Знаете ли вы, что современные жители США очень сильно комплексуют по поводу собственной истории. А точнее – по поводу отсутствия в ней некоторых значимых периодов. Так, сейчас у американцев есть Биг-Мак, Apple и Джонни Депп, но у них никогда не было Античности, Ренессанса и, что особенно обидно, Средневековья. Дело в том, что последний период с гигантскими замками, металлическими рыцарями и войнами ради прекрасных дам, пожалуй, наиболее романтизирован историками. Пока Ричард Львиное Сердце участвовал в третьем крестовом походе, а Жанна д’Арк пыталась освободить Францию от гнета англичан, дальние родственники Покахонтас скакали по деревьям и поклонялись пенькам в форме кое-чего неприличного. Именно с молодостью США связывают повальное увлечение жителей страны фэнтези “под Средневековье” вроде “Властелина Колец” и маниакальную тягу к историческим блокбастерам типа “Короля Артура” и “Робина Гуда”. И не всегда так называемые “фильмы, основанные на реальных событиях” имеют хоть что-то общее с делами далекого прошлого. Нелепые попытки пересказать чужую историю – полбеды. Куда чудовищнее выглядят откровенные пародии, которые делаются, учитывая культурную ценность американского исторического кино, на чуть менее откровенные пародии. Доходит, порой, до идиотизма. Фильмы “Робин Гуд: Мужчины в трико” и “Янки при дворе короля Артура” (мы помним, что в основе кино роман великого Марка Твена, но от этого события не менее идиотичны) со всеми поправками на легкий жанр показывают средневековую Европу каким-то миром блаженных эльфов. Словно и не было рек крови, инквизиции, камер пыток, чумы, страшного голода и многих других, типичных для Средних веков, явлений. Последнее время весь этот цирк ловко перекинулся на компьютерные игры. Вот, скажем, The Sims Medieval – симулятор бога с добавлением самых банальных и глупых штампов и клише, которые приписывают Средним векам американцы. То есть, если бы средневековая The Sims была серьезной игрой, то, скорее всего, отправилась бы на помойку сразу после прочтения аннотации на диске. Но Medieval – игра крайне легкомысленная, поэтому тонкие нотки дебилизма придают ей исключительное очарование. Оговоримся сразу – The Sims Medieval не дополнение и не DLC для The Sims 3. Это новая игра, за которую за бугром просят под 50 баксов. Соответственно, спрос с Medieval как с полностью самостоятельного проекта.
Кто такой Смотрящий?
Google отвечает на этот вопрос вполне однозначно ссылкой на форум “Криминальная Россия”. “Лагерный авторитет или вор в законе, который смотрит за криминальным порядком в хате, на зоне, в области, и не допускает так называемого беспредела. Казалось бы, причем тюремный жаргон и The Sims Medieval? Благодаря чувству юмора локализаторов кое-какая связь есть. Главный герой The Sims Medieval – не король, не рыцарь, а бестелесный и обожествленный Смотрящий. Кто-то вроде бога из Black & White. Смотрящий присматривает за отдельно взятым сказочным королевством и наставляет его жителей на праведный путь. Почему сказочным? Потому что в игре нашлось место волшебству и странным существам. Четкого сюжета в Medieval нет. Игрок просто выбирает одну из нескольких глобальных целей. Единственная доступная поначалу цель – “Новые начинания”. Здесь нужно просто слегка отстроиться и создать для населения приемлемые условия жизни. Остальные цели открываются по цепочке сразу после выполнения “Новых начинаний”. Так, одно из самых сложных глобальных заданий – стать легендарным правителем и выстроить действительно мощное государство. Для этого понадобится раздуть показатели “Славы” и “Благополучия” королевства до очень внушительных цифр. Впрочем, до этого еще далеко. А начинается The Sims Medieval, как и любая Sims, с экрана создания персонажа. Первым делом стране нужен монарх. Без грамотного правителя, как известно, любая средневековая империя быстро разваливается и превращается в какую-нибудь Литву. В игре довольно много героев – рыцари, кузнецы, маги, но именно монарх – самый первый и самый главный. Редактор создания персонажей напоминает свой аналог из The Sims 3. Глумиться над физиономиями и прическами можно часами. Настроек тьма-тьмущая: носы, уши, брови, ресницы и т.д., и т.п. А вот с одеждой в Medieval скромнее. Во-первых, в то дремучее время дизайнерских вещичек еще не существовало. Во-вторых, король ни за что не наденет фартук кузнеца. А священник – робу мага. Так что фасонов самый минимум. Ну, хотя бы не воспрещается раскрашивать одежду по собственному вкусу – и на том спасибо.
