Серия Red Faction осуществила давнюю геймерскую мечту. Открытый игровой мир никого уже не удивлял, возможность прожить виртуальную жизнь - тоже. Толку от всего этого, если в таких мирах обычно можно убивать, есть, пить, ездить на автомобилях, даже заниматься сексом позволено, а вот просто-напросто расколотить хотя бы парочку предметов - нельзя. Не говоря уже про то, чтобы взорвать с помощью ракетницы какой-нибудь небоскрёб или хотя бы офис надоедливого начальника. А вот студия Volition прислушалась к народным чаяниям. В Red Faction было дозволено крушить всё и вся, от зданий до мостов, причём в третьей части к этому добавились и свободные для исследования пространства, и транспортные средства. От разработчиков требовалось лишь продолжить традицию.
Ничто не вечно
События Red Faction: Armageddon, четвёртой по счёту игры сериала, разворачиваются через полстолетия после финала третьей части. Освободившиеся от земного гнёта марсианские колонисты теперь живут не в лучших условиях. Злобные культисты во главе с буйнопомешанным Адамом Хэйлом уничтожили установку, которая обеспечивала условия для жизни на поверхности и отныне обитатели планеты вынуждены перебраться в катакомбы. Но фанатикам таких издевательств над простым людом мало и они задумывают окончательно избавиться от беззащитных жителей. Хитростью они заманивают Дариуса Мейсона, главного героя и по совместительству внука Алека Мейсона и Саманьи (знакомых нам по Red Faction: Guerrilla), в ловушку, где тот сам того не подозревая пробуждает древнюю агрессивную расу жукоподобных существ. Те начинают размножаться с космической скоростью и нападать на людские поселения. Само существование человечества на Марсе вдруг становится под угрозой, но, разумеется, протагонист всеми силами зарекается этого не допустить. Что же касательно геймплея, то первое удивление приходит после того, как пролетают несколько стартовых уровней. Безусловно, Armageddon берёт очень бодрый старт: поначалу мы отстреливаем пресловутых служителей культа в тщетной попытке отстоять поверхность, затем перемещаемся под землю (или под Марс), где сталкиваемся с ордами насекомоподобных троглодитов. Никуда не делся и знаменитый движок Geo-Mod: крушить да ломать здесь, как и раньше, можно и всё так же интересно. Дело в другом - в том, что Red Faction вернулась к принципу первых двух частей и перед нами никакая не "песочница", а снова привычный линейный боевик. Пускай от третьего лица, но уже без свободных для исследования зон и общедоступных автомобилей и грузовиков. Возможно, кто-то скажет, что разработчики не прогадали. Мир в Red Faction: Guerrilla не был, само собой, сверхинтересным и путешествия по его просторам порой навевали откровенную скуку. Но тем не менее, даже для проекта двухгодичной давности такая идея выглядела смелой и оригинальной. Armageddon же предлагает стандартный набор уровней, в котором нас ведут под ручку по сюжету, даже указывая дорогу тем, кто вдруг случайно заблудится, при помощи GPRS. А заблудиться тут, к слову, вполне таки реально. Убрав свободный мир, Volition оставили напоследок достаточно обширные уровни, которые интересно и полезно исследовать в надежде найти патроны, деньги или снести очередную замысловатую постройку любопытства и эстетики ради. Кстати, о разрушениях. Теперь можно не только сносить здания, мосты и генераторы, но и восстанавливать их благодаря специальному приспособлению. Иначе пройти кое-какие сюжетные отрезки никак не получится: в порыве особо масштабных перестрелок переломать какую-то важную дорожку, ведущую дальше по уровню проще простого, поэтому если не восстановим её, вперёд не продвинемся. Кроме того, чудо-гаждет умеет сбивать врагов с ног специальной силовой волной, что весьма пригодится, если закончатся боеприпасы или оппоненты окружат, а также он наделён и другими способностями, которые можно приобрести в виде апгрейдов. Скупаться нам предстоит на специальных терминалах - тут можно не только прокачать героя, но и обзавестись новым оружием. "Стволы" получились достаточно разнообразными и хотя, положа руку на сердце, действительно нужны из них лишь два - ракетница для больших целей и штурмовая автоматическая винтовка для всех остальных, среди ассортимента попадаются довольно занятные экземпляры. Например, эдакий плазмо-распылитель, превращающий всё, к чему прикоснётся его луч, в прах. Плюс некоторые пушки мы получаем после прохождения одиночной кампании, а они уж, поверьте, того стоят: Впрочем, не будем разглашать тайны - желаем вам лично насладиться этими трофеями.
Почти прекрасная
К Red Faction: Armageddon так и хочется прилепить модное нынче прилагательное "голливудский", но всё же игре не удалось дотянуть до этого почётного звания. Причём самую малость. Дело, в первую очередь, конечно же в сюжете. Перед создателями были открыты большие горизонты - тут вам и древняя таинственная раса, и сектанты, возглавляемые харизматичным лидером, и назревший бунт колонистов, и обязательная в наше время лав-стори. Но все сценарные наработки обрываются на полуслове, перспективные сюжетные линии недосказываются, а после концовки остаётся впечатление, будто нас накормили остатками, а самое вкусное осталось за кадром. А вот перестрелки увлекают не на шутку. Именно благодаря им игра проходится буквально на одном дыхании. Признаться честно, давненько банальный отстрел не шибко сообразительных противников от третьего лица не приносил нам столько удовольствия. Секрет в многочисленности и разнообразии врагов, прежде всего, тех самых <жуков>. Их очень много, они разные, кто-то ползает по земле и умирает от пары выстрелов, кто-то карабкается по потолку, кто-то вовсе исчезает и материализуется прямо перед носом, в кого-то надо всадить обойму, а в сторону крупных гигантов вообще не советуем смотреть без базуки в рюкзаке. Самое интересное, что недруги связаны между собой: к примеру, гигантские щупальца, напоминающие растения, увеличивают силу и прочность насекомых, а коконы рождают новых тварей до бесконечности. Не уничтожив тех и других, справиться с более мелкими противниками просто невозможно. В нужные моменты перестрелки разбавляются рейдами на различных транспортных средствах. Начнём мы с шагающего робота, потом переквалифицируемся в водителя огромного паука-шагохода, а под конец нам и вовсе дадут порулить чем-то наподобие звездолёта. Самая же интересная поездочка предстоит на борту баржи, которая будет плыть по раскалённым потокам лавы и при этом ещё и осаждаться со всех сторон мириадами беспощадных существ. Конечно, экшен-составляющую идеальной тоже не назовёшь. Разительно не хватает скриптов, сочных взрывов, ярких моментов, которые, с нашей точки зрения, обязательны для подобных боевиков. Сильно разочаровали и боссы: какими-то особенными, запоминающимися тварями нас не порадуют (а душа этого просит), а финальная же битва вообще оказалась какой-то детской прогулкой по сравнению с рядовыми сражениями. Перцу добавило и не совсем удобное управление: действий для нашего героя припасено немало, только вот удобно распределить их по клавиатуре никак не удаётся.
***
Марсиане из Volition порадовали игроков достойным проектом, на который не жалко потратить 8-9 часов свободного времени. Другой вопрос, что Armageddon для серии Red Faction, скорее, стал шагом назад: всё же возвращаться из формата свободного мира обратно к коридорному шутеру как-то не принято. Так ли это плохо или, может, бог с ним? Покажет только пятая часть.