С жанром RTS сегодня явно творится что-то неладное. Прошли золотые времена, когда за год выходило пять-шесть стратегий высшего эшелона, достойных отнять у игрока недельку-другую свободных вечеров. А чем подобным порадовал ушедший 2010-ый? Что у нас имеется в активе? Скучноватый Supreme Commander 2? Нет, не подходит. Command & Conquer 4: Tiberian Twilight, ещё один наследник известной серии? Из той же оперы. Быть может, R.U.S.E?.. - слишком уж много ошибок совершили не шибко опытные разработчики. Итого в остатке остаются лишь Settlers 7: Paths to a Kingdom и великолепный Starcraft 2: Wings of Liberty, вобравшие в себя всё лучшее от легендарных прародителей. Далее речь пойдёт об ещё одном продолжателе некогда знаменитой игры или, вернее будет даже сказать, подражателе. А вот насколько успешном - это уважаемые читатели узнают дальше по тексту.
Саурон в командировке
Уже по названию Dungeons несложно догадаться, что перед нами проект каким-то образом связанный с Dungeon Keeper. Тем, кто в 90-ые мало интересовался компьютерными играми, напомним, что в указанной стратегии в распоряжение подавали большое подземелье, где мы, выполняя роль невидимого надзирателя, должны были наблюдать за порядком, привлекать на подконтрольные просторы жутких монстров, следить, чтобы те оставались довольны и ни в чём не нуждались. Впрочем, при всём сдающемся на первый взгляд сходстве Dungeons предлагает немного иной подход. В центре событий здесь оказываются отнюдь не чудища, населяющие подземелье, а герои, спускающиеся в него за сокровищами. Успех игрока зависит от того, насколько интересно именно искателям приключений придётся в нашем королевстве, понравятся ли сражения с монстрами и даже привлечёт ли их местная архитектура. Для этого мы строим пиктограммы с монстрами по периметру всей локации, а также украшаем подземелье всяческими артефактами, <страшилками> и прочими безделушками. Насмотревшись на диковинки, опустошив сундучки с золотом, воодушевившись от побед, герои накопят энергию, которая впоследствии пригодится уже нам для дальнейшего развития подземелья, увеличения количества зверушек и постройки новых сооружений. Останется лишь не дать удачливому охотнику сбежать, а отправить его на тот свет или запереть в нами же построенную темницу. А вот это уже задача непосредственно хозяина подземелья. Он является единственным юнитом, которым можно управлять напрямую, в то время как другие подопечные следуют лишь общим приказам. Здоровый и страшный, он необычайно могуч и легко растрощит башку десятку героев, какими бы сильными они ни были. К тому же, от успешного руководства повелителем зависит выполнение большинства сюжетных заданий. Стоит отметить, что введение такой возможности стало весьма удачной находкой. Без тёмного лорда местные помещения выглядели бы скучными и пустынными, а геймплей отдавал бы монотонностью. Ну и, в конце концов, именно этому персонажу обязаны своим появлением ролевые элементы - лорда дозволено прокачивать в различных направления, повышать его характеристики, увеличивать славу. Игнорировать его развитие - значит обрекать властелина на верную смерть, ибо герои растут в силе с каждой новой миссией. То же самое касается и наших монстров - с боями они набираются опыта. Если поначалу, к примеру, по коридорам подземелий сновались какие-то маленькие крысы, то ближе к концу кампании добрым витязям противостоят гигантские шестилапые чудовища. Таким вот постоянным ростом, изменениями, что в миссиях, что в юнитах, неустанно подсовывая игроку новые возможности и новые строения, разработчикам из Realmforge и удаётся приковать внимание геймера до самых финальных титров. Действительно, на наших глазах происходит превращение рядового злодея в могущественного и непобедимого властителя подземного мира. Сюжет, к слову, именно такую незамысловатую, но предельно понятную историю и отыгрывает - когда-то мы были самым главным лордом подземелий, но невеста по имени Калипсо (по непонятным причинам названная в честь издателя Dungeons) предала своего любовника и свергнула его. На протяжении кампании доведётся восстанавливать утраченный статус. Не менее гармонично дополнил цельную картину игры юмор - в этом поднаторел наш верный слуга Приспешник, вечно откидывающий ядрёные шуточки, и общее графическое оформление. Единственное, чего разработчикам всё же не хватило - так это масштабов. После окончания сингла заняться в Dungeons попросту нечем. Тут нет новых сторон конфликта, нет альтернативных тактик прохождения миссий, нет каких-либо иных, отличных от кампании режимов. Да, несюжетные карты ставят перед нами гораздо более сложные и замысловатые задачи, но всё равно ничего нового они не предложат. Возможно, ситуацию спас бы мультиплеер, предполагающий другой взгляд на геймплей (например, соревнование между повелителями или подземельями, дезматчи на одной карте), но таковой полностью отсутствует. Видимо разработчики просто не видели вариантов, как использовать данную механику вне поставленных кампанией рамок. А жаль - стоило бы попробовать. *** Прекрасный выбор для любителей стратегий, так обделённых рынком в последнее время. Забавный стиль, интересные миссии, оригинальные находки не оставят вас равнодушными. Хотелось бы, конечно, больших масштабов, сражений за разные стороны, мультиплеера, но и того что есть вполне достаточно, чтобы назвать Dungeons хорошей игрой.