Shadow Harvest: Phantom Ops - первая игра молодой и потому мало кому известной (даже в "Википедии" о ней статьи пока нет) немецкой конторы Black Lion Studios из Ганновера. Дабы, наверное, убедить аудиторию в том, что они, Black Lion, на самом-то деле на геймдеве десяток собак съели и вообще крутые перцы, в соответствующем разделе на официальном сайте студии значится, что ее сотрудники в прошлом были причастны к созданию таких игр, как, например, The Guild, серия GTR: FIA GT Racing Game, Neocron, Red Ocean, Augustus: The First Emperor и др. Те же GTR - замечательные автосимуляторы, да и Neocron - вполне сносная MMORPG, но, учитывая, что Shadow Harvest - это шутер с элементами стелс-экшена, из этого списка нас больше всего интересует Red Ocean 2007-го года выпуска - очень кривая, глупая, скучная и невероятно раздражающая стрелялка. Что, несомненно, наводит на определенные соображения. Но даже если закрыть глаза на "заслуги" ребят из Black Lion, от их пока что единственного детища на подсознательном уровне отталкивает уже только его имя - сердце чует, что в лучшем случае это что-нибудь просто пресное и вторичное. И предчувствие здесь не обманывает. Несмотря на относительно свежую фишку, на которой держится две трети игрового процесса, Shadow Harvest - самый что ни на есть проходняк, и то такое более-менее лояльное звание для этого проекта - честь. В Phantom Ops есть ровно три в той или иной степени хороших момента: привлекательная внешность главной героини-брюнетки, музыкальное оформление и то, что длится весь этот скрывающийся за звучно-дурацким заглавием кошмар сравнительно недолго.
Пираты Аравийского моря
Начнем, как настоящие джентльмены, с упомянутой барышни. Симпатичная брюнетка - это капитан службы ISA Майра Ли. Кроме милого личика и правильных форм, обладает внушительными познаниями в информационных технологиях, набором суперсовременных гаджетов и орлиным глазом. В том задании, где Майре будет помогать игрок, капитаншу занесло не куда-нибудь, а в один из опаснейших городов на планете - в Могадишо, столицу Сомали, страны, где сплошная пыль да бедность, подростки с дешевыми сигаретами в зубах и автоматами Калашникова, беспредел на каждом шагу и, конечно же, знаменитые на весь свет пираты. Мисс Ли заслали в это малоприятное место совсем не для того, чтобы жарить свою попку на ярком африканском солнышке. По версии Shadow Harvest, к 2025-му году разгул сомалийских морских разбойников превысил все мыслимые пределы - и, разумеется, цивилизованному миру это очень не понравилось. Более того, у этого самого цивилизованного мира есть все основания полагать, что пиратам покровительствует не кто-нибудь там, а подозрительный президент Сомали по имени Карим Кимосеин. Подозрительность Карима усиливается еще и за счет того, что в рядах его армии было обнаружено высокотехнологичное оружие (вплоть до т.н. мехов - шагающих роботов) - мало того что это счастье стоит нехилых бабок, которыми президента, существует мнение, подкармливают именно зверствующие корсары, так еще и как бы действует международное эмбарго на поставку в Сомали пушек и прочих боевых игрушек. Да и мехи сработаны по американской технологии - и при этом армия США пока остается без них. Стало быть, сначала стоит все обстоятельно разузнать, а после этого прикрыть лавочку. Капитан Арон Альварез, работающий до второй трети кампании не на ISA, а на одну из банальных "Дельт", прибыл в Могадишо со схожей миссией, разве что что-либо усердно разнюхивать ему, в общем-то, не совсем обязательно, главное - срочно выдать господину Кимосеину бесплатную турпутевку в пекло. Соответственно, следуя канонам и стереотипам, Майра - натуральная шпионка, спокойная, аккуратная и изящная, а Арон - "танк", предпочитающий тихарским приемчикам применение грубой мужской силы. Этих "инь" и "ян", само собой, сценаристы довольно скоро после начала игры сводят, Альварез соглашается сотрудничать с ISA - и новоиспеченный тандем, несмотря на протесты Ли, отправляется сражаться с президентом Сомали, его наемниками, а также с теми, кто продает кровавому диктаторскому режиму смертоносные железяки. Вот так незамысловато - впрочем, сюжет - не самое слабое место Phantom Ops. Зато становится понятно, что за фрукт эта Shadow Harvest, уже в течение считанных дебютных минут, когда Альвареза (до четвертой главы играть предлагается исключительно от его лица - ой, пардон, от его спины) везут по полуразваленному Могадишо на джипе; уже за столь короткое время проект демонстрирует кипу своих бесспорных недостатков, перечислять которые, извините, слишком долго и настолько же занудно, насколько играть в этот отстой. Не знаю, как у вас, но меня сеттинг Shadow Harvest навел на ассоциации в первую очередь с безобразной Terrorist Takedown 3 от мастеров клепать фекалоподобные шутеры из польской студии CITY Interactive. И чутье снова не подвело: пускай Phantom Ops сильно отличается от польского трэша в плане геймплейных акцентов и формата, качество исполнения этой поделки примерно такое же.
