Игровой сериал “Ведьмак”, кажется, скоро станет национальным символом Польши наряду с белым орлом и десертным пряником. Шутка ли: во время недавней рабочей встречи с Бараком Обамой президент страны презентовал американскому лидеру коллекционную коробку с сиквелом самой известной и успешной польской RPG. Первый “Ведьмак”, несмотря на глюки и недочеты, – лучшая ролевая и просто одна из лучших игр 2007 года. Вселенная культового фантаста Анджея Сапковского, мощный сюжет, занятные квесты, небанальные ролевая и боевая системы – достоинства перевешивали любые недостатки. А недостатки были. Например, чудовищная оптимизация, слабоватая графика и засилье багов. И, все-таки, проект разошелся очень внушительным для жанра тиражом. “Дополненное издание”, выпущенное годом позже, позволило приобщиться к игре тем, кого первоначально отпугнули технические недоработки. Обновленная версия не просто улучшила стабильность и производительность, но и добавила в игру новые возможности и квесты. Для тех, кто уже приобрел “Ведьмака” компания CD Projekt RED выложила в свободный доступ огромный патч, содержащий все плюшки “Дополненного издания”. В результате хитрой уловки с волшебными словами “скачать бесплатно” лояльность покупателей вознеслась до небес. Продолжение анонсировали почти сразу. Сначала оно называлось Rise of the White Wolf. CD Projekt планировали переработать механику первой части под консоли и выпустить этакий, уже не аддон, но еще не сиквел. Впрочем, довольно быстро игру заморозили до лучших времен. В 2009 году появились подробности полноценного “Ведьмака 2”. В отличие от первой части продолжение добралось до магазинов точно в срок. Без единой задержки или переноса. Скорее всего, разработчики побоялись вступать в прямую конфронтацию с The Elder Scrolls 5: Skyrim ближайшей осенью.
PC Only & Forever
Вкратце о том, как началось знакомство со вторым “Ведьмаком”. Началось оно, скажем прямо, не лучшим образом. После весьма продолжительной установки (игра занимает внушительные 15 гигабайтов) на рабочем столе появился заветный ярлык. Первым делом, как водится, пришлось повозиться с настройками. Пятнадцать минут прошли в попытках понять, что такое “Динамический предел костяка”, “Глубина поля вразброс” и “Виньетирование”. Никаких всплывающих подсказок разработчики не предусмотрели, поэтому возникает вопрос: а так ли было необходимо блистать интеллектом и вываливать на игроков десятки технических словечек, которые поймут от силы полпроцента покупателей? Дальше – интереснее. Последующие несколько часов пролетели в безуспешных попытках понять, почему “Ведьмак 2” отказывается сохранять пользовательские настройки и демонстрирует красоты на Full HD мониторе исключительно в разрешении 1024×768. Изучение десятков форумов дало понять, что с аналогичной проблемой сталкивается чуть ли не половина честных и не очень честных покупателей. К счастью, после очередной безуспешной попытки сохранить настройки игра самостоятельно выкачала какой-то патч и таки заработала в честном 1920×1080. Так прошло полдня, вечерело, но на этом увлекательные попытки приступить к игре не закончились. Дополнительный час ушел на определение приемлемого сочетания производительности и красоты. Далеко не самый слабый компьютер отчего-то отчаянно тормозил и выдавал жалкие 15 кадров в секунду. После перебора всех возможных комбинаций выяснилось, что малину портила зловредная галочка в графе “Запредельное качество”. Причем, запредельное качество оказалось не таким уж и запредельным. С выключенной опцией игра почти не потеряла в привлекательности. Итого: диск попал в дисковод в два часа дня, а приступить к прохождению удалось только к сумеркам. Спасибо компании CD Projekt за эти подзабытые волнительные моменты времен расцвета PC-гейминга! Немного о том, ради чего пришлось зависать в настройках. “Ведьмак 2” – одна из красивейших компьютерных игр современности. Движок умело жонглирует невероятным количеством фильтров, спецэффектов и хитрых технологий, название которых трудно выговорить. По факту – шикарное освещение, детализированная трава и очень четкое окружение. А какие здесь закаты… Претензии есть только к скупой лицевой анимации и к средненьким моделям персонажей. Хотя, сам Геральт прорисован просто великолепно. Художники и дизайнеры поработали не хуже программистов движка. С деревьев срываются стаи птиц, костюмы точно соответствуют книгам Сапковского, локации, за исключением нескольких скучных пещер, запоминаются с первых секунд. Редкая ручная работа. Увидеть это во всей красе, правда, получится лишь при условии наличия четырехядерного процессора и топовой видеокарты хотя бы предпоследнего поколения. Не удивляйтесь, если на машине, на которой “летала” Dragon Age 2, “Ведьмак 2” будет еле плестись. Сначала рывок в качестве графики стратегий совершила Total War: Shogun 2, теперь вместе со вторым “Ведьмаком” продвинулись RPG. Тем, кто не обновлял компьютер несколько лет стоит задуматься об апгрейде.
