно чокнутым стен. Мелких, но важных деталей довольно много; какой-нибудь схематично-гротескный, вызывающий соответствующие эмоции портрет Альмы доставляет больше впечатлений, чем выскочивший из-за угла ненормальный гражданин с монтировкой в руках. Project Origin 2
F.E.A.R. 3 очень смахивает на Project Origin не только подходом к дизайну декораций, но и в отношении игрового процесса - это, в отличие от первой части, по-прежнему достаточно быстрый, динамичный шутер с четким упором на перестрелки в slo-mo. Можно даже сказать, что триквел - эдакая нарезка из геймплея, что был в сиквеле. Короткие похождения по сознанию Альмы и прогулки в чреве мощного меха прилагаются. Очень радует, что разработчики заметно подправили искусственный интеллект. Конечно, до пугающе сообразительных ботов из оригинала здешним воякам далековато, но теперь отряд одновременно атакующих солдат может представлять собой довольно серьезную угрозу, а их перемещения уже не так сильно напоминают броуновское движение. Служители "Армахема" прячутся за углами, ящиками и прочими укреплениями, подают кое-какие признаки командного взаимодействия, постоянно носятся как угорелые и иногда даже стараются подойти к игроку из-за спины или с фланга - возможно, именно из-за поумневших оппонентов в F.E.A.R. 3 была внедрена система укрытий, которая периодически по-настоящему пригождается. Расписывать остальное не имеет никакого смысла - тот же Project Origin, только со сравнительно вменяемыми противниками и с меньшей долей кинематографичности. Но, кстати, главное отличие F.E.A.R. 3 от второй части - вовсе не искусственный интеллект, а возможность поиграть в шкуре Феттела и режим кооперативного прохождения. Если Пойнтмен с релиза оригинала, не считая внешнего вида и автоматической регенерации здоровья, не изменился (пушки да замедление времени - как бы и все), то Пакстон - это действительно, так сказать, свежий ветер. Этот кровожадный товарищ владеет телекинезом, стреляет некими импульсами, умеет вселяться в тело противника и так далее. Поначалу играть за него вполне увлекательно - к тому же Феттел часто требует тактической мысли, - однако вскоре попрыгушки по чужим телам надоедают, особенно если бегать в роли Пакстона не в кооперативе на пару с другом, а после прохождения одиночной кампании за Пойнтмена (схема такая: справились с уровнем за молчаливого бородача - получайте возможность побродить по этой локации за его брата-каннибала), да и это уже как бы не совсем и F.E.A.R. получается. Впрочем, такой элемент разнообразия в все равно приятен. Еще одно большое сходство третьей части и Project Origin - техническая сторона. Несмотря на то, что эти игры используют разные движки (в сиквеле был модифицированный Lithtech: Jupiter EX, в триквеле - знакомый по предыдущему проекту Day 1 Studios, экшену Fracture, Despair Engine, тоже модифицированный), их визуальные ряды не так уж и сильно различаются. По крайней мере, в плане качества картинки - а ведь со дня релиза Project Origin прошло почти два с половиной года. Нельзя, конечно, утверждать, что F.E.A.R. 3 страшненький (ситуацию во многом спасает добротная светотень), но некоторым своим современным коллегам по жанру он солидно уступает. Кроме того, даже в первой части режим замедленного времени был реализован куда зрелищнее и внушительнее, чем в триквеле, здешние следы, оставленные пулями, и вовсе вызывают сплошное недоумение. Да и аудиоряд детища Day 1 Studios изрядно отстает от предшественников. К.Р.3.П.К.И.Й. С.3.Р.3.Д.Н.Я.К.
У сотрудников Day 1 Studios не получилось вытянуть F.E.A.R. 3 хотя бы до уровня Project Origin. Кое-где они внесли удачные корректировки (передаем привет болванчикам из "Армахема'), кое-где нехило накосячили (вспоминаем об атмосфере и "бу"-моментах). Финальный результат, конечно, не заслуживает бури восторга, но и списывать его со счетов, прикрепив клеймо "проходняк", также нельзя. Обычная довольно качественная и увлекательная стрелялка, которая пришлась кстати в сухой для индустрии летний сезон - осенью триквел конкуренции с теми же Battlefield 3 и Modern Warfare 3 стопроцентно не выдержал бы. Фанатам серии играть в F.E.A.R. 3 - в любом случае обязательно.