Игры сериала Mortal Kombat всегда выходили с приличной регулярностью. Преданные фанаты, правда, почему-то всё равно увлеченно рубились исключительно в древний Ultimate Mortal Kombat 3 на Mega Drive и её эмуляторах. В конце апреля 2011 года случилось поистине грандиозное событие – вышла девятая полноценная Mortal Kombat. И, о, чудо, после новой игры совершенно не хочется возвращаться к 16-битному хиту. Как принято говорить в подобных случаях: “Ушла эпоха!”. Причины прохладного приёма трёхмерных Mortal Kombat разные, но корень неудач один. Midway в целом и Эд Бун (Ed Boon) в частности с маниакальным усердием зачем-то пытались основательно переделать почти идеальную игровую механику третьей части. Результат, чаще всего, оказывался плачевным. Особенно в случае идиотичных спин-оффов Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero и Mortal Kombat: Special Forces. Случались осечки и у полноценных Mortal Kombat. Четвертая игра погорела на однообразной боевой системе и на дурацких дубинах, которые разработчики с гордостью обозвали оружием. Deadly Alliance отпугнула целевую аудиторию ненужной возможностью свободно перемещаться в трёх плоскостях и странным экшен-режимом Konquest. Deception стала одной из самых жестоких частей, но ей отчаянно не хватало динамичного геймплея. Shaolin Monks превратила Mortal Kombat в сюжетный экшен с Лю Кэнгом и Кунг Лао в главных ролях. События Armageddon поставили героев перед фактом полного уничтожения мира. В игре было 60 бойцов, но отсутствовали классические фаталити. Да и повествование было довольно невнятным. Mortal Kombat vs. DC Universe стравила персонажей “Смертельной битвы” с героями и злодеями из комиксов DC (Бэтмен, Джокер, Супермен, Лекс Лютор и т.д.). О проекте быстро забыли. Во многом благодаря неторопливости происходящего и позорному рейтингу “от 13 и старше”. Были в перечисленных играх и положительные нововведения, но недочеты значительно перевешивали. Mortal Kombat 2011 изначально позиционировалась как осовремененная версия двухмерной трилогии. Коллектив NetherRealm Studios сразу же заявил, что 3D в новой игре будет для красоты, а нововведения лишь дополнят классическую механику. Удар по ностальгии – запрещенный приём, зато крайне эффективный.
Все умерли
Игра стартует бодро, многообещающе и жестко. На земле валяется распиленный напополам Барака. Рядом лежит оторванная башка Джонни Кейджа, а ощипанный грифон жует кишки Сони Блейд. Камера облетает поле боя, и становится окончательно понятно: 99 процентов героев “Смертельной битвы” либо мертвы, либо разорваны на части, что одно и то же. На вершине древней пирамиды Рейден, бог грома и последний защитник земли, успешно получает звездюлей от Шао Кана. За секунду до гибели бог телепатическим образом успевает отправить в прошлое предупреждение самому себе. События переносятся во времена того самого легендарного турнира, в котором Лю Кенг смог одолеть Горо. Дальнейший сюжет рассказывает о попытках Рейдена понять, что же нужно сделать, чтобы предотвратить надвигающийся Армагеддон. Может показаться, что история Mortal Kombat 2011 никак не связана с предыдущими играми. Это не так. Первая Mortal Kombat была завязкой. Остальные части развивали события. Mortal Kombat: Armageddon – кульминация с Армагеддоном на носу. Так вот NetherRealm Studios, с одной стороны, перезапустили сериал и пересказали двухмерную трилогию. С другой – сделали прямое продолжение Armageddon. Очень ловкий и элегантный ход. Стиль повествования напоминает Mortal Kombat vs. DC Universe. Сначала мы смотрим длинный ролик (продолжительность некоторых достигает 5-7 минут!), затем участвуем в сражении, после снова смотри ролик. Так до самого финала. Сюжет, в отличие от той же Mortal Kombat vs. DC Universe, интересный и захватывающий. Разработчики дают прямые ответы на многие вопросы. Как Джакс потерял руки? Как Кабал стал местной версией Дарта Вейдера? Каким образом после событий второй части выжил Шао Кан и как некромант Куан Чи воскресил Синдел? Настоящий праздник для фаната.
