Известнейший "почти отечественный" долгострой S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl по сравнению с Duke Nukem Forever - никакой не долгострой, а так, слегка запоздавшая игра. GSC Game World ваяли свое детище всего лишь (по сравнению, не забываем) шесть с половиной лет, в результате чего в финальный релиз не попало множество изначально планировавшихся фишек и плюшек. Duke Nukem Forever был анонсирован еще в 1996-ом году - фактически, сразу после выхода революционного для индустрии в целом и шутеростроения в частности Duke Nukem 3D. Пятнадцать - пятнадцать! - с хвостиком лет в разработке, сменявшие друг друга движки, постоянные переносы и разговорчики о замораживании или закрытии проекта, ироничные анекдоты, массовые увольнения, суды издателей с не особо торопившимися 3D Realms - настоящая эпопея, "Санта-Барбара", а не игра! После Duke Nukem 3D все это время нас регулярно потчевали довольно многочисленными небольшими поделками по вселенной, а также портами, фанатскими модами-улучшениями и спин-оффами, о "большом" же Дюке обнадеживающей информации было кот наплакал - и, казалось, игроки уже потеряли последние капли надежды на то, что Duke Nukem Forever вообще хоть когда-нибудь будет завершен и доставлен в магазины. Но силами и стараниями (хотя здесь есть определенные вопросы) целой пачки разработчиков - Gearbox Software, 3D Realms, Triptych Games и Piranha Games - и издательства 2K Games перекачанный блондин в солнечных очках и со знаменитой сигарой в зубах наконец-то добрался до "золотого" статуса и жестких дисков. В отличие от Duke Nukem 3D, ни грамма чего-либо хоть сколько-нибудь революционного в новой игре про "ядерного герцога" нет - более того, мы получили не просто обыденную, а почти по всем параметрам второсортную, если не третьесортную, бродилку-стрелялку. Ввиду этого, пользователям, не гонявшим в 1996-ом году или позже Дюка по захваченному свиноподобными мутантами и инопланетянами Лос-Анджелесу, мы посоветуем основательно обдумать потенциальное решение о покупке (и даже скачивании) Duke Nukem Forever. А вот тем, для кого Нюкем - это безусловная легенда и один из самых любимых персонажей компьютерных игр, хотя бы запустить проект и побегать пару-тройку часиков однозначно стоит. Итак, Дюк Нюкем вернулся, чтобы снова жевать жвачку и драть задницы. Но у Дюка, по его собственному утверждению, закончилась жвачка. Shake it, baby!
Примерно треть одиночной кампании Duke Nukem Forever - это, опуская детали и нюансы, действительно тот самый Дюк Нюкем. И начинается все так, чтобы ностальгирующая по Duke Nukem 3D аудитория в этом моментально и на все сто процентов убедилась: стартовое действие нашего блондина - это, простите, справление естественной нужды (при небольшом участии игрока, разумеется). А первый монстр, которого предлагается размазать по асфальту с помощью - "ветераны", внимание! - очень быстро стреляющего ракетомета с красноречивым названием "Devastator", - не какая-нибудь там мелкая свиносошка, а здоровенный Циклоид. Ну а после того, как Циклоид повержен, выясняется, что все это светопреставление - всего лишь видеоигра про Дюка (эдакий привет Duke Nukem 3D), в которую тот увлеченно резался, пока две сексапильные близняшки ублажали его своими рабочими ротиками. Потрясающе, согласитесь. Дальше трэш, угар и веселуха продолжаются и до поры до времени набирают обороты. Дюк матерится как сапожник, отпускает неприличные фразочки в адрес местных красоток, пускает слюни на сиськи, глушит пивко, подтверждая свое наслажение этим процессом сочной отрыжкой, занимается самолюбованием. Дюк ведет себя исключительно нахально, отвешивает дерзкие комментарии, естественно, щедро приправленные нецензурной бранью, и надменно демонстрирует средний палец только что поверженным боссам. В Duke Nukem Forever можно покатать шары на бильярде (правда, нормальные правила игры в пул туда не завезли), испытать удачу на игровых автоматах, поставить собственный рекорд в пинболе. Можно поглазеть на все те же сиськи - стриптизершам даже не нужно вручать зеленые купюры. О, да, сиськи в Duke Nukem Forever - это отдельная история. Такое ощущение, что один из уровней был создан исключительно ради них. Дюка запускают в его собственный огромный стрип-клуб, где профессионально вертят своими расчудесными формами грудасто-попастые девушки, судя по всему, считающие бюстгальтер ненужным, если не слишком пуританским, аксессуаром. Единственная конкретная миссия на данном уровне - отыскать для одной из работниц этого увесилительного