Буквально спустя несколько дней после долгожданного релиза Dragon Age 2 интернет всколыхнула грандиозная буча. Игроки единым фронтом принялись клеймить сиквел лучшей RPG 2009 года страшным позором. Причем таким, что не снился ни Mafia 2, ни Arcania: Gothic 4. На момент подготовки материала средний рейтинг Dragon Age 2 на сайте Metacritic по рецензиям составлял вполне достойные 84 балла, а по отзывам пользователей – жалкие 42. “Четверка с хвостиком”, разумеется, далека от объективности, как первый Doom от третьего. Dragon Age 2 по многим параметрам лучше Origins и аддона Awakening вместе взятых. По некоторым показателям, увы, хуже, но не до такой степени, чтобы приравнивать игру к откровенному шлаку и мусору. Происходящее скорее напоминает масштабный флэшмоб и показывает, как сильно люди ждали Dragon Age 2 и верили, что знаменитые канадские разработчики смогут сделать “как обычно” (то есть, очень и очень круто) в максимально сжатые сроки. А еще ситуация наглядно демонстрирует, как сильно Electronic Arts и BioWare поспешили с весенним релизом. И ради чего? Подсказываем: ответ ищите по тегам “жадные разработчики” и “срубить бабла”.
Защитник Киркволла
Вводный час игры полностью соответствует тому, что нам обещали весь 2010 год и тому, что многие успели подглядеть в демо-версии. С момента развязки Origins прошло 10 лет. Храмовница Кассандра с пристрастием допрашивает гнома Варрика о неком Защитнике Киркволла. Из обрывков информации становится понятно: в мире Dragon Age 2 произошло что-то очень серьезное, что сильно ударило по авторитету института Храмовников. Сначала хитрый гном приукрашивает историю Защитника и травит басни. Затем под давлением Кассандры начинает выкладывать правду. Игра скроена из трех продолжительных актов. После каждого акта обязательно следует короткая беседа Кассандры и Варрика. Подобным образом подавалась история первой Mafia, где бандит Томми рассказывал детективу о своих темных делишках за 8 лет. Первым делом Dragon Age 2 знакомит с главным героем. Зажиточная семья Хоуков в спешке бежит из Лотеринга, уничтоженного Порождениями Тьмы. Центровой персонаж игры – старший отпрыск. Мужчина или девушка – зависит от выбора в конструкторе персонажа. Компаньонов первое время менять нельзя. Хочется или нет, а воевать придется вместе с сестрой, братом и случайной попутчицей – бой-бабой Авелин. В определенный момент герои оказываются в ловушке. Очень вовремя появляется Флемет с обновленным лицом актрисы Гурченко. В обмен на услугу ведьма помогает Хоуку и его родне безопасно добраться до Киркволла – города-государства к северу от Ферелдена. Редактор персонажа переехал из первой части с минимальными изменениями. Специализации знакомы – маг, воин и разбойник. Как и слегка упрощенные окошки характеристик и способностей. Характеристик у героя теперь шесть штук (сила, ловкость, магия, хитрость, сила воли и телосложение). Столько же и ветвей способностей. В каждой ветви несколько разновидностей умений и улучшения для них. Вариантов внешности очень много. Причем, создать симпатичного героя или героиню куда легче, чем, скажем, в Fallout: New Vegas. Оно и понятно – тут фэнтези, романтика и все дела, а там – микрорентгены, мутанты и радиация. О неприятном. В сиквеле нельзя выбрать расу и предысторию для героя. Вместо этого можно вмешаться в ход основных событий Dragon Age: Origins. Посадить Алистера на престол или послать беднягу лесом? История Ферелдена вершится за считанные секунды. Плюс, в Dragon Age 2 есть функция импорта сохранений (если они каким-то чудом у вас остались), ранее замеченная в Awakening и Mass Effect 2. Функция полезная и классная. Жаль только, что работает через задницу. Гибель кого-то из персонажей первой части не мешает им живыми и здоровыми появляться во второй (и речь не о Флемет, чья смерть была под сомнением задолго до сиквела). Немало ошибок при импорте сейвов возникает и в местной энциклопедии – в “Кодексе”. В одной заметке герой Origins может закончить войну с Порождениями Тьмы командиром Серых Стражей. В соседней – правителем всея Ферелдена.
