Когда после отвратной Need for Speed: Undercover многие пророчили серии страшную и мучительную смерть, в Electronic Arts, недолго думая, скрутили мрачно настроенным предсказателям смачную дулю и начали выпускать не по одной, а сразу по две "Жажды скорости" в год. В 2009-ом линейку постигнула пара мини-революций: оправдывая свое название, Shift, что нехарактерно для Need for Speed, вышел не привычными аркадными покатушками, но немножко симулятором, а Nitro стала первой игрой франшизы, выпущенной эксклюзивно для "несерьезных" консолей от Nintendo - Wii и DS. Год спустя тандем студий EA Black Box и EA Singapore тотально облажался с распиаренной онлайновой World, оказавшейся довольно нахальным кидаловом, а Criterion Games вернули доверие и уважение аудитории к Need for Speed, возродив "полицейско-воровскую" Hot Pursuit, а вместе с ней и серию. В Shift 2 Unleashed, которой занимались создатели первой части подсерии - толковые британцы из Slightly Mad Studios, от Need for Speed осталось не так уж и много. Брендированные флажочки, фирменный стиль, живые "ведущие" - и в то же время, поносившись по свеженьким трассам хотя бы полчасика, понимаешь, что "электроники" приняли совершенно верное со всех ракурсов решение вычленить Shift из бесконечной череды абсолютно аркадных автогонок. Нет, до полноценного автосимулятора вроде суровой RACE 07 или даже Gran Turismo Unleashed, как говорится, далеко и не видно, но новичкам в жанре советуем не бравировать и - особенно при отсутствии нормального руля - либо сразу выставлять самые "лузерские" настройки сложности, либо и дальше продолжать бодаться с копами в перезапущенной Hot Pursuit. Shift 2 - наиболее "взрослая", наиболее реалистичная и, наверное, наиболее нелегкая Need for Speed за всю длительную историю линейки. Дикие скакуны
На старте слишком мало кому знакомый, чтобы называть его имя, чемпион Formula D для затравки усаживает игрока за ретивый Nissan GT-R - и доморощенный гонщик уже после первого преодоленного километра рискует получить удар по своей самооценке. Автомобили ведут себя не чтобы очень всамделишно, но справляться с "железными конями" и безупречно проходить даже "детские" повороты - поначалу настоящий вызов, даже несмотря на сохранившуюся рекомендуемую траекторию езды. Благо система настроек сложности и управления машинами весьма гибкая и позволяет как сделать из Shift 2 эдакий "Ил-2 Штурмовик" в разрезе Need for Speed, так и более-менее приблизить Unleashed к, например, старым добрым Underground. Впрочем, если вы успешно пройдете дебютную трассу и игра предложит вам не самые позорные параметры, обольщаться все равно не стоит: как доберетесь до дрифтов - чувство собственного величия вполне может уступить желанию плюнуть на весь этот [псевдо]реализм, дабы поберечь нервы и пальцы. Иногда кажется, что Slightly Mad Studios переборщили с непокорностью автосредств. Ладно еще дрифтинг довольно жесткий даже для собаку съевших на виртуальных гонках игроков - в некоторых заездах, особенно в тех, где в распоряжение отдается конкретная, заданная разработчиками модель, к которой, естественно, игрок не успевает привыкнуть, откровенно недоумеваешь, как, черт бы побрал эту Shift 2, можно "чисто" проехать по определенному участку, не съехав с асфальта на траву или не вмазавшись в предательски торчащее впритык к дорожному покрытию ограждение. А "вылетать" с трассы категорически не рекомендуется. За срезки игра карает сурово: к примеру, за одну-единственную погрешность в заезде на время результат круга может не засчитаться или, если говорить о тех же обычных круговых гонках, не быть опубликованным в рейтинговых таблицах перекочевавшей из последней Hot Pursuit системы Autolog. Обидно также, когда Альтер эго дисквалифицируют за рецидивы, когда до финишной черты рукой подать, а пелотон с конкурентами отстает на неприличное расстояние. Причем Unleashed трактует понятие "срезка" весьма вольно: порой игрока штрафуют и в тех случаях, когда, нечаянно выехав с прямой на гравий, он солидно теряет, но никак не экономит секунды и километры в час. Учитывая неотзывчивое поведение многих машин, а начиная со второй трети "Карьеры" - еще и внушительные скорости, подобное происходит регулярно, поэтому улучшение управляемости становится чуть ли не важнее апгрейдов ходовой части. Пофигистично относиться к собственным неудачам, если есть намерение покататься на по-настоящему крутых тачках, не получится. Забудьте о первой части подсерии, где очки опыта начислялись не только чуть ли не сами по себе, но и в бешеных количествах. Система накопления "экспириенса" и роста в уровнях в Unleashed осталась, исключая канувшее в Лету деление на баллы агрессии и аккуратности, однако для того, чтобы достичь очередного левел-апа и, соответственно, разблокировать новые мини-турниры, теперь недостаточно в каждом заезде тащиться в хвосте группы гонщиков, виляя металлическим задом и зарабатывая таким образом на недодрифтах пойнты. В Shift 2 нужно побеждать. Ну, или хотя бы занимать любое место на подиуме чуть ли не во всех соревнованиях - только тогда вам светят навороченные "жеребцы", клевый тюнинг и венок чемпиона. Впрочем, возможность пропустить пару-тройку непонравившихся по каким-либо причинам заездов при удачном прохождении других трасс никто не отменил, что немного упрощает в целом достаточно трудную жизнь в Unleashed. Не лётай без шлёма
