Бессмертные произведения Льюиса Кэрролла (реальное имя - Чарльз Лютвидж Доджсон) о приключениях маленькой девочки Алисы - настоящая кладезь символизма, сюрреализма и натуральной психоделии, исток мириадов рек аллюзий, подражательств и догадок, великолепный объект для изучения не только культорологами, но и психологами. Некоторые граждане ошибочно считают "Алису в Стране чудес" и "Алису в Зазеркалье" книжками для самых маленьких - далеко не всякий, даже весьма умный, эрудированный и отличающийся открытым сознанием, взрослый человек способен разобраться, что в действительности хотел сказать и что намешал в своих творениях мистер Кэрролл. Ввиду специфического, во многом сумасшедшего стиля и характера обеих "Алис", ну кто другой мог делать по ним игроизацию, если не знаменитый не только своими проектами, но и экстравагантностью геймдизайнер Америкэн Джеймс МакГи!? Ну, разве что, может быть, еще Тим Шафер - но МакГи, наверное, просто оказался первым. МакГи прославился именно благодаря American McGee's Alice, несмотря на относительно продолжительную работу в id Software (этот товарищ, между прочим, причастен к разработке дебютного Doom и первых двух Quake), откуда он в итоге ушел под крылышко к Electronic Arts. После релиза и успеха, так сказать, персональной "Алисы" у Америкэна было сотрудничество со студией Enlight Software, после - свои Spicy Pony и Spicy Horse и такие средненькие, но как минимум нетривиальные игры, как Scrapland, Bad Day L.A. и Grimm. Со дня появления на свет American McGee's Alice минуло девять лет - и наш геймдизайнер вернулся к своей, возможно, любимой, принесшей ему известность героине, анонсировав проект под рабочим названием The Return of American McGee's Alice. Через некоторое время игра сменила имя на более красноречивое Alice: Madness Returns - и вот сейчас нимфетка в забрызганном кровью сарафане, со злобным взглядом и большим кухонным ножом в руке возвратилась на наши мониторы, прихватив с собой старых знакомых персонажей и море той самой психоделии, которая так цепляла в 2000-ом году. И если участие МакГи в Scrapland, как вежливо подсказывает "Википедия", ограничилось функцией продюсера, в новой "Алисе" Америкэн - это сразу креативный директор, дизайнер и один из авторов сценария. Что, если знаешь манеру МакГи, угадывается почти везде и почти во всем.
Follow the white cat
Alice: Madness Returns - прямое продолжение старшей "сестренки". Алису выпускают из Рутледжской психушки, переселяют в один из лондонских приютов - и шефство над ней берет интеллигентной наружности психиатр Ангус Бамби, изо всех сил старающийся искоренить из сознания и подсознания девушки воспоминания о трагической гибели ее родителей. Прогуливаясь по грязным, мрачным, кишащим неприятными типами улочкам, Алиса замечает - нет, не Белого кролика - белую кошку, которая всем своим видом призывают героиню следовать за собой. Наивное (хотя тут, обращаясь к American McGee's Alice, можно и поспорить) создание устремляется за загадочным животным, вскоре встречает знакомую по "желтому дому" медсестру Уитлесс и после непродолжительной беседы с оной снова попадает в Страну чудес. Там ее уже поджидает Чеширский кот, который намекает на то, что в Стране чудес опять что-то неладно. Окончательно рехнувшийся Безумный Шляпник и совсем озлобившиеся Мартовский Заяц и мышь Соня, видимо, задумали что-то очень негодяйское - быстро выясняется, что эти хулиганы сооружают некий смертоносный поезд для уничтожения Страны чудес как таковой... Как видите, карты перемешались - и некоторые персонажи ступили на скользкую дорожку. А вот та же монструозная Герцогиня подобрела: именно благодаря ей Алиса, не рискуя быть съеденной, обзаведется перечницей - убойным кухонным предметом, стреляющим ненамного хуже пулемета Гатлинга. Вообще, сценарий, как и подобает сценарию, которым занимался в том числе Америкэн МакГи и в основе которого лежат, во-первых, книги, судя по всему, девиантного Кэрролла, а во-вторых, однозначно девиантная American McGee's Alice, совершенно отмороженный и даже запутанный. На фоне основного сторилайна кусочки памяти, которые находит на локациях Алиса, смотрятся чем-то уж слишком адекватным и поэтому не особо-то и нужным. Ну, и Чеширский кот со своими шарадами дает жару, конечно. Не сильно отстают и другие действующие лица - как и в "Алисе" 2000-го года, здесь все в той или иной степени долбанутые, гротескные и поэтому запоминающиеся и западающие в душу. Взрывать мозг сюжету помогают антуражи - как и, наверное, все в этой игре, ненормальные, бешеные, иногда пугающие, порой заставляющие в изумлении или благоговении открыть рот и вызывающие желание поклониться в ноги тем гениям (или, по крайней мере, очень талантливым людям), которые все это безумие старательно вырисовывали. МакГи сотоварищи взболтали в Alice: Madness Returns ну просто все на свете. Здесь и сказка, и стимпанк, и мрачный реализм, и такой выворачивающий сознание наизнанку сюрреализм, какой мог присниться разве что обожравшемуся псилоцибиновых грибов или/и кислоты пресловутому чудаку Сальвадору Дали. Разноцветные грибы, летающие свиные пятачки и костяшки домино, гигантские чайникообразные сооружения, забальзамированные обитатели этого чокнутого мира, рычащие механизмы, черт знает что еще. А умирая или совершая "додж", Алиса красиво рассыпается на стайку прелестных бабочек. Какая-то сплошная, концентрированная, самая безнадежная из всех видов и степеней шизофрении. Такое чувство, что поиграешь в Alice: Madness Returns еще пару часиков - и самому недалеко до того, чтобы свихнуться и быть запертым в Рутледжской психушке. Завораживает - не то слово. И как-то не очень верится, что игру выстраивали на Unreal Engine 3, пусть и модифицированном, настолько отлична она от всего, что когда-либо было создано на этом популярном движке. Даже если взять тот же потрясающий (заострим внимание на дизайне и стиле) BioShock, Alice: Madness Returns рядом с ним - это как будто гостья не то что с далекой планеты, а из другого измерения. Из вообще всех составляющих последнего творения МакГи, требующих умения в плане культуры и искусства, подводит только невзрачный саундтрек, остальное же бесподобно - или почти, или без скидки на что-либо. Alice? Who the f*ck is Alice?