Секс в большом городе
Структура и подача сюжета (особенно в первом акте) в корне отличается от первой части. В Origins нас моментально бросали в гущу событий, заставляли участвовать в интригах по всей стране и сразу готовили к спасению мира. Dragon Age 2 совсем не такая. Здесь нет масштабов “Властелина колец”. Большую часть игры Хоук шатается по Киркволлу и окрестностям. Первые десять часов герой зарабатывает деньги, возвращает фамильное поместье и живет в собственное удовольствие. Во втором акте события накаляются, в городе назревает вооруженное столкновение, появляются запоминающиеся квесты, наконец, двигается главный сюжет. Незадолго перед третьим актом разработчики, увы, совсем забывают ради чего, собственно, все затевалась. Например, зачем было разводить столько шумихи вокруг Флемет и так кардинально менять ее образ? После пролога старушенция появляется лишь пару раз за игру, да и то без сильной надобности. В итоге Dragon Age 2 ничем толком не заканчивается и оставляет игрока с открытым ртом и мыслью “КАК, УЖЕ?”. Ситуацию, как обычно, спасают шикарные персонажи и интересные квесты. Главное не бросить Dragon Age 2 до появления остроумных спутников и необычных миссий. Среди самых запоминающихся заданий – сводничество Авелин, конвой единственного в своем роде Кунари с магическими способностями, жуткий до дрожи в коленках экзорцизм, трагический поход за сокровищами и многое другое. Практически любой квест начинается с “иди туда, убей того, принеси то”, а вот заканчивается часто совсем не так банально. Моральный выбор присутствует практически всегда и везде. Самые, казалось бы, незначительные действия в настоящем или прошлом могут громко аукнуться в будущем. Персонажи – один лучше другого. Здесь BioWare стабильно держит марку. Да и визуальные изменения пошли Dragon Age 2 на пользу. Дело даже не в четвертом размере груди всех женских персонажей. Главное, что основные герои запоминаются, им сопереживаешь, с ними хочется общаться и видеться снова. И ведь искренне переживаешь, когда кому-то не посчастливится помереть. Здорово выглядят не только товарищи Хоука, но и прочие жители Киркволла. Менее детализированное окружение, более проработанные болванчики – этот приемчик дизайнеры позаимствовали у художников комиксов. Хотя, порой проглядывается вторичность. Так, вожак местных Кунари Аришок, как многие успели заметить, – вылитый Иллидан из World of Warcraft. Принятые решения всегда заметно влияют на отношения с сопартийцами и постоянно отражаются на индикаторах “друг/соперник”. Если прекрасная в своем жизнерадостном дебилизме долийская эльфийка Меррилл всегда реагирует положительно на помощь магам и эльфам, то смуглая пиратка и красавица Изабелла чаще на стороне Храмовников. И наоборот. Персонажи постоянно переговариваются, подшучивают друг над другом и ведут себя очень нескромно. Иногда – слишком нескромно. Тема секса поднимается в Dragon Age 2 гораздо чаще, чем просыпается основной сюжет. Шутки ниже пояса – это половина всех шуток в игре. Обыгрывается буквально все – от размеров и формы, гм, мечей, бухт и кораблей – до рекламы средств повышения потенции из 52 трав и циничных острот про, извините, гомиков. Мы давно подозревали, что тема нетрадиционной сексуальной ориентации почему-то очень близка сценаристам BioWare. Но не настолько же! Доходит до ужасного. Первым соблазнить всего из себя храброго и положительного героя пытаются не Меррилл, не Изабелла, не, хотя бы, Флемет, а какой-то скользкий эльф из публичного дома. Неоднократно и довольно настойчиво.
Breaking News
Изменений в геймплее совсем немного и они исключительно полезны. Dragon Age 2 стала гораздо динамичней предшественницы. Воины ловко и шустро машут даже двуручными мечами. Маги быстрее кастуют заклинания. Разбойники эффектно прыгают на врагов с кинжалами наперевес. Правда, игрокам старой школы творящееся на экране мельтешение может не понравится. Что поделать – так нынче модно. На простом уровне сложности “умная” пауза не нужна совсем (за исключением битв с боссами). На сложном – бои интеллектуальны и многогранны, как и в старой доброй Dragon Age. Жаль, что в PC-версию не успели встроить обещанную тактическую камеру, которая должна была прийти на место изометрического вида. Ну, либо под ней разработчики понимают кнопку “Tab”, подсвечивающую врагов. Диалоги максимально похожи на Mass Effect 2 – кольцо из общих фраз, озвученный главный герой, более динамичные ролики. Ролевая система, опять же, пошла по пути сиквела космической саги и ударилась в минимализм – никаких лишних характеристик и способностей. Лишь те, которые реально полезны. Обновленный инвентарь прост и удобен – ненужный хлам автоматически отправляется в самые дальние карманы. Новый вариант интерфейса не так однозначен. Особенно, если вспомнить, что эволюционирование Dragon Age 2 связывают с упрощениями и удобством, а не наоборот. Значки персонажей зачем-то помельчали, переместились в нижний левый угол и теперь закрывают треть поля боя. Вместо красивого компаса и панели способностей – какие-то огрызки в стиле “как мы учились векторной графике”. Кнопки с характеристиками персонажа, журналом, картой и прочими мелочами вообще исчезли. Их можно вызвать через “Esc” в меню игры или быстрой клавишей. Графика скорее радует, чем нет. В целом – уровень первой части, но с чувством стиля и приличными моделями и DirectX 11. Сразу после релиза для игры вышел патч с текстурами высокого разрешения. После его установки Dragon Age 2 вообще выглядит чудесно. Зато хватает мелких недочетов. Киркволл нарисован и спланирован отвратительно. Здания однотипны по архитектуре и скучны. То же самое касается противников и монстров, за редкими исключениями вроде Духов Камня и Кунари. Но самый огромный промах BioWare – вездесущий “copy/paste”. Пещеры и подземелья повторяются по несколько раз. В некоторых даже бочки, ящики и костры расставлены на 99 процентов идентично. Такие выходки еще можно простить Divinity 2 и четвертой “Готике”, но только не сиквелу одной из главных ролевых игр десятилетия от Electronic Arts и BioWare.