заведения... попкорн, вибратор и презерватив, за что Нюкему светит специальное эротическое представление, само собой, с продолжением. Эдакий мини-квест для самых безнадежных тугодумов, в центре которого - конечно же, сиськи. А, ну если захотите, наконец, оторваться от созерцания слабоприкрытых женских тел - мини-игры к вашим услугам. Еще на одной локации Дюку приходится - и даже почти без видимого сожаления - массово отстреливать абсолютно голых мадемуазелей с третьим размером понятно чего, попавших в инопланетянский плен и из-за этого, хм, слегка мутировавших. Будет и Королева - феерический босс с тремя сиськами, каждая размером, наверное, с автомобильный фургон. Кое-где разбросаны журналы с изображением женских вторичных половых признаков. Уже только за обилие обнаженки, похабные шуточки и прочий "sexual content", пожалуй, Duke Nukem Forever можно было смело выставлять рейтинг "Mature" (то бишь, от семнадцати лет), который он в итоге, кто бы сомневался, и получил. Можно вспомнить и про в некотором роде эротическую деталь рекламной кампании игры: незадолго до выхода проекта был запущен сайт "Boob Tube" (www.boob-tube.eu; если кто не знал, "boobs" - это и есть "сиськи" по-английски), а также DukeNudem.com, где пользователю предлагается обыграть одну из виртуальных девушек в тир - в случае успеха красотка раздевается. Duke Pukem
Эх, если бы только в Duke Nukem Forever со всем было так же радужно и позитивно, как с сиськами. Геймплейно наш долгострой можно с уверенностью сравнить с чем-нибудь незамысловатым вроде "Исхода с Земли". Дюк не церемонясь расправляется с, к сожалению, не шибко многочисленными выводками разношерстной инопланетной дряни, не особо напрягаясь выносит жирных, но ничуть не опасных боссов, добивая их в процессе примитивнейших QTE-сценок, катается на различных экзотических транспортных средствах ("бигфут" - это еще ерунда, как вам, например, игрушечная машинка на радиоуправлении или погрузчик?) и так далее. И если поначалу это выглядит как дань славному прошлому, тому самому пресловутому олдскулу, то уже ко второй трети кампании к Duke Nukem Forever накапливаются неприятные вопросы. Например, Дюк вроде бы еще держится бодрячком, не иссяк, как говорится, порох в пороховницах, не перестала вырабатываться в "balls of steel" (стальных яйцах, то бишь) семенная жидкость - но почему-то наш героический блондин с мускулатурой, какой позавидует и сам Арнольд Шварценеггер, сейчас способен иметь при себе арсенал численностью, только не ахайте, в две пушки. И где, позвольте поинтересоваться, здесь олдскул? Еще из атрибутики "старой школы" пропали аптечки - как и в подавляющем большинстве современных шутеров, в Duke Nukem Forever хитпойнты восстанавливаются, как только персонаж прячется от вражеских зарядов. Благо хоть не попали под нож такие радости, как, к примеру, портативный уменьшитель - а периодически Нюкем сам оказывается уменьшенным и, аки заправская крыса, ползает по вентиляционным шахтам, ловко скачет по банкам с консервами, использует стулья-диваны в качестве джамперов и ныкается от вражин по темным углам. Дюк с удовольствием может "раздавить" баночку понятно какого пенного напитка и подкрепиться стероидами, одурачить монстров "холодюком" (Нюкем на время становится невидимым, а бестиарий меж тем отчаянно лупит по его голографической копии), обучен ставить растяжки - да только реальной надобности в этом практически никакой. Более того, перечисленные фишки могут напрочь убить последний запал игрового азарта - под ручку с олдскулом из Duke Nukem Forever по-английски ушла хардкорность. Наш блондин гораздо чаще погибает от того, что срывается с большой высоты или, вспоминая чертов уровень с застрявшей на кухне барышней, попадает под пламя газовой плиты, чем от инопланетных "подарочков". Даже финальный босс не представляет собой более-менее серьезную угрозу - что уж говорить о рядовых свинополицейских или больно бьющих, зато безоружных "кабанах". Иногда разработчиков, видимо, пробивало на креатив - и результатом этих озарений стали кое-где кое в чем оригинальные моменты: управление махиной для сноса зданий, увеличение максимального запаса здоровья, которое здесь называется "Эго", путем взаимодействия с интерактивными предметами (покрасовались перед зеркалом - получите плюсик, помочились в писсуар - еще плюсик и т.п.) и так далее. Но совершенно однотипная механика, несмотря на весь креатив - или недокреатив, тут уже для кого как - и атмосферность с порой добротным юмором, выносит Duke Nukem Forever свой суровый приговор. Ко всему прочему, большинство локаций тривиальны и отличаются паршивеньким дизайном. Плюс, они совсем небольшие: бывает, что уровень пробегается буквально за несколько несчастных минут. Да и вообще, пятнадцать (с хвостиком, ага) лет разработки и порядка 6-7 часов, требуемых на прохождение сингла, - это уже как-то неприлично. Неприлично куцей вышла и многопользовательская часть. Несколько стандартных игровых режимов, скудный набор карт, смешное ограничение максимального количества пользователей - восемь человек... Зато здесь есть джетпак... Ну а из всей технической составляющей в Duke Nukem Forever по-настоящему радует, пожалуй, только традиционный для серии голос Джона Сент-Джона, который, собственно, снова озвучил главного героя - своего любимого, по его словам, персонажа компьютерных игр. Так и быть, прочее аудиооформление тоже вполне себе ничего. С остальным как-то печально. Выглядит игра, в общем-то, довольно неплохо - с поправкой на то, насколько неплохо может выглядеть игра, созданная на Unreal Engine версии 2.5. Ну а так - вы и сами понимаете: все, что может быть замылено, замылено, задники - смазанные по самое не могу, модели - уровня реалий трех-четырехлетней давности, все дела. Присутствует относительно широкая разрушаемость, физика при этом хуже, чем в каком-нибудь Half-Life, аркаднее некуда ведущий себя транспорт... При всем этом Duke Nukem Forever способен поднапрячь мощную систему, многие игроки с топовыми конфигурациями и вовсе жалуются, что игра сжирает все сто процентов ЦП, выдавая при этом жалкий десяток кадров в секунду. И, да, не такие уж и быстрые загрузки - ввиду детских габаритов локаций, это как минимум странно. Впрочем, ждать от визуального ряда нашего долгостроя чего-то большего было бы еще более странно: проект успел побывать на рельсах и движка от Quake II, и первого Unreal Engine - тут уже, скорее, стоял вопрос о том, как бы вообще выпустить этот треклятый Duke Nukem Forever. Duke Nukem for President!
Возвращаясь к однопользовательской кампании, взглянем на сюжет, который по определению должен был быть бредовым и трехстрочным, но из которого можно было выжать куда больше презабавного трэша. С того дня, когда Дюк очистил планету от несостоявшихся инопланетных оккупантов, прошла целая дюжина лет. В Багдаде все спокойно, мистер Нюкем - всемирная звезда, чуть ли не половина города заставлена памятниками светловолосому спасителю вселенной, на каждом шагу - то закусочная его имени, то посвященный ему музей, то еще черт знает что. Дымятся сигары, рекой льется спиртное, у журналистов Дюк нарасхват, малыши просят поставить автограф и заявляют, что, когда вырастут, хотят быть такими же, как он, девочки чуть ли не дерутся за право, извините, ему отсосать - рай, а не жизнь! Но братьям по разуму из далекой-далекой галактики неймется - и они в очередной раз тащат свои межзвездные задницы на Землю-матушку. Пришельцы уверяют, что, в отличие от предшественников, явились с благими намерениями - и президент при поддержке генерала Грейвса приказывает Дюку не смотреть на инопланетян косо и даже пальцем их не трогать. До поры до времени "ядерный герцог" категорического пожелания главы государства придерживается, однако когда "мирные" уродцы вторгаются в его владения, а потом - верх нахальства! - похищают упомянутых выше близняшек с рабочими ротиками, Нюкем, разумеется, не выдерживает. В общем-то, что касается сторилайна - все. Разве что, если рискнуть и выдать спойлер, в конце игры Дюк многозначительно сообщает, что намеревается баллотироваться на пост президента. Занавес. Hail to the King, baby?..
На самом деле, несмотря на все недостатки, недоработки, сырость и общую вялость, то, что Duke Nukem Forever наконец-то зарелизился, - это все-таки очень здорово. Уже хотя бы потому, что у "ветеранов" он вызовет далеко не одну улыбку, много раз даст поводы для ностальгии и, возможно, подтолкнет к тому, чтобы спустя столько лет снова поиграть в культово-революционный Duke Nukem 3D. Ну а если совсем не кривить душой и занудствовать, то можно признаться самим себе: большего от легендарного долгостроя - в плане игры - мы и не ожидали. Учитывая противоречивый конечный результат, море критики в профильной прессе и сравнительно кислые продажи, прогнозировать дальнейшее будущее серии не станем - кто знает, может быть, высокий блондин в черных очках вновь вернется, чтобы опять показать инопланетным неудачникам, кто на Земле хозяин, папочка и Король. Еще лет эдак через пятнадцать?..