Профессия мага - неблагодарное дело. В детстве все смеются с твоей хилости, в юности приходится часами просиживать за нудными книжонками, пока сверстники совершают первые походы на орков, ну а в молодости девчонки крутят носы при виде твоего чахлого, бледного лица и тощего тела. Зато все эти страдания с лихвой окупаются после - когда освоишь магическое ремесло. Тогда весь мир оказывается у твоих ног, тебе все боятся и тебе по силам, ни много ни мало, вершить судьбами этого жалкого мира.
Огнём, но не мечом
Magicka достаточно сложно сравнивать с какой-либо из уже вышедших игр. Детище новичков Arrowhead Game Studios эксплуатирует довольно любопытную задумку, в которой, казалось бы, нет ничего уж совсем невиданного, но без преувеличений можно сказать, что перед нами - оригинальный и в меру новаторский проект. Конечно, первое, что вспоминаешь при беглом взгляде на Magicka - это великий и ужасный Diablo. Вид сверху, бесконечная туча монстров и гораздый на массовый геноцид персонаж. Но: Раз Diablo, то где параметры подопечного, где его характеристики, где возможность прокачки и повышения уровня? А нет этого, ролевые элементы вырезаны подчистую. То есть, совсем. Чистке подверглась и система классов. Так как в Magicka класс всего один - и это маг, как нетрудно догадаться. Всё что осталось - полоска жизней (мана тоже отсутствует за ненадобностью) плюс скромный инвентарь всего с двумя ячейками. Одна предназначена для магического посоха, вторая - для абсолютно бесполезного оружия ближнего боя. Скудно? Не в нашем случае: как оказалось - вполне предостаточно для тутошней нехитрой, но увлекательной механики. Задача подконтрольного мага - преодолеть уровень за уровнем, отправить на тот свет добрый миллион монстров, используя исключительно волшебные чары. Школ магии восемь - огонь, вода, земля, холод и т.п., и каждая из них выполняет определённую функцию. Например, магия жизни лечит героя и его союзников, оборонительная - ставит защитные баррикады, электричество же поджаривает противников. Но и это отнюдь не самое интересное. Вскоре узнаётся, что стихии дозволено скрещивать между собой, и тогда Magicka открывает свой истинный потенциал и разнообразие. Магию можно совмещать практически в любых пропорциях, дав волю разгулявшейся фантазии. Например, разбавив огонь с землёй, мы начнём метать раскалённые шары (более известные как файрболлы). Вода со льдом на выходе превратятся в скорострельные сосульки, а тёмная энергия превратит щитовые заграждения во взрывоопасные бомбы. И так мудрить мы будем достаточно долго, на 5-6 уровней точно хватит. Кроме того, на каждом уровне разбросаны магические книжки, так называемые магики. Они предоставляют доступ к особо интересным заклинаниям, вроде возрождения союзников, телепортации, замедления времени или вызова ливня. Обладают они гораздо большей силой и значимостью, нежели скроенные нами самими комбинации, к тому же их исполнение требует некоторых усилий.
В принципе, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ближайший соратник Magicka - это небезызвестная отечественная Dawn of Magic, которая, как известно, тоже зацикливалась именно на магах, плюс там также можно было комбинировать различные магические школы. Только вот Magicka - ни в коем случае, ни с какой стороны не RPG, а "Магия крови" всё же была именно ролевой игрой. Кое-кто наречёт Magicka аркадой, однако мы бы не советовали: несмотря на незамысловатую механику, перед нами очень сложная, харкдорная в хорошем смысле этого слова игра. Над её прохождением доведётся хорошенько поломать голову и набить пальцы. Поэтому лучше отнесём гостя сегодняшней статьи к племени hack and slash. Но в том то и дело, что представители данного жанра всегда были ещё и немного РПГ. Получается, перед нами первый в мире hack and slash, абсолютно без ролевых элементов. С чем шведских разработчиков нельзя не поздравить.