Управление хлевом
В игре три основных режима: режим королевства, режим меблировки и режим жизни. Сначала о режиме королевства. Он стилизован под выцветшую панорамную 3D-фотографию подшефной страны. Все, что тут можно, так это строить здания за специальные Очки Королевства (выдают за успешно выполненные задания), да выбирать задание на ближайшие несколько игровых дней из множества вариантов. Итак, первый персонаж создан (ну, или выбран из заготовки) – можно отправляться обозревать владения. Непонятно, планируются ли для The Sims Medieval дополнения, но пока игровой мир даже слишком компактен. В центре королевства стоит небольшой замок. В будущем рядом можно будет сделать несколько пристроек: казармы и зал приемов зарубежных послов. Слева – дремучий лес и пещеры. Справа – причал. По центру – площадь, судное место с чудищем в яме и другая периферия. Вдалеке – деревенские домики. Вот, собственно, и все. В будущем на пустырях можно строить беседки, тренировочные лагеря, рынки, таверны и прочее. Но только в строго отведенных под это дело разработчиками местах. Свобода творчества осталась в The Sims 3. В Medieval из строительства лишь самый необходимый минимум. Вдобавок, расстраивает странная камера. У нее отныне куда меньше свободы, поэтому вот просто так запросто залететь в любой дом и понаблюдать за жильцами не получится. Придется щелкать по кнопке “Следить за героем”. Режим меблировки ничем не отличается от любой другой версии The Sims. Игровое время останавливается, а игрок получает возможность покупать предметы и мебель в любом количестве. Только бы денег хватило! Барахло раскидано по нескольким категориям. В категории “Война” много острых углов, огня и настенного оружия. В категории “Ремесло” – бесконечные точильные станки и наковальни.
Ближе к народу
Куда интереснее в The Sims Medieval жить. Режим жизни напоминает привычный геймплей Sims, только сильно видоизмененный. С одной стороны – налицо множество упрощений. Персонажи ходят в туалет, моются и развлекаются сугубо, простите за тавтологию, ради развлечения. Из более-менее значимых показателей остались “Питание” и “Бодрость”. Для комфортной жизни персонажу нужно хотя бы раз в день есть и спать. С другой – теперь у игры есть цели и квесты. Простые, незамысловатые, но есть. Medieval обязательно должна понравится тем, кто принципиально игнорировал The Sims из-за отсутствия смысла. По ходу прохождения открываются новые герои. Сначала с игроком только монарх. Затем становятся доступны кузнец, маг, торговец, два вида священников, лекарь, шпион, рыцарь и бард. У каждого героя своя настраиваемая внешность и пучок уникальных квестов. Кстати, некоторые задания можно выполнить исключительно в паре с каким-нибудь другим персонажем. Обычно героя (или героев) неспешно ведут за ручку, но бываю развилки. Многие квесты можно выполнить одним из двух-трех способов. Скажем, самостоятельно прочистить колодец или заплатить деньги за вызов средневекового сантехника. В ходе заданий, опять же, встречается немало развилок. Злого мага можно прогнать с позором, а можно молча убить вредителя. Выполнение заданий увеличивает четыре основных показателя государства: благополучие, безопасность, культуру и просвещение. Разработчики не стали вырезать из игры множество побочных действий. С персонажами можно болтать до посинения ушей, на красивых барышнях – жениться. Да что говорить – в королевстве найдутся тысячи способов занять героев. Только смысла в этом мало. Трата времени, ведь теперь симы ходят по протоптанным дорожкам и едва успевают выполнять задания и обязанности. Какой уж там флирт, когда в королевстве завелись шиншиллы.
Одно “но”
Кроме проблем с камерой, некоторых допущений и условностей (прислуга шастает по королевским покоям совершенно без страха за собственную голову), в The Sims Medieval ровно один недостаток. Но очень серьезный. Игра неимоверно скучна. Местный геймплей может захватить на день, на два, на три, но потом вы обязательно бросите. Для проекта со словом “Sims” в заголовке такое положение вещей неприемлемо. И дело не в том, что в Medieval мало интересных целей и квестов. Много. Просто действие происходит в одном и том же компактном королевстве с одними и теми же персонажами и зданиями, что ставит жирный крест на повторном прохождении. И все-таки The Sims Medieval, несмотря на недостатки, – замечательная игра. Добрая, светлая, веселая, жизнерадостная, красивая. The Sims Studio проделала серьезную работу. Перед нами, пожалуй, самое масштабное переосмысление классической The Sims за всю историю сериала. Да, мы помним, что очень похожей концепции придерживались три части The Sims: Stories на основе The Sims 2. Там тоже были интересные квесты, нововведения в геймплее и прочее. Только в Stories создателям не пришлось полностью перерисовывать интерфейс, одежду, предметы обихода, мебель и окружение. Если вы любите Sims, то обязательно поиграйте в Medieval. Новые впечатления гарантированы. Если не любите, то тоже попробуйте. Только помните: в The Sims 3 можно играть годами, в The Sims Medieval – от силы неделю-две. P.S. Выпуск The Sims Medieval вовсе не означает, что Electronic Arts закончила выкачивать деньги из честных покупателей The Sims 3. Во второй половине 2011 года состоится релиз аддона Generations. В нем разработчики обещают повысить значимость различных этапов жизни виртуальных человечков. Информации о нововведениях пока мало. Известно, что дети теперь будут посещать различные кружки, а взрослые узнают, что такое кризис среднего возраста. А еще подростки смогут заниматься изощренным хулиганством. К примеру, детки научаться подрывать унитазы. Замечательное, в общем, должно получиться дополнение!