Не время для драконов
Помнится, пару месяцев назад, в конце превью на тему “драконьего” сиквела мы поставили три жирных знака вопроса. “Кое-какие опасения и тревоги насчет качества Dragon Age 2, тем не менее, имеются. Не загубит ли игру упрощение геймплея? Не испортит ли атмосферу новый мультяшный стиль? Не превратится ли продолжение в модификацию для Mass Effect с эльфами и файерболами?”. Релиз состоялся, разработчики не обманули и на каждый из этих каверзных вопросов уверенно ответили “НЕТ!”. Не загубило. Не испортил. Не превратилась. Упрощения в игровой механике совсем незначительны и безобидны. Наоборот, львиная доля уступок консолям оказалась уместной. Теперь Dragon Age 2 выглядит полностью самобытной и ни на что не похожей RPG. Ну, а некоторые заимствования из Mass Effect 2 познакомили ранее неторопливую и “книжную” игру с такими важными словами “динамика” и “кинематографичность”. Без них в XXI веке, как известно, сложно сделать даже хорошую адвенчуру или головоломку. Проблемы у Dragon Age 2 несколько иного рода. Первую часть коллектив BioWare делал около пяти лет. На сиквел ушло чуть больше полутора. Этого времени как раз достаточно для создания второй части отличного экшена, но для продолжения большой и важной ролевой игры – чертовски мало. И пусть у разработчиков уже был готовый мир с подробной историей и мифологией, отлаженная игровая механика и хороший движок. Спешка и небрежность в Dragon Age 2 заметна буквально везде. Клонированные дома и подземелья, мертвый и пустой Киркволл начинают бесить уже в первом акте. Почему хижина контрабандистов изнутри выглядит точно так же, как первое жилище главного героя, включая обстановку и интерьер? Потому что не успели. Рваный сюжет заставляет вспомнить вторую Mafia, куски которой тоже впопыхах склеивали скотчем. Плохая связь между первой и второй частью вообще непростительна. Особенно сочувствуем тем, у кого остались сейвы от Dragon Age: Origins. Многие важные решения, принятые в Ферелдене, Dragon Age 2 нагло игнорирует. Разработчики не смогли правильно связать сотни сценарных ниточек. Кстати, композитор Инон Зур (Inon Zur) на днях подтвердил, что сиквел делали в чудовищной спешке, из-за чего он серьезно переживает за качество игры и саундтрека. Electronic Arts и BioWare побежали впереди паровоза и, ненароком, угодили под него. Будь у разработчиков еще год или хотя бы полгода, мы уверены, что Dragon Age 2 стала бы игрой на долгие годы и десятилетия. А так – перед нами просто очень хорошая RPG с совершенно несерьезными недостатками в стиле либо глючных, либо бюджетных немецких разработок. Divinity 2, Two Worlds 2, Drakensang, Arcania: Gothic 4 и, теперь, Dragon Age 2 – птицы одного полета. До выхода The Witcher 2: Assassins of Kings, тем временем, остаются считанные недели. Не удивимся, если польским “ведьмакам” удастся побороть канадских “драконов”. P.S. Недавно стартовало открытое бета-тестирование Dragon Age Legends – полноценной ролевой игры для Facebook. В Legends много общего со старшими версиями Dragon Age. Есть редактор внешности, выбор класса, пошаговые бои, прокачка. Имеются и уникальные черты – мультиплеер, микротранзакции и обустройство собственного замка. Истинным фанатам Dragon Age должно понравиться.