Сладкая парочка
Забросить Shadow Harvest хочется буквально сразу же после высадки Альвареза на недружелюбные улицы Могадишо. Пожалуй, первое, что, как говорится, высаживает на коня, - отвратительная оптимизация игры, точнее - полнейшее отсутствие таковой. Phantom Ops тормозит похлеще Crysis 2 - и выглядит при этом, как нетрудно догадаться, далеко не как творение Crytek. И даже не как среднестатистический бюджетный шутер последних лет. Неправдоподобные эффекты, паршивенькие текстуры и модели, неудачно реализованное замыливание картинки - и периодически все это "счастье" не желает играться с количеством кадров в секунду выше, чем десять-пятнадцать. На системе, которая вполне себе резво тянула Crysis 2 с его замечательным визуальным рядом. Кроме того, Shadow Harvest отличается весьма скромными - по любым меркам - в размерах локациями и чуть ли не минимальной интерактивностью. Откуда такие запросы к системным ресурсам - загадка. Усугубляют проблему с оптимизацией цветовая гамма игры и искусственный интеллект. Дело в том, что враги очень часто начинают вести довольно точную стрельбу по подопечным персонажам до того, как их, врагов, увидит игрок. Однообразная палитра мешает засекать супостатов оперативно, и вот только-только вы высмотрели очередного претендента на ваш свинец - а он, зараза такая, успел снять у Альтер эго сколько-нибудь там хитпойнтов, хорошо, если какой-то несчастный десяток. Который, впрочем, все равно не бывает лишним, так как запас аптечек на уровнях скудный - да-да, в Shadow Harvest персонажи используют мед-киты, а не регенерируют здоровье безо всяких подручных средств. Концепция Phantom Ops - совмещение героев с разными стилями боевых действий с возможностью переключаться между подопечными - не нова, однако, допустим, в том же Clive Barker's Jericho она была реализована гораздо лучше, чем в поделке от Black Lion. Если вы вдруг подумали, что разработчикам с помощью такой механики удалось сделать свой проект пусть не на уровне достойных команд, но хотя бы разнообразным, то смойте все надежды на этот счет в ближайший унитаз. Да, методы у Арона и Майры действительно радикальным образом различаются. Игра за мисс Ли - почти чистый стелс-экшен, посему и амуниция соответствующая: обтягивающий костюмчик, позволяющий ненадолго входить в режим невидимости, шприцы с так называемыми нанитами, после инъекции которых оппонент падает замертво, а его тело становится незаметным для коллег, и чудо-арбалет, стреляющий как обычными стрелами, так и зарядами с теми же нанитами и отвлекающими врага припасами. Так как, по словам босса Майры, каждая стрела с нанитами стоит столько же, сколько итальянский спорткар, "патроны" девушке выдаются прямо-таки в издевательских количествах. Соответственно, при игре за мисс Ли местами приходится включать соображалку и постоянно экономить боеприпасы, целясь наверняка и в голову. Все, чем выделяется Арон, сводится к bullet time. Поначалу играть, переключаясь между героями, относительно увлекательно, однако вскоре весь интерес испаряется, кроме трэшевой и монотонной сущности Phantom Ops, благодаря двум нюансам. Во-первых, игровые ситуации повторяются из раза в раз - и уже через главу четко знаешь, где и как задействовать Майру, а где - Арона, что убивает надобность шевелить мозгами. Во-вторых, разработчики, бывает, по два-три раза прогоняют персонажей через одни и те же участки и без того скучных локаций; передвигаются и воюют самостоятельно агенты только по большим праздникам, помощи от ведомого искусственным интеллектом напарника практически никакой. Помимо этого, львиная доля эпизодов игры проходит в унылом Могадишо, до остальных "достопримечательностей", уверены, почти каждый первый уважающий себя игрок не доберется. Принимая во внимание все описанное, несказанно радует, что Shadow Harvest - довольно короткая игра. Дюжина глав, большинство из них при наличии солидного игрового опыта и сноровки проходится минут за двадцать-тридцать. Причем, к примеру, пятая глава - это вообще обычный брифинг, после которого игроку предлагается в роли Альвареза... просто прогуляться к выходу из помещения - и все. Однако, если ваш экспириенс в шутерах оставляет желать лучшего, гарантируем, что придется помаяться - опять же, из-за тупоголовых, зато зорких и метких врагов, цветовой гаммы и ужасной расстановки чекпойнтов. Ввиду того, что в Phantom Ops отсутствует возможность сохранять игру в любой удобный момент, ответственного за размещение контрольных точек сотрудника Black Lion безумно хочется больно стукнуть в челюсть, а потом и еще куда-нибудь. И еще... Тем более что порой дальнейшие действия неочевидны - и из-за неверного поступка, вызванного вынужденным тыканьем пальцем в небо, доводится перезапускать чуть ли не целую главу. Чтобы пройти Shadow Harvest, нужно иметь стальные яйца и закаленную выдержку. Или склонность к самоистязанию.
"Первонах"
Такой вот первый самостоятельно испеченный блин вышел у трудяг из Black Lion. Мы, конечно, понимаем, что денег на разработку Phantom Ops у студии было явно не большой забитый баксами сундук, что отчасти карты смешала отмена версии проекта для Xbox 360, но судят все равно по результату, а что за результат - вы уже, думается, успели догадаться. Ганноверских девелоперов, впрочем, немного оправдывает то, что, в отличие от некоторых своих коллег по выпуску всяческого трэша, своего первенца - или, учитывая качество, скорее, "первонаха" - они не особо-то и пиарили, да и золотые горы обещали как-то непривычно скромно. Наверное, еще на стадии разработки им было чуточку стыдно... P.S. Во вступительный ролик разработчики опрометчиво всунули свои имена и фамилии - поэтому, купившие Shadow Harvest наивные игроки, перед тем, как кликнуть по надписи "Новая игра", запаситесь не только терпением, но и чем-нибудь пишущим и листом бумаги - чтобы знать и помнить, кого, кроме себя, можно обложить по матушке за потраченные на коробку с навозом кровные.