Всего в игре порядка четырех десятков трасс (не путать с заездами - их, разумеется, гораздо больше), часть которых вполне себе существующие, а остальные рождены фантазией разработчиков. К сожалению, экзотики не хватает, зато <Карьера> побросает игроков по приличному набору различных государств: здесь и Китай с Японией, и Франция с Германией, и Великобритания с несколькими регионами США. Как и в оригинальной Shift, а также в ProStreet и той же Race Driver: GRID, соревнования проходят в городских условиях и на <полевых> треках - все официально, все законно. Виды покатушек - стандартные (а что нового можно придумать-то?): кольцевые гонки, заезды на время, гонки на автомобилях определенного класса, дрифт и так далее. Как это обычно бывает с автосимуляторами, разнообразия хватает максимум на половину одиночного режима - потом антуражи начинают доставать, от скуки не спасают ни ночные старты, ни гламурные четырехколесные игрушки. Даже несмотря на обширность автопарка: энтузиасты насчитали более ста тридцати моделей от почти сорока производителей. Если говорить о самом "вкусном", ассортимент включает как "программу минимум" вроде пачки соблазнительных Maserati, Lamborghini, McLaren, Koenigsegg, Lotus и прочих Bugatti с Aston Martin, так и редкие штучки, например, Gumpert Apollo S, Radical SR3 RS и оцифрованную эксклюзивно для Shift 2 шикарную Pagani Huayra, "запущенную" в только-только ушедшем марте на выставке Geneva Auto Salon 2011. Само собой, над автомобилями можно всячески "издеваться" в гараже, балуясь с детальками (нитро - на месте, вот только польза от него не такая ощутимая, как раньше), занимаясь различными украшательствами и вообще вылепливая машину своей мечты - если денежки имеются, конечно; более того, игра ведет статистику апгрейдов для Autolog. Несмотря на то, что спидометр редко рисует запредельные, фантастические показатели, скорость в Shift 2 скорее чувствуется, чем нет. Особенно если играть с рулем и использовать, пожалуй, главное новшество, представленное в Unleashed, - вид "из шлема". Таких впечатлений еще не давал ни один автосимулятор, и новая Need for Speed практически в полной мере позволяет ощутить себя настоящим пилотом. Играть с указанным видом сложнее, чем, например, если повесить камеру за машину, но и интереснее. Любите хардкорность? Выкручивайте максимально реалистичные настройки, врубайте внутренние повреждения, устанавливайте ракурс "из шлема" - и демонстрируйте Shift 2, на что вы способны, если, конечно, кишка не тонка. Эффект присутствия и убедительность усиливаются и за счет усовершенствованной технической стороны. Unleashed не предлагает ультрамодный саундтрек: песен в игре - раз, два и обчелся, и во время заездов ничей пронзительный вокал или сочный бит не отвлекает водителя от дороги - зато моторы ревут так, что порой аж мурашки по коже бегают. Внешний вид разработчики хоть и не так заметно, но все же подтянули - собственный движок Slightly Mad Studios под названием The Madness Engine выдает теперь картинку, хоть и не дотягивающую до уровня несравненной в этом отношении Gran Turismo 5, но достойную. И, как ни странно, тормозит вторая Shift меньше, чем первая - наконец-то девелоперы добрались до оптимизации. Из минусов технической части можно отметить лишь весьма слабую повреждаемость автомобилей, но не стоит забывать о том, что автопарк-то лицензированный. Need for GRID
Вопреки ожиданиям Slightly Mad Studios выдали лучшую игру, чем была первая Shift. И, в общем-то, на этот раз выполнили свои обещания по поводу того, что сделают проект, похожий на настоящий автосимулятор, а не детскую аркаду. Unleashed не смогла избавиться от некоторых недостатков оригинала: искусственный интеллект по-прежнему совершенно читерский, машины - непослушные, присутствует дисбаланс - но по уровню исполнения приблизилась к, наверное, своему главному ориентиру - отличной Race Driver: GRID, а это уже хорошо. Фанатам традиционных Need for Speed, презирающим более серьезные виртуальные гонки, Shift 2 вряд ли придется по вкусу. Но разработчики во главе с исполнительным продюсером Маркусом Нильссоном честно и открыто заявляли, что мастерят игру для любителей рейсингов, в которых нужно уметь не только вдавливать в пол педаль газа.