История проста. 15 лет кряду Polyphony Digital делают для приставок компании Sony одну и ту же игру, изменяя лишь порядковые номера каждого из её кусочков. В каждой из пяти таких больших частей традиционно присутствуют неприличные сотни автомобилей, срисованные с подлинных образцов, дотошная симуляция поведения их на дороге, и невероятно низкий порог входа - после получаса игры, любой, недоверчиво косившийся до этого на цифровые рули и турбины, выпадает на недели из жизни, прилежно постигая мастерство грамотного выбора передних амортизаторов и входа в главный поворот трассы Tokyo Route 246. Японская колёсная эпопея длиться уже 13 лет, собирая восторженные отзывы игроков и миллионные доходы, и к Gran Turismo 5 серия окончательно выросла в глобальную авто-энциклопедию, подробную и красивую.
По которому кругу...
Предсказуемо развившись из большого демо Prologue двухлетней давности, структурно, GT5 верна "пробнику", да и всему франчайзу в целом. Игра с первых минут вежливо берёт вас под локоть, и провожает в центр управления - качественно переработанное меню профиля, откуда ведут сотни асфальтированных дорог в самые разные трассы, режимы и магазины. С двадцатью тысячами в кармане на старте, можно позволить себе только подержанную малолитражку и состязания в категории "A-Spec" - то есть, для новичков. Гораздо интереснее вместо этого сразу же отправиться в школу вождения, что издавна является в серии признаком хорошего тона при общении с игрой. Каждая Gran Turismo была знаменита бережным обращением с пользователем любого уровня автомобильной квалификации: вас не бросят с первых секунд в моторное пекло заезда Ferrari по сумасшедшей трассе и не перепутают стартовые позиции новичков с профессионалами на карте (свободные матчи позволяют, разумеется, всё перевернуть, но не в том суть). За каждый экзамен в автошколе на счёт поступают наличные, а в портфолио - лицензии, поднимающие статус гонщика и открывающие доступ к новым состязаниям и контенту. Собственно, многие и проводят за партой на курсах вождения большую часть игрового времени: каждая из шести лицензий содержит десятки увлекательных заданий на правильные торможения, вхождения в штопор и скоростные обгоны из воздушного мешка за бампером соперника. По итогам заезда победителю присуждается один из трёх благородных металлов, и сдать всё на "золото" получится только через отрешение от реальной жизни и месяцы игрового времени. Проклятых секунд постоянно не хватает до не то, что желаемого - приемлемого результата, и уже к получению первой лицензии, на треках чувствуешь себя гораздо увереннее, чем впервые взявшись за виртуальную баранку. Особый шик новой части - уникальные ивенты, доступные сразу со старта. Нажатием в главном меню на красивый значок, активизируется один из нескольких режимов своеобразной карьеры: в одном из таких предлагают поучиться вождению мощных болидов американского чемпионата NASCAR у самого Джефа Гордона - легендарного чемпиона. После, отряхнув вас от копоти и металлической стружки, игра предлагает место водителя в модели автобуса Volkswagen полувековой давности, с кучей таких же на трассе. Забавно тарахтя и неуклюже толкаясь, вагончики походят на пикcаровские "Cars" - это при всей серьёзности заезда, без права ошибиться на повороте или в обгоне. GT 5 изобретательно обыгрывает все известное вам до этого о мире гонок, и за несколько секунд угадывает даже самые смелые желания: выбравшись из старой колымаги, можно сразу же впрыгнуть в ревущий картинг и помчаться маневрировать между оранжевыми буйками, или лично опробовать на дороге свежую модель Mercedes SLS AMG в Нюрбургринге. Напоследок, из примечательного - гонки во вселенной Top Gear. Джеймс Мей доступно объясняет, как появилась знаменитая "восьмёрка" - главная трасса телепередачи - и тут же предлагает опробовать трек самому в состязаниях с признанными восьмицилиндровыми экземплярами.
