Знаете, как объективно и непредвзято оценить успешность компьютерной игры без копания в скучных таблицах продаж и отгрузок дисков? Сейчас расскажем. Спросите несколько случайных геймеров, помнят ли они такую-то игрушку, вышедшую, например, в году, так, в 2004-м. Если хотя бы пять человек из семи ответят утвердительно, то, да, хит, действительно, состоялся, ура! Если нет – ни о каком настоящем успехе не может быть и речи. Правда, бывают и обратные ситуации. Гораздо реже, но тем не менее. У многих до сих пор свежи в памяти фееричные провалы Daikatana, Alone in the Dark и Lada Racing Club. К разработчикам Painkiller это, впрочем, никак не относится. В отношении Painkiller от студии People Can Fly “помню”, наверняка, прозвучит, не менее чем в семи случаях из семи. Причем, в самом хорошем смысле слова. В 2004 году Painkiller внезапно стала первым большим событием года, и даже исполинам жанра в лице Far Cry, Doom 3 и Half-Life 2 не удалось задвинуть игру на задний план, хотя, те очень старались. Far Cry и Doom 3 заняли технологическую нишу. Half-Life 2 показала как надо рассказывать фантастические истории. Ну, а Painkiller досталась почетная роль самой бесшабашной и динамичной стрелялки тех лет. Этакой негласной продолжательницы дел захиревшего “Серьезного Сэма” и классических Doom. С момента выхода оригинальной Painkiller – жанр легкомысленных “мясных” стрелялок пребывает в беспросветном унынии. Одним игрушкам сильно не хватает динамики, другим – простоты, третьим – самобытности и стиля. Оценить насколько плачевно положение вещей можно, взглянув на тщетные попытки создателей всяких Dreamkiller и Serious Sam HD растормошить сонную публику бородатыми фокусами, знакомыми еще со времен первой Doom.
Level Up
В 2006 году People Can Fly выпустила средненький аддон Painkiller: Battle Out Of Hell и версию игры для старой Xbox. Затем Painkiller погряз в бесконечных трехкопеечных дополнениях от сторонних разработчиков. Большинство акций People Can Fly, тем временем, выкупила компания Epic Games. Часть команды уволилась и основала собственную студию The Farm 51, а часть осталась, и весьма недурно портировала Gears of War на PC. После кое-какой черновой работы над Gears of War 2, следующим проектом People Can Fly стала самостоятельная разработка – Bulletstorm. Совсем отказываться от помощи “Эпиков”, конечно, никто не стал, но львиную долю игры сделали именно “Люди, которые могут летать”. Так вот Bulletstorm – это такой Painkiller с поправкой на 2011 год. Перед нами снова вовсе не технологический прорыв, совсем не сюжет и не драма года. Bulletstorm – это просто самая бесшабашная и динамичная стрелялка современности. В конце концов, это игра, в которой можно поднять врага в воздух энергетическим хлыстом, врезать ему башмаком по морде, в красивом slo-mo расстрелять из револьвера. А если повезет, то и посмотреть, как несчастный замертво повиснет на ближайшем кактусе или угадит в пасть хищной фиалке.
Бесславные ублюдки
Сюжет, персонажи и диалоги – не самые нужные вещи в адреналиновом шутере. Но не будь в Bulletstorm всего этого – игра бы значительно потеряла в харизме. Местную кампанию хочется пройти до конца за одну только завязку. А потом еще разок, чтобы не упустить что-нибудь интересное. Главный герой – Грейсон Хант – матершинник, дебошир, алкоголик и командир отряда наемников "Мертвое эхо". Первая же игровая сцена – распитие дешевого вискаря прямо из бутылки во время допроса пленника – настраивает на то, что сейчас начнется ад. И ад начинается. Пленный без скафандра отправляется навстречу звездам, а герой решает атаковать вражеский крейсер "Одиссея" с ненавистным генералом Соррано на борту. И не беда, что корабль героя меньше крейсера раз так в 50. Каким-то чудом двигатели "Одиссеи" выходят из строя, дело заканчивается тараном, после чего оба судна не очень мягко приземляются на ближайшую планету Стигию. Планета заселена упырями и монстрами различной степени отмороженности. Большая часть команды Грейсона гибнет. В живых остается только старый друг Иши, да и тому пришлось привинтить к голове пару шестеренок из-за чего товарищ медленно сходит с ума. Основная задача героев – выжить, смыться с враждебной планеты и, очень желательно, прикончить по пути генерала Соррано.