Один в поле не воин
Magicka чётко ориентирует игрока на кооперативное прохождение. К сожалению, разработчики не сподобились на искусственных напарников, а в одиночку пройти сингл практически нереально (хотя отдельные смельчаки находятся): от обилия врагов ближе к середине начинает рябить в глазах, а запас прочности нашего героя отнюдь не так велик, как хотелось бы. Поэтому рано или поздно, после n-ой смерти, даже самые упёртые займутся поиском напарников. Вершить магический беспредел одновременно позволяется компании до четырёх человек, но оптимальное количество соратников - два или три. Причина в том, что френдли-файр отключить никак нельзя, посему в особо крупных сражениях половина магов обязательно падёт от заклинаний собственных товарищей по команде. Да и разобраться, что вообще происходит в таких ситуациях достаточно сложно. Зато серьёзных проблем именно с убийством монстров не предвидится: в окружении верных помощников миссии пролетают скоротечно, не более чем за 10-15 минут каждая, в то время как одиночные попытки могут затянуться на часы. Помимо сюжетного прохождения с друзьями ещё можно сыграть в режиме "Испытание". Здесь магов запирают на небольшого размера арене, после чего монстры начинают переть со всех щелей, причём чем дальше, тем противники становятся сильнее. Увы, законченной реализации идея не получила: карт в этом режиме всего две и, не смотря на всю драйвовость происходящего на экране, <испытания> приедаются быстро.
Улыбайтесь
Magicka - никак не серьёзная игра про магов. Наоборот - она смеётся надо всем, чем только можно, а над магами в первую очередь. "Зачем вы носите банные халаты?" - спрашивает горожанка-NPC. А надписи во время загрузки в это время предлагают: "Если рядом пал верный соратник, вы можете его ограбить". Magicka заставляет улыбаться, постоянно подшучивает, - не сказать, что это ей удаётся лучше, чем недавней DeathSpank, но приятный и весёлый тон разработчики всё же задали. При этом, кстати, Magicka ничуть не брезгует литрами крови, и, знаете ли, красная жидкость на удивление гармонично вписывается в общий стиль. Толку негодовать от кровушки, коль вся игра (и кровь в том числе) - одна сплошная шутка. Если же говорить про графику в общем, то тут Arrowhead Game Studios немного сдают позиции. Картинка вышла бледноватой и унылой, локации разнообразны, но ни одна из них не вызывает аплодисментов, а сам графический движок явно попахивает стариной. Сюжет тоже получился ни рыбой, ни мясом. Бездумно и безвкусно мы спасаем мир от тёмного мага, слушаем речи надоедливого вампира Влада и совершенно не задумываемся над тем, а какой вообще смысл во всех этих "сценарных" вставках. Есть они иль нет их - параллельно.
Багика
И всё же Magicka не дотягивает до звания отличного проекта именно из-за игрового процесса. Комбинации стихий когда-нибудь да наскучат: к середине кампании таки найдётся универсальное средство убийства врагов (по секрету - холод + электричество + тёмная энергия), и после этого все остальные приёмы перестанут для нас существовать. Быть может, положение спасли бы более частые ситуации, когда на определённых недругов действовали бы только определённые стихии, но такие моменты случаются довольно редко, да и в основном только в начале прохождения. Вот тут то и поистине начинает не хватать ролевых элементов: для дальнейшего прохождения пропадает стимул, а битвы с бесконечными неприятелями уже не доставляют прежнего удовольствия. Из-за этого некоторые особо сложные отрезки (которые постоянно попадаются даже при групповом заходе) хочется проскочить: зачем убивать всех и вся - опыта всё равно не дают, как и каких-либо дополнительных плюшек. Мультиплеер, в целом, тоже язык не повернётся назвать до конца продуманным, его потенциал реализован явно не полностью. За исключением сюжетного прохождения ведь заняться тут почти нечем. Почему разработчики поленились придумать ещё парочку режимов (особенно удивило отсутствие какого-либо дезматча) - совершенно не ясно. Да и с кооперативной кампанией, если честно, не всё так гладко: выбрать понравившийся эпизод, к примеру, практически невозможно. Ну и на закуску впечатление значительно подпортили многочисленные баги. Патчей вышло немало, однако Magicka по-прежнему продолжает вылетать ни с того, ни с сего, а битвы с боссами в кооперативе превращаются в сущую муку: стоит группе достигнуть главаря, как надоедливые ошибки непременно выбросят из игры несколько человек. *** Magicka получилась занятным и оригинальным продуктом, достойным ознакомления. Но по-настоящему народной игрой ей вряд ли удастся стать: возможности геймплея ограничены десятком скоротечных уровней в компании закадычных друзей, а больше тут делать попросту нечего. Хотя сервера до сих пор забиты до отказа - показатель того, что хоть на короткое время, но Magicka способна приковать наше внимание.