Во имя короля?
Главный герой – хорошо знакомый ведьмак Геральт. После эффектного пролога в стиле Dragon Age 2 стартует сюжетный квест. Основная цель – выяснить, кто и зачем убил короля Фольтеста. Геральтом движет не столько желание отомстить за короля, сколько восстановить свое доброе имя. CD Projekt, надо отдать им должное, закрутили целый детектив в миниатюре. Причем, накал страстей не снижается ни в середине, ни в финале. Правда, заключительный эпизод мог быть и более разнообразным. Как и раньше, подавляющее количество заданий можно выполнить несколькими способами – при помощи болтовни, грубой силы или денег. А вот основной квест достаточно линеен, но случаются исключения. Например, события всей второй главы прямым образом зависят от выбора союзника – Вернона Роше или эльфа Иорвета. Несколько вариантов финала – умелая иллюзия. Концовки различаются лишь участью злодеев. Причем, никак не объясняется, как повлияет на игровой мир убийство того или иного плохиша. Не иначе разработчики оставили задел для крупного дополнения или продолжения. Диалоги и персонажи не уступают первой части. Все герои яркие, колоритные и совершенно не похожие друг на друга. Харизматичные рожи можно распечатывать, вешать на стенку и преподавать архетипы личности в психологии. Количество побочных квестов сократилось, что никак не сказалось на качестве. В различные моменты Геральту предстоит расследовать преступления, помогать призракам или выполнять привычные контракты на убийство монстров. Никуда не делись мини-игры вроде костей и армрестлинга. Прокачка значительно упростилась. С каждым уровнем Геральт получает несколько условных очков. Их можно потратить на продвижение по одной из четырех ветвей развития. Боевая система кардинально изменилась. И раз уж разработчики решили сделать ставку на динамичные сражения, то было бы неплохо довести задумку до ума. Например, придумать комбо. Оживить, так сказать, процесс смертельного закликивания. Ничего подобного в “Ведьмаке 2”, разумеется, нет. Боевая система завязана на двух кнопках. Левая клавиша мыши – один удар, правая – другой удар. Плюс, фирменные перекаты в разные стороны и блок. Все. Первый час игры вопросов не возникает. На второй появляется сильный дискомфорт от монотонности. К третьему часу хочется прервать страдания мышки путем направленного удара об стену. Боевая система первого “Ведьмака” была не сильно разнообразнее, но продолжения на то и продолжения, чтобы быть лучше.