Пушки, хлыст и два ботинка
Кульминацией мощнейшей рекламной кампании Bulletstorm стал выпуск бесплатного шутера Duty Calls: The Calm Before the Storm. “Бесплатный шутер”, правда, сказано чересчур громко. People Can Fly сделали колкую десятиминутную пародию на военные стрелялки в духе Call of Duty. Идиотичный сюжет Duty Calls рассказывает историю американского сержанта, уничтожающего ядерное оружие и диктаторов где-то посреди России. Надо заметить, что враги в игре не стреляют в героя, а замирают на месте в ожидании пули в лоб. За каждое убийство безымянный сержант получает очередное звание. Заканчивается Duty Calls сдачей диктатора, признанием величия Америки и патриотичным салютом из больших пальцев главного героя. Все это, конечно, хорошо и смешно, но не совсем понятно – зачем? Bulletstorm не сильно сложнее и хардкорнее любой последней части Call of Duty.Мы проходили игру на “Норме”. Умереть в процессе удалось лишь раза 3-4. На легком уровне летальный исход вообще практически недостижим. Доступных преемников у героя достаточно много. Нельзя прыгать? Нельзя прилипать к укрытиям? И что с того? Зато Грейсон умеет мощно пробивать врагам с ноги, отправляя их в затяжной полет, и много чего еще. Так, можно приседать, автоматически перекидывать собственную задницу через невысокие препятствия. В определенные моменты – лазить по лестницам, канатам и прочему подручному хламу. Процесс напоминает простейшие QTE. Скажем, карабкаясь по веревке необходимо поочередно нажимать правую и левую кнопки мыши. Как играется Bulletstorm? “Бешено” – лучшее определение. Герой (с напарником, а позже и с напарницей) с невероятной скоростью носится по красивейшим уровням среднего размера и разделывается с сотнями врагов. Главная идея игры – красивые и зрелищные убийства – “скиллшоты”. За них Грейсону начисляются очки (на что их потратить – расскажем ниже). Издеваться над врагами можно часами и ведь ни капли не надоедает. Нанизывать их на кактусы, на колючую проволоку, поджигать, топить, пускать на фарш, расчленять – далеко неокончательный список действий. Плюс, возможны причудливые комбинации различных способов смертоубийства. Нет ничего прикольнее, чем устроить какой-нибудь феерический “жоповзрыв” и получить “+50” очков в копилку.
Буйная фантазия
С первых уровней в распоряжении героя оказывается энергетический хлыст, при помощи которого очень удобно цепляться за выпуклости и хватать врагов. Прямо вылитая перчатка из Singularity. Штука очень полезная, так что пользоваться хлыстом надо в обязательном порядке. Притянул к себе врага, врезал с ноги, выстрелил с дробовика. Все, опять же, ограничено лишь фантазией игрока. Оружия – не много и не мало. В самый раз. У каждой пушки уникальный, ни на что не похожий дизайн. В наличии имеются футуристический дробовик с четырьмя стволами, револьвер, гаубица c прыгучими бомбами, коломёт, автомат, снайперка и гранатомет. Снайперка, кстати, очень любопытная. Траекторию полета пули можно слегка корректировать в процессе. Чем-то напоминает управление глефой в Dark Sector. У некоторых пушек есть дополнительный режим стрельбы. У револьвера – сигнальная ракета. У автомата – суперзалп кучей пуль одновременно. Любое оружие поддается апгрейдам. Именно на модификации и боеприпасы тратятся честно заработанные очки. Сражения с боссами могли бы стать изюминкой игры, но не стали. Во-первых, по-настоящему свирепых и интересных боссов почти нет. Во-вторых, тех, которые имеются, убивать скучно. Представьте огромное плотоядное растение, вокруг которого надо бегать минут пять и палить из всех стволов. Представили? Вот именно такие боссы в Bulletstorm. Будут в игре и нестандартные эпизоды. Самый запоминающийся – управление огромным роботом-динозавром при помощи ИК-пульта. Графика, кстати, где-то на уровне Gears of War 2. Только на мир мы смотрим из глаз героя, так что недочеты детализации чуть сильнее бросаются в глаза. К счастью, их почти нет. Игре бы еще текстуры почетче, и в Full HD на максимальных настройках она бы выглядела не хуже беты Crysis 2. На закуску в Bulletstorm есть дополнительный одиночный режим “Эхо”. Здесь представлены кусочки уровней из кампании, которые нужно пройти максимально быстро, заработав при этом побольше очков. Самые ловкие и проворные смогут попасть онлайновую таблицу лидеров. Когда наскучит “Эхо”, можно опробовать кооперативную “Анархию” на четыре человека. Толпы врагов, несколько обороняющихся персонажей, короткие передышки для покупки амуниции – веселая штука.
M-M-MONSTERKILL!
Bulletstorm вобрала в себя самое лучшее от Painkiller и Gears of War. От Painkiller игре досталась невероятная динамика, оригинальное оружие, легкость и непринужденность во всем. Во всяком случае, ощущения после нескольких глав Bulletstorm очень похожи на чувства, после пары часов безостановочной игры в Painkiller. У Gears of War позаимствовали колоритных персонажей с лексиконом из трех основных слов (“fuck”, “dick”, “asshole”), брутальность, сюжет про обаятельного пофигиста и раздолбая и отличный движок Unreal 3. Bulletstorm – именно тот шутер, который был нужен, как альтернатива серьезным и пафосным Call of Duty и Battlefield: Bad Company. Главное, подойти к игре с правильной стороны. Bulletstorm может показаться скучноватой и однообразной, но только в одном случае – если воспринимать игру как аналог Call of Duty. Это в корне неверно. Основное удовольствие в Bulletstorm приносят не постановочные сценки, а собственная фантазия. Здесь игра скорее напоминает Battlefield: Bad Company. Взорвать стену из гранатомета? Тихонько подобраться к врагу через заднюю дверь? Найти танк и снести здание? Как помните, в Bad Company было немало вариантов добраться до цели и, попутно, развлечь себя любимого. Так вот Bulletstorm точно такая же игра-песочница, только с акцентом на безостановочное мочилово. Основное занятие тут – не монотонные перестрелки, а постоянный поиск новых изощренных экзекуций для человекообразных тварей с планеты Стигия. В некоторые моменты даже не хватает какого-нибудь сочного восклицания на заднем плане типа “M-m-monsterkill!”. Если такой подход вас, в целом, устраивает, то Bulletstorm можно запросто пройти за пару вечеров и получить море незабываемых впечатлений. Если нет, то лучше растяните игру на недельку. Авось распробуете до выхода Homefront, Assassin’s Creed: Brotherhood и финальной версии Crysis 2.