Если в сердце дверь закрыта… нужно в печень постучать!
В игре есть все персонажи из классической трилогии. Скорпион, Рептилия, два Саб-Зиро, Китана, Милина, Лю, Соня, Джакс, Кано, Джонни, киборги Сектор, Сайрокс и многие другие. Ниндзя, наконец, не выглядят разноцветными клонами. У каждого свой костюм, своя маска и свой уникальный боевой стиль. Есть в игре и боссы вроде Горо, Мотаро и Шао Кана. Играть за боссов, правда, нельзя. Да и единственный настоящий босс – Шао Кан. Остальные выносятся с первой попытки. Игровая механика – привет 90-м. Восторг просто щенячий. Бойцы двигаются, падают и бьют точно так же, как в Mortal Kombat 3! Геймплей очень быстрый, зрелищный. Порог вхождения в игру достаточно низкий. То есть, человек, который играл в новый Mortal Kombat неделю и человек, который впервые сел за игру смело могут биться друг против друга. Здесь кроется и единственный недостаток Mortal Kombat 2011 – несколько обыкновенных апперкотов часто намного действеннее хитрых серий комбо, которые заучиваются часами. Система Close Kombat из Mortal Kombat vs. DC Universe слегка модифицирована. У каждого игрока внизу экрана имеется специальная полоска энергии. Она позволяет прерывать вражеские комбо или слегка поправлять здоровье. Если индикатор заполнен до конца, то можно выполнить специальный прием X-Ray. Зрелище фееричное. На протяжении нескольких секунд на экране хрустят позвонки, ломаются кости и звенят зубы. Описывать бессмысленно – это надо видеть. Урон, опять же, чудовищный. X-Ray запросто снимает треть полоски здоровья. Или больше. Еще одно нововведение – бои с участием двух персонажей. Причем, героев не просто можно менять во время битвы. Игра позволяет проводить полноценные парные комбо. Саб-Зиро начинает серию, Скорпион завершает – мечта детства! В игре осталось только два типа добиваний – знаменитые фаталити и шуточные бабалити. В случае с фаталити поверженный противник буквально разрывается в клочья. Безобидные бабалити превращают врага в беспомощного карапуза. Mortal Kombat базируется на ширпотребном движке Unreal 3. Графика недалеко ушла от Mortal Kombat vs. DC Universe, зато на уровнях прибавилось деталей, краски стали насыщенней, а персонажи – симпатичнее. Анимация, как и прежде, великолепна. Классические приемы из игр пятнадцатилетней давности в современной обработке выглядят потрясающе. Чего уж говорить о фаталити. Арены – особая гордость разработчиков. Настолько стильных и красивых The Pit и The Living Forest не было ни в одной части сериала. Вдобавок, Unreal 3 максимально открыт для портирования. Если издатель одобрит, то PC-версию разработчики смогут сварганить за считанные месяцы. На это, впрочем, в ближайшее время лучше особо не надеяться.
Test your might!