Можно провести конкретную аналогию между Alice: Madness Returns и относительно недавним кинофильмом Alice in Wonderland еще одного, как и МакГи, чокнутого ходячего таланта и высококлассного визуализатора - Тима Бертона. В обоих случаях внешняя оболочка - на почти недосягаемом уровне, а вот то, вокруг чего обернута вся эта феерия, можно если и похвалить, то очень сдержанно. У Alice: Madness Returns ощутимые проблемы с тем, ради чего в большинстве своем и делаются игры, - конечно же, с геймплеем. Насколько этот проект удивляет и доставляет бескрайнее эстетическое удовольствие своим внешним видом, сторилайном и озвучкой, настолько же нервирует и удручает игровой механикой. По сути, опуская немногочисленные и такие несложные, что на них вообще не обращаешь внимания, головоломки, новая игра от МакГи состоит из двух элементов - экшена и платформинга. С экшеном все еще более-менее нормально. Алиса лихо и безжалостно орудует кухонным ножом или тесаком и дает перцу в прямом смысле этого слова с помощью презента Герцогини. Враги разнообразные, поэтому порой просыпается неподдельный интерес, а также иногда оказываются не лыком шиты - тогда просыпается и азарт. Но схема "попрыгали - вышли на определенный кусок локации - раскрошили пачку часто совершенно одинаковых супостатов - попрыгали дальше" разочаровывает и делает Alice: Madness Returns в этом отношении очень предсказуемой. А прыгать придется ой как до фига - гораздо больше, чем сражаться с нечистью Страны чудес. Выводит из себя несказанно - почище, чем многие из Prince of Persia. Странное дело: примерно столько же и такого же довольно трудного (если не хардкорного - по нынешним меркам) платформинга было и в American McGee's Alice, но тогда они не выбешивали, по крайней мере - до такой кондиции. Здесь Алиса умеет не только скакать, но и делать рывок вперед и недолго парить в воздухе, причем комбинировать рывки и порхание можно - точнее, зачастую нужно - несколько раз за время преодоления одной пропасти. Клавиша пробела чуть ли не раскаляется докрасна. Многочисленные случаи, когда в десятый раз героически и стоически пытаешься пропрыгать по ряду платформ - и вот уже вроде и получилось, вот она, последняя точка приземления, перед самым носом, а не хватает какого-то миллиметра (или в самый ответственный момент вдруг проседает fps или выпендривается камера) - и опять, блин, все заново, они незабываемы, о да. Еще и управление неотзывчивое, даже если играть с геймерской клавиатуры, на которой можно выставлять очень высокую скорость реакции на нажатие, проверено. Нехорошей тирадой следовало бы помянуть и отрезки, на которых Alice: Madness Returns превращается в самый настоящий классический платформер с видом сбоку - тогда и без того раздражающие попрыгушки вырастают до звания Ада, разве что без дьявола и котлов со смолой. Мы уверены, энный процент играющих забросит все это к чертям собачьим уже после пары-тройки таких вот издевательств. Впрочем, это касается в первую очередь пользователей компьютеров - консольщикам не привыкать. А боевая система последним почти наверняка даже понравится. Здешние потасовки жутко напоминают приставочные слэшеры. Можно, конечно, рубить психоделичную монстрятину по старинке, как в обычных экшенах от третьего лица, но эффективнее фокусироваться на вражинах - зато тогда периодически начинает злить камера. Благо разработчикам удалось избежать читерской сути перечницы: она быстро перегревается, поэтому все-таки приходится прибегать к холодному оружию - хоть какое-то разнообразие, ибо, извините, апгрейды, смена нарядов, влияющих на характеристики, и эдакий режим ярости, находясь в котором, Алиса мордует бестиарий особенно сочно и круто, много разнообразия не обеспечивают. Все страньше и чудесатее
Словом, вышло все, как обычно у Америкэна МакГи и случается, неоднозначно. Изумительный дизайн, умелая игра на эмоциях (пока что не будем говорить об отрицательных, связанных с геймплейной механикой) - из Alice: Madness Returns получился в некотором роде культурный феномен, произведение искусства. Но в то же время этот проект (а вот теперь - будем) способен утомить, кажется, любого, особенно того, кто играет ради той самой геймплейной механики. Поэтому всем фанатам "Алис" за авторством Кэрролла и/или American McGee's Alice поиграть в это чудо все-таки стоит. А тем, кто не держал в руках книг Льюиса-Чарльза и рвал на себе волосы из-за долбаных попрыгушек еще в 2000-ом (как вариант, в глаза не видел ту самую "Алису" и видеть не особо желает), следует поберечь нервные клетки и заняться чем-нибудь другим. Сюда же припишем и ортодоксальных поклонников творчества Кэрролла, так как то, что МакГи сделал с персонажами нетленной классики, вполне может показаться им непростительной ересью.
1944 Прочтений • [Alice: Madness Returns - Девушка с ножом] [28.05.2012] [Комментариев: 0]