Первые десять-двадцать минут игры в DiRT 3 - и в голове уже сформирована пара фраз для рецензии, мол, Колин Макрей, мир его праху, если б это увидел, точно бы в гробу перевернулся - и даже очень здорово, что Codemasters решили на сей раз убрать имя этого великого гонщика из заголовка. Чуть позже успокаиваешься, смиряешься и искренне стараешься принять DiRT 3 такой, какая она есть. А она ведь вполне себе ничего так. Вот только это не совсем та DiRT, которую мы привыкли видеть и всем сердцем полюбили, и уж точно ни разу не Colin McRae Rally. Блок, Кен Блок
И как бы кто ни ненавидел, ни презирал ставшего с релиза DiRT 2 лицом серии Кена Блока, как бы ни ругал его, скажем так, непростой характер, чересчур развитое чувство собственного величия и не самую приятную манеру поведения, дело совершенно не в нем. Для начала, разработчики взяли да испоганили физическую модель - одно из главных и бесспорных преимуществ как предыдущих DiRT, так и Colin McRae Rally в целом. В триквеле физика наводит на смешанные воспоминания о недавней Shift 2 Unleashed и, простите, пятой Need for Speed, которая Porsche Unleashed. Управление автомобилем хотя бы на средних настройках вождения, даже если под рукой есть хороший руль, несколько раздражает и вызывает недоумение: зачем было нужно вообще хоть мизинцем трогать физическую модель из предыдущих частей, если она практически идеально балансировала между аркадной и симуляторной? Чтобы действительно получать удовольствие от езды в DiRT, необходимо экспериментировать, экспериментировать и еще раз экспериментировать с опциями. Желательно - с каждой новой тачкой. Но сразу заметим, что если у вас маловато опыта в рейсингах и расшатанные нервы, то ваш выбор - настройки, близкие к наиболее "нубским". В противном случае автомобили будет заносить при первой же возможности, особенно на сравнительно низких скоростях, здесь не особо поможет ни подсказывающая оптимальную траекторию линия (и снова привет, серия Need for Speed: Shift!), ни сохранившийся со времен Race Driver: GRID и сиквела DiRT набор дающих водителю второй шанс "флешбеков". Впрочем, уважаемые новички, на самой низкой сложности играть не только неинтересно, но и нет никакого смысла: машина самостоятельно притормаживает, норовит, вопреки желанию пользователя, "приклеиться" к обозначенной выше линии - знай себе не отрывай палец от кнопки газа да лениво тыкай по клавишам поворота; первые позиции на подиуме в раллийных заездах обеспечены, никакого азарта. Поэтому рекомендуем позаниматься ковырянием, пусть и рутинным, в опциях - польза будет налицо, играть станет в кайф. Кроме ухудшения физической модели, давним фанатам игр со словами "Colin McRae" в названии почти наверняка обеспечит праведный гнев некоторое смещение акцентов. Ведь серия DiRT всегда была именно раллийным автосимулятором, непосредственно ради раллийных заездов все это и затевалось. Нет, такие соревнования, конечно же, присутствуют, причем в большом объеме, но длятся они, как правильно, буквально пару-тройку минут - ну что это за ралли? Помимо стандартных спринтов, гонок на время и догонялок с соперниками, в триквеле имеются знакомые по второй части Rallycross и Trailblazer, а также Landrush и ожидающие в конце мини-сезона дуэли Head2Head. Но главное открытие DiRT 3 и по совместительству то, что и сместило акценты, - заезды типа Gymkhana (собственно, DiRT 3 - первая игра, где появилось это явление). Если кто не знает, Джимхана - это такой новомодный вид автоспорта, подразумевающий быстрое прохождение площадки или трассы с элементами шоу и обязательным "вау"-эффектом. Если конкретнее, дрифтинг, прыжки с трамплинов, кручение на месте, так называемые "пончики" (кручение вокруг столба, конуса или другого объекта) - все включено. В таких заездах нужно или как можно шустрее пройти трек, или набрать определенное количество очков за отведенное время. Встречаются и оригинальные модификации: к примеру, водителю дают задание разбивать стенды с изображением робота и при этом избегать столкновений с макетами домов или "разносить зомби-инфекцию". Если абстрагироваться от того, что разговор идет о DiRT, Джимхана - отличная находка разработчиков, занимательная и предоставляющая такой приятный в рейсингах вызов. Расстраивает здесь два обстоятельства. Во-первых, этот вид соревнований к ралли отношение имеет лишь косвенное. Во-вторых, не ралли, а именно Джимхана - самые сложные заезды в DiRT 3. Если обычные гонки - дело в основном относительно плевое, то пройти половину