Помимо тренировки, сюжетной кампании, стандартных одиночных и многопользовательских боев в Mortal Kombat появились дуэли с условиями и вернулись мини-игры. Плюс, команда NetherRealm Studios подготовила замену для режима Konquest – одиночное состязание из 300 уровней под названием Challenge Tower. Бои с условиями (Test Your Luck) – настоящая находка разработчиков. Перед началом битвы на экране появляется “однорукий бандит” с четырьмя секциями. В каждой секции случайным образом выпадает какой-нибудь модификатор. Всего в игре пять типов модификаторов. Fight Modifiers – всячески калечат боевую систему (отключаются специальные приемы и удары X-Ray). Meter Modifiers – воздействуют на различные игровые панельки. Скажем, скручивают таймер или скрывают указатели здоровья. Status Modifiers – усиливают или ослабляют бойцов, отрывают им руки и путают кнопки на геймпаде. Stage Modifiers – меняют арены. Например, с неба начинают падать метеориты или куски льда. Наконец, Fun Modifiers, окончательно превращают игру в балаган. Персонажи теряют головы, превращаются в зомби. В теории все это выглядит странно, но играть весело. Особенно с реальным противником. Мини-игры не такие захватывающие, но скоротать за ними несколько часов можно. Проверка силы (Test Your Might) и проверка удара (Test Your Strike) – самые древние развлечения сериала Mortal Kombat. Перед персонажем выкладываются различные материалы (от дерева и железа до человеческой головы). Задача игрока – заполнить полоску удара до нужной отметки ритмичными нажатиями кнопок и со всей дури шарахнуть рукой. Проверка наблюдательности (Test Your Sight) – типичная игра в наперстки. Challenge Tower – самое интересное, что есть в игре после сюжетной кампании. Игроку предлагается 300 уровней. Почти в каждом есть какая-то изюминка. А еще NetherRealm Studios подошли к режиму с юмором. Короткие диалоги перед боями иногда веселят до хохота. Так, на одном уровне Скорпиону придется отбиваться от поклонницы Милины с плюшевым мишкой. На другом Джонни Кейджу нужно противостоять прущим зомби. На третьем Джаксу необходимо бить противника строго определенным образом. При помощи какого-нибудь заковыристого суперприема или комбинации. Раздел Extras, помимо скучных титров, содержит немало интересных бонусов. Krypt – гигантское кладбище. Здесь можно открывать новые приемы, костюмы, арт и музыку путем надругательств над могилами и убийств узников. Выглядит впечатляюще. Для разблокировки бонусов используются внутриигровые очки. Nekropolis – место, где бонусы, открытые в Krypt, можно, собственно, посмотреть.
Испытание на прочность
Геймпадам Xbox 360 и PlayStation 3 в нынешнем весенне-летнем игровом сезоне придется нелегко. L.A. Noire обещает закрученную детективную историю. Dirt 3 – безбашенные гонки. inFAMOUS 2 – увлекательную возню с суперспособностями в большом городе. Долгожданная Duke Nukem Forever – стёб, рок-н-ролл и сиськи, сиськи, сиськи… Однако главный ресурсный тест для контроллеров от Microsoft и Sony стартовал одновременно с релизом осовремененной версии Mortal Kombat. Если после прохождения сюжета, одиночных состязаний за каждого персонажа, режима Challenge Tower и длительной тренировки в мультиплеере техника не развалится, то появится лишний повод похвалить нынешнее поколение консолей. Но на доскональное изучение игры вдоль и поперек понадобятся недели. У занятого человека, возможно, месяцы. Midway полтора десятилетия экспериментировала с франшизой, но ничего путного как-то не получалось. Сериал становился трехмерным, у персонажей появлялось оружие и множество боевых стилей. В отчаянии Эд Бун (Ed Boon) и сотоварищи даже скатывались до такой странной для Mortal Kombat вещи как редактор персонажей. NetherRealm Studios удалось, казалось бы, невозможное. Mortal Kombat образца 2011 года увлекает и развлекает точно так же, как и старая добрая Ultimate Mortal Kombat 3 на Sega Mega Drive. Перед нами настоящая живая классика и, с огромной долей вероятности, самый важный файтинг ближайших лет. Формула успеха оказалась простой до гениальности. Разработчики взяли механику Mortal Kombat 3, лучшей части сериала, и аккуратно прикрутили к ней самые удачные находки MK-игр с 1997 по 2008 годы. Из Mortal Kombat 4 позаимствовали трехмерную графику с классной mo-cap анимацией. Из Deadly Alliance – Krypt с кучей дополнительных приемов, костюмов и прочих бонусов. Из Deception – систему Combo Breaker, которая, при определенных условиях, позволяет прерывать комбо противника. Наконец, стиль подачи сюжета и суперприемы X-Ray разработчики скопировали с Mortal Kombat vs. DC Universe. Результат превзошел любые ожидания. Новая Mortal Kombat – ярчайшее событие в жанре за много лет. Лучшего повода купить Xbox 360 или PlayStation 3 в ближайшее время не придумать. P.S. В версии для PlayStation 3 есть эксклюзивный персонаж – Кратос (сериал God of War). А вот владельцам Xbox с дополнительным героем не повезло – его просто нет. К счастью, новые бойцы вскоре появятся на обеих приставках в загружаемом виде. Первыми, по слухам, должны стать древний воин Кэнси и девушка в красном по имени Скарлет.