Сотрудники британской студии Splash Damage считают себя одними из главных специалистов в разработке многопользовательских шутеров. Во многом - по праву, ведь именно эта компания сварганила такие известные и обласканные критиками онлайновые стрелялки, как Wolfenstein: Enemy Territory и Enemy Territory: Quake Wars, а кроме этого подготовила мультиплеерный контент для не менее известных Doom 3 и Return to Castle Wolfenstein Game of the Year Edition. Уже хотя бы поэтому были причины ждать Brink - свежее творение, бесспорно, талантливых британцев. Однако то, что получилось в результате, восторга, к сожалению, не вызывает. Splash Damage вроде и сохранили в своем новом проекте удачные старые наработки, вроде и сеттинг придумали любопытный, вроде и идеи перспективные внедрили - но Brink не цепляет, хоть ты тресни.
Город невезения
Всего в Brink три режима игры: кампания, свободная игра, отличающаяся возможностью поковыряться в опциях и настройках матча, и испытания - и во все из них можно играть как самостоятельно, заручившись сомнительной поддержкой ботов, так и с реальными пользователями (максимальное количество участников - шестнадцать, т.е. бои проходят в формате восемь на восемь). Режимы, по сути, очень сильно похожи друг на друга, поэтому не будем зацикливаться на каждом в отдельности и опишем проект в целом. Как и в подавляющем большинстве многопользовательских экшенов, вместо сюжета в Brink эдакий фиговый листок - чтобы разъяснить, откуда растут ноги у местного конфликта. История - если, конечно, этот набор коротеньких роликов и диалогов можно так величать - забрасывает игроков в довольно нестандартный сеттинг - в полностью автономный плавучий город Арк (The Ark, т.е. Ковчег), созданный для спасения людей от, естественно, глобального потопа. На момент начала кампании жители Арка не связывались с внешним миром уже целых два десятка лет. Город постепенно разрушается, а его обитатели разделились на две противостоящие группировки - Охрану, защищающую жирующих Основателей и прочих "буржуев", и Сопротивление, состоящее из здешнего пролетариата, который кукует в концептуальных трущобах и, понятное дело, такой ситуацией крайне недоволен. С самого начала игроку предлагается два варианта - спасти Арк или сбежать из этого гибнущего населенного пункта куда подальше. Соответственно, первая дорога приведет вас в стройные ряды Охраны, а вторая - к Брату Чену, суровому руководителю повстанцев. Де-факто, кампании выходит две, но разница между ними практически только в том, на какой стороне в миссиях вам доведется сражаться. Ну, и в сюжетных роликах, само собой.
Каждой твари - по пуле!
В Brink вы не встретите обычных для многопользовательских экшенов состязаний вроде Deathmatch или Capture the Flag. Абсолютно во всех режимах игры - включая кампанию - пользователям необходимо выполнить череду заданий (среди которых обязательные и побочные) или же помешать сделать это оппонентам. Мини-миссии носят следующий характер: взорвать, взломать, построить или починить что-либо, доставить объект в конкретную точку или сопроводить важную персону и так далее. Весьма напоминает Enemy Territory: Quake Wars - за исключением того, что Brink гораздо динамичнее, а вместо техники в нем предлагаются элементы паркура. Впрочем, от паркура здесь почти только одно название: зажали кнопку - и персонаж подлез под какую-нибудь трубу или зацепился за выступ. Поначалу кажется, что вся эта псевдоакробатика не нужна вообще, однако, как только вы освоите хитрости перемещения и научитесь оперативно генерировать оптимальные маршруты, поймете, что разработчики внедрили все это дело не просто так - игрок, грамотно гоняющий своего подопечного по локации, однозначно будет иметь преимущество перед тем, кто привык банально бегать-прыгать. Скорость передвижения персонажа, как и то, насколько классный из него паркурщик, зависит от "Телосложения" - единственного параметра внешности, который действительно на что-то влияет, в отличие от всех этих причесок и цвета штанов. Тощий боец помирает быстрее, чем плотный, зато носится как ошпаренный. И, соответственно, наоборот. На старте, правда, доступен только компромиссный вариант - среднее телосложение. Brink - действительно очень быстрый, динамичный проект. Без хорошей реакции здесь никак. И дело не только в довольно высокой скорости перемещения персонажей - средний житель Арка помирает в мгновение ока, даже прокачанный и усиленный. Кроме того, четкие и своевременные командные действия в Brink решают если не все, то почти все. Если переживать исключительно за свою собственную задницу - можно считать, что миссия провалена. Поэтому играть строго рекомендуется с живыми людьми, а не с ботами. Искусственный интеллект, конечно, неплохо стреляет, не забывает о скиллах, с удовольствием берется за задания и отчаянно, не щадя живота своего, прикрывает соратников, но, понятное дело, отлаженной командной игры от него ожидать не следует. С учетом того, что Brink - на самом деле сравнительно оригинальная многопользовательская игра (паркур, поэтапная структура миссий, все дела), несколько удручает джентльменский набор классов: солдат, медик, инженер да разведчик. Разъяснять, кто на чем специализируется, думается, не стоит - отметим лишь, что различаются классы только ассортиментом способностей. Из стандартного: солдат закладывает взрывчатку и пополняет боезапас - свой и братьев по оружию, первоочередная задача медика - "воскрешать" павших на поле брани бойцов, инженер умеет усиливать наносимый пушками напарников урон и чинить различные объекты, ну а разведчик, как ему и положено, способен взламывать всякую всячину и маскироваться под врага, дабы нанести оппоненту коварный удар по яй..., ой, в спину. Благо Brink радует относительным обилием скиллов, причем, помимо навыков для конкретного класса, присутствуют общие - для всех типажей сразу. Впрочем, особо обольщаться не следует - для того, чтобы прокачивать навороченные умения, придется достичь определенного ранга, что не так-то и быстро. Зато потом - раздолье и потеха: поверженные разведчики взрываются, прихватывая с собой на тот свет всех оказавшихся поблизости вражин, инженеры монтируют мощные и весьма живучие турели - и так далее. Класс дозволяется сменять в любой удобный момент миссии или матча - в этом помогут так называемые командные центры. На старте у каждой стороны по одному такому центру, где, помимо смены класса, можно восстановить боезапас и посмотреть, сколько, к примеру, среди напарников медиков или там разведчиков - чтобы оценить оптимальность состава и, если требуется, оперативно переквалифицироваться. Также на картах присутствуют изначально нейтральные командные центры, кроме основных функций, дающие захватившей их группировке бонусы в виде дополнительной ячейки хитпойнтов или снабжения (за снабжение, собственно, и используются способности - вплоть до гранат). Примерно настолько же все обыденно в плане оружия. Носить с собой разрешено два любых ствола, арсенал включает в себя ничем не примечательные пистолеты, штурмовые винтовки, дробовики и прочие гранатометы. Баланс - соблюден, а еще любая примочка (да, пушки тоже можно модифицировать) не только дает определенный бонус, но и снимает баллы с других параметров, поэтому следует не с улюлюканьем навешивать на оружие все доступные запчасти, а тщательно подбирать их так, чтобы апгрейд был действительно полезным. Баланс балансом, но надолго Brink не затягивает. Во-первых, от динамичности ощутимо отдает хаотичностью, которая через пару-тройку часов иногда начинает натурально бесить. Во-вторых, карт пока что очень мало - конечно, Splash Damage явно нарисуют не одну DLC-пачку новых локаций (первая появится уже в июне месяце и будет совершенно бесплатной), но на данный момент ситуация с количеством уровней печальная. В-третьих, из-за упомянутой структуры миссий матчи порой длятся долго - дольше, чем, например, среднестатистический поединок в StarCraft 2, что, пожалуй, мало кому понравится. Из прочих недостатков - техническая начинка. Brink работает на обновленном, но все равно допотопном id Tech 4 - на этом "моторчике" была сделана еще третья часть Doom, вышедшая в 2004-ом году. Да и Enemy Territory: Quake Wars даже для своего 2007-го выглядел паршивенько и отличался плохой оптимизированностью и, да простит нас Джон Кармак, оказавшейся полнейшим фейлом технологией мегатекстурирования. Нельзя сказать, что визуальный ряд Brink вызывает отвращение - но разбалованного современного игрока он почти наверняка не порадует. К тому же из систем, которые спокойно тянули Crysis 2, детище Splash Damage со скрипом выжимает порядка десятка кадров в секунду. Совершенно непозволительно для многопользовательского шутера, тем более для такого быстрого, как Brink. Немного спасает дело стиль. Например, оригинально оформленный вступительный ролик и специфические вытянутые "морды лиц" персонажей, которые, как ни балуйся с редактором, кроме как словами "страшные" и "забавные" охарактеризовать не получится.
Бряк!..
В лице Brink мы получили, в общем-то, переосмысленную Enemy Territory: Quake Wars с поправками на сеттинг, динамику и паркур вместо транспорта. Enemy Territory, если помните, несмотря на высокие оценки в профильной прессе, в итоге провалилась, а ее серверы достаточно быстро опустели. Думается, свежий проект от Splash Damage повторит судьбу своего предшественника. Стиль стилем, скорость скоростью, но главный показатель качества многопользовательских игр - это все-таки аддиктивность, когда в онлайне хочется торчать по двадцать пять часов в сутки. А Brink, скорее всего, отпустит вас уже после первого проведенного за ней вечера - и это само по себе приговор. P.S. Компания Bethesda, являющаяся издателем Brink, не могла не впихнуть в игру отсылки к двум с недавних пор принадлежащим ей культовым франшизам - и поэтому фанаты серий Fallout и Doom почти гарантированно не удержатся от того, чтобы не нацепить на своего персонажа атрибутику (т.е. одежду и оружие) с логотипами указанных линеек. Мелочь, а приятно.