Gymkhana-испытаний на золотую или платиновую медаль сможет, наверное, только или задр:, пардон, маньяк, или сам Кен Блок. Впрочем, как и в большинстве современных рейсингов, в игре предусмотрена рейтинговая система, позволяющая при успешном прохождении солидной части соревнований смело положить болт на особо сложные состязания. Кстати, распространенной Джимхана стала благодаря как раз мистеру Блоку, в частности его гиперпопулярным видеороликам на YouTube, где названный товарищ демонстрирует более чем впечатляющие выкрутасы на Ford Fiesta - абсолютно такой же (вплоть до винилов) машине, на которой разработчики предлагают покататься в Gymkhana-заездах DiRT 3. По бампер в сугробе
Не особо радует набор трасс, которому, как, впрочем, и в предыдущих проектах серии, несколько не хватает разнообразия. Регионы, в которые забрасывает водителей DiRT 3, сильно отличаются друг от друга, но их маловато. С другой стороны, они добротно проработаны: могучие леса Финляндии, глубокие снега Норвегии и окрестностей города Аспен, что в американском штате Колорадо, вездесущие пески и пыль Кении, гламур и дороговизна Монако и так далее - аутентично и запоминается. Да и заснеженные дороги - это для DiRT все-таки довольно свежо. Хуже (хотя здесь исключительно субъективно) дела обстоят с автопарком. В сравнении с той же Shift 2 Unleashed количество представленных здесь машин ни разу не поражает, да и львиная доля моделей - так себе, не такие тачки, о которых принято мечтать. Стоит заметить, однако, что в наличии есть достаточно экзотические модели, а фанаты ретро будут в восторге путь от неширокого, но все же ассортимента автомобилей "родом" из шестидесятых и восьмидесятых. Но есть еще одна ложка дегтя: поведение "жеребцов" в рамках одного класса без малого идентично, как и их технические характеристики, поэтому почти всегда без лишних раздумий выбирается машина от наиболее щедрого на очки репутации производителя. Еще один аспект, в котором DiRT 3 съехала с накатанной дорожки, - стиль. Если помните, в сиквеле разработчики представили весьма любопытное меню, в триквеле же - торжество минимализма, как когда-то было в оригинале. Основной компонент оформления теперь - треугольники и пирамиды. Смотрится довольно симпатично, но с DiRT ассоциируется слабо. И вообще, все эти граффити плюс легкий и, справедливости ради отметим, неназойливый "клубнячок" в рядах составляющих саундтрек композиций выглядят как обыкновенная дань моде, бессмысленная и беспощадная. Наверное, единственный элемент технической части DiRT 3, за которую нельзя укорить разработчиков, - это графическая оболочка. Движок EGO второй версии, конечно, не кардинальным образом отличается от своего древнего предшественника, однако даже сейчас созданная на его основе картинка даст фору очень многим конкурентам. Кроме того, игра вообще не тормозит. Из машин, на которых, безусловно, красивая, но коряво оптимизированная Shift 2 Unleashed еле ворочалась со скрипом и скрежетом, DiRT 3 шутя выжимает под три десятка кадров в секунду. Это был не DiRT
Внешне третья часть DiRT вроде бы DiRT и осталась. Но если, аки автомеханик, заглянуть под ее капот и поковыряться в деталях, наступает тоска и печаль. Физику угробили, стиль зачем-то завернули в сторону Need for Speed, раллийным состязаниям, такое ощущение, внимания уделили куда меньше, чем свежей и довольно увлекательной, но завязанной на трюкачестве и самомуштровании Джимхане. Возвращаясь к вступлению, все-таки констатируем: в кои-то веки отсутствие имени Колина Макрея в заголовке не огорчает, а даже радует - в ином случае спрос с нового творения Codemasters был бы более строгим, а оценка - еще ниже. Тем не менее любителям всяческих автогонок DiRT 3 мы все же с чистой совестью посоветуем. Пусть это уже и не Colin McRae Rally, но все еще крепкий рейсинг - а такие нынче выходят лишь по большим праздникам. Ну а мы с другими убежденными поклонниками первой DiRT и Race Driver: GRID ждем и уповаем на продолжение, собственно, GRID, о которой, к сожалению, на сегодня почти ничего не известно. Надеемся, что физическую модель из DiRT 3 туда не завезут, иначе сходство с Shift 2 Unleashed будет совершенно непростительным. P.S. Вспоминая про Джимхану, господина Блока и YouTube, добавим, что в DiRT 3 есть возможность загружать свои реплеи непосредственно на обозначенный сервис - перед друзьями-товарищами повыпендриваться. На момент сдачи статьи сентябрьское видео Кена достигло показателя в более чем тридцать миллионов просмотров. А вам слабо?