Под капотом у игры
Как и прежде в серии, при желании, можно всю игру не доставать руки из мазута, ковыряясь в движке любимой машины. Каждый автомобиль при ближайшем рассмотрении открывает необъятные горизонты для тюнинга и апгрейда; магазинные полки круглосуточно завалены свежими деталями и красками. Время от времени игра и друзья через PSN присылают транзитом свежую тачку в награду или в подарок, и весь конструктор начинается сначала. Тщательно выбранный спойлер незаметно оказывает существенное влияние на поведение машины на трассе, это же касается резины и настройки трансмиссии. Забыв перед гонкой сменить масло, можно неожиданно окончить чемпионат досрочно, отстав на несколько кругов, а склонность постоянно давить на газ, чревато вероятностью попросту сжечь резину в разгар матча, со всеми неприятными вытекающими. Примечательно, что на всю эту ручную катавасию враз можно плюнуть, сосредоточившись лишь на достижении позиции лидера в гонке - игра моментально подстроится под ваши навыки и желания. Оптимальную скорость и градус входа в поворот будет указывать цветной шлейф на асфальте, а отказ от селекторной коробки передач поможет избежать внезапного дыма из-под капота и бешеных оборотов двигателя впустую. Разумеется, при таком подходе две трети лучшего в GT 5 остаются за кадром, и игра становится похожей на безликий рейсинг. Впрочем, и здесь у проекта есть одно твёрдое слово в споре с конкурентами - прекрасный внешний вид при любом раскладе, который теперь, к слову, бывает на смену погодных условий и времени суток. После достижения двадцатого уровня в профиле, GT 5 запускает сложную систему повреждений автомобиля, а постепенно открывающиеся новые треки, предоставляют замечательные в своём исполнении площадки для развития ваших авто-постановок. Таким образом, игра довольно часто генерирует замечательные кадры впечатывания на полной скорости дорогого Toyota Prius в огороженную обочину, на скользком от дождя повороте сумеречным вечером. Брызги, отлетающая дверца багажника, тормозной путь на асфальте: ну, вы понимаете. В GT 5 можно приходить просто смотреть на автомобили - сегодня машины в играх так не рисует больше никто. Большая часть из тысячи лицензированных у производителей моделей - этим обстоятельством разработчик давно показательно задаёт тон во всей индустрии - воспроизведена в <цифре> с маниакальной тягой к перфекционизму. Каждый винтик здесь на своём месте, кузов любого автомобиля будто специально по много часов обхаживали с линейкой - сверенные с реальной спецификацией, пропорции обнаруживают идеальное сходство. В динамике происходящего на трассе, GT 5 выглядит превосходно: игра практически полностью задействует мощности PlayStation 3, и одаривает замечательной, а главное - реалистичной картинкой. В интерактивном гараже пятой части, наконец-то, появились Lamborghini и Ferrari, а модельный ряд в ассортименте расширился на полвека назад, захватив видных классических представителей главных европейских и американских марок. У автолюбителей в первые часы от счастья лезут на лоб глаза, и всё вышеописанное, в принципе, объясняет восьмидесяти миллионный бюджет разработки. В GT 5 немалый шаг сделан навстречу более глубокому взаимодействию с миром игры в целом: реализован и доработан целый ряд встроенных сервисов, для создания контента и обмена им между пользователями сети PSN. Превосходный, начиная ещё с первой части, режим просмотра повторов и последующая выкладка роликов в GT 5 комьюнити, стабильно подогревают интерес гонщиков к чужим рекордам, разблокированным автомобилям и простой возможности заработка; усовершенствованный редактор трасс позволяет за четверть часа набросать план гонки и, собрав весь френд-лист, стартануть в заезд. Для сетевой <доски почёта> предусмотрен компонент GT-TV - лучшие, на ваш взгляд, ролики повторов отправляются туда пробуждать всеобщую зависть. Перед выкладкой, часами можно возиться с монтажом и ракурсами: сервис идеализирует каждое ваше приключение на дороге с самой привлекательной стороны. Отчетливо прослеживаются попытки игры втянуть вас в неё как можно глубже - и ей это удаётся. Важно понимать, что всё это способно затянуть в себя даже не знающего, где у машины находится руль,человека - можно представить себе масштабы того положительного, что может принести игра поклоннику качественных автосимуляторов.
Ваш ручной автомобиль
Игры Gran Turismