Помогать и защищать Есть на свете определённые число игр, которые в будущем ставали довольно успешными самостоятельными проектами, но изначально задумывались всего лишь как дополнение, модификация к известному проекту. Больше других в данном направлении преуспел, и это мягко сказано, Counter-Strike, оказавшийся без преувеличений одной из лучших игр за всю историю индустрии. Слава этого подвига не даёт покоя начинающим модостроителям, которые всё пытаются повторить это достижение ну или по крайней мере засветиться в мире больших игр.
Красавица и чудовища
Да не введёт в заблуждение наших уважаемых читателей название, Sanctum - никоим образом не игра по мотивам недавнего фильма про группу товарищей, спустившихся в глубины пещер, а шведский мод к Unreal Tournament 3, победитель тамошнего специализированного конкурса. Прародитель тут узнаётся с большим трудом, и то - дело лишь в отдельных элементах визуального оформления. Шведы из Coffee Stain Studios и вовсе решили сменить жанр - вместо многопользовательского или одиночного шутера перед нами развлечение в ещё достаточно свежем и особо никем не приватизированном стиле Tower Defense. Суть проста - есть локация и есть ядро, как главный объект, который нужно защитить. Защитить от монстров разной наружности и силовых характеристик, прущих напролом с целью данное ядро уничтожить. Чтобы этого не допустить, игроку необходимо всячески обустраивать территорию оборонительными башнями и турелями, перекрывать чудищам короткие пути к цели, запутывать их самолично возведёнными дорожками. Главное что отличает Sanctum от его немногочисленных коллег по жанру - здесь остались элементы шутера, и элементы эти достаточно весомы, они непосредственно влияют на игровой процесс. Мы не только строим башни и наблюдаем за ходом обороны от лица героини, но ещё и вносим свой непосредственный вклад в изничтожение вражеских орд, а именно - обстреливаем их с любого из доступных стволов. Без нашей огневой поддержки турелям не обойтись, ибо шквальный огонь автомата ничуть не уступает скорострельным гатлингам, стоит нам только занять выгодную позицию для отщёлкивания монстров. Что до последних, то зверушки отличаются внешним видом, а также скоростью передвижения, выносливостью и численностью. Кто-то мириадами бежит как на стометровке, кто-то поодиночке не спеша перекатывает свою тушу с ноги на ногу. Против разных врагов помогают разные пушки - прочных противников не скосит пулемётный огонь, только сильные точечные удары, летающим тварям подавай воздушную поддержку, а самых опасных врагов - головастиков, например, практически не задеть турелями, только прицельными выстрелами в голову. На главную героиню, к слову, монстры внимания не обращают - урона они никоим образом не наносят, только лишь отшвыривают девушку на несколько метров, если та попадается под ноги. Это, наверное, и к лучшему: в порыве очередной особо интенсивной волны некогда было бы думать про собственную безопасность, лишь бы не допустить недругов к вожделенному ядру.
В кампании или в компании - без разницы
Обустройство-оборона приходится очень интересным занятием, но к превеликому сожалению Sanctum заканчивается уже спустя 3 уровня, прохождение которых займёт от силы часа четыре. Попытка запустить мультиплеер же ничего нового не принесёт: абсолютно те же карты и тот же алгоритм, только в компании напарников. Без сомнений ситуацию бы спасла возможность самостоятельно придумывать и создавать карты, а затем сражаться на них, но таковую идею разработчики почему-то оставили без внимания. Начинать одиночную игру по новой также вряд ли кому-то захочется: уже во второй миссии поймёшь, что победная тактика здесь одна - построить витиеватый лабиринт и постепенно пополнять его башенками, добивая в случае чего особо настырных монстров с помощью автомата. И если оборонительные сооружения порадуют балансом и необходимостью в различных ситуациях, то сказать аналогичное по поводу "стволов" никак нельзя. Автомат - фактически единственное оружие, которое мы будем использовать: стоит провести все доступные апгрейды, как тот превращается в смертоносное орудие массового геноцида, рядом с которым и скорострельные турели не стоят. С графикой у Sanctum большие проблемы: смотрится игра как гость из года 2005-ого как минимум - угловатые модели, нечёткие очертания монстров, низкая детализация. При этом художники явно подают намёки на талант: все 3 карты выполнены в интересном футуристическом стиле, иногда так и тянет изведать этот мир, узнать про него побольше. Но даже огрызками сюжета нас не снабдили: безмолвная героиня просто спасает ядро от нашествия, а после каждой победы устраивает гулянья с какими-то диковинными космонавтами.
***
Если подводить итоги, то Sanctum выглядит как оригинальная, действительно броская модификация, пока ещё не тянущая, по сути, на звание полноценной игры. Больше бы разработчикам-аматорам денег, усилий и терпенья и, полагаем, их творение вполне мог бы ждать успех.