Меч на полку
Интерфейс и ролевая система стали понятнее, интуитивнее, а значит проще. Справа маячит привычная мини-карта. Слева, рядом с медальоном волка (он реагирует на приближающихся монстров), – несколько разноцветных полосок. Они показывают уровень здоровья, токсичности при использовании живительных микстур или укусах ядовитых тварей и энергии, необходимой для активации тех или иных знаков. Знаки, как и раньше, заменяют магию. Знак Аард отвечает за мощный телекинетический импульс, сбивающий с ног противников или отталкивающий предметы. Игни буквально поджаривает врага. Квен представляет собой защитное поле, окружающее Геральта и на какое-то время делающее его неуязвимым. Аксий позволяет оглушать, либо очаровывать противников. Знак Ирден обездвиживает оппонентов, как бы это пафосно не звучало, причиняя им боль и страдания. Внизу расположились индикаторы, показывающие текущий выбранный знак или метательное оружие. Вот, собственно, весь основной интерфейс. Упрощения на экранах инвентаря, алхимии и изготовления полезных предметов возведены в абсолют. Инвентарю это пошло на пользу – не нужно по десять минут копаться в сотнях видов шмотья. Вот только некоторые квестовые предметы по-прежнему иногда можно выбросить или продать, поставив себя в идиотское положение. Прием микстур перед боем, сон и алхимия вынесены в отдельный раздел “Медитация”. По ходу игры герой собирает или покупает ингредиенты, после чего варит из них всякие полезные зелья. Рецепты снадобий можно прикупить у торговцев или получить по сюжету. Никуда не делась и система изготовления, улучшения и натирания оружия различными мазями.
Как убить лето?
На самом деле очень просто. Речь, разумеется, не о ключевом персонаже игры по имени Лето, а о жарком времени года за окном. Покупка “Ведьмака 2” – верный способ убить если не все лето, то уж точно пару недель июня, июля или августа, которые можно провести на природе или в отпуске. Подведем итог. Прокачка стала проще, а боевая система – банальнее. Казалось бы, можно смело ставить шесть-семь баллов и заканчивать обзор дежурной репликой “бездушный сиквел знаменитой ролевой игры”, но нет. В чем в чем, а в отсутствии души продолжение “Ведьмака” упрекнуть нельзя. Именно благодаря пресловутой, простите за избитое слово, духовности игра цепляет всерьез и надолго. Так, здешние персонажи и диалоги невероятно правдоподобны и реалистичны, а квесты оригинальны и увлекательны. С первой же беседы в таверне и до финальных титров не покидает чувство, что именно так и должны выглядеть обитатели мрачного фэнтезийного мира. В конце концов, на упрощения и недочеты можно закрыть глаза. Главное, что разработчики бережно перенесли в сиквел волшебный дух книг Сапковского. Что касается технической части, то основные проблемы с производительностью и стабильностью, к счастью, позади. Коллектив CD Projekt очень старается. Вместо того чтобы уйти в длительный загул по случаю релиза, разработчики клепают патчи и DLC с околосветовой скоростью. Поляки вытянули “Ведьмака 2” из тягучего и вонючего болота багов буквально за две недели. Затем умыли, причесали и научили не пукать за столом. Почему так нельзя было сделать сразу – отдельный вопрос. Наверное, потому что бета-тест в понимании многих европейских разработчиков – штука массовая и публичная. Тем не менее, сейчас игру можно смело покупать, устанавливать и запускать (патчи загрузятся автоматически), не боясь регулярных вылетов каждые 15 минут. Или диких тормозов на компьютере по цене подержанных “Жигулей”. Кстати, на момент подготовки материала для “Ведьмака 2” вышло в общей сложности пять заплаток (последняя 1.2) и семь бесплатных мини-дополнений (одно даже включает в себя интереснейший квест). Авторы не собираются останавливаться на достигнутом и со временем обещают новые и, главное, бесплатные дополнения. P.S. На днях CD Projekt анонсировала версию “Ведьмака 2” для Xbox 360. Разработчики обещают, что на консоли игра будет так же ослепительно красива, как и на мощном компьютере. Учитывая, как разгоняет кулеры и разогревает видеокарты PC-релиз, Microsoft лучше проследить, чтобы незадачливые поляки ненароком не спалили пару сотен тысяч “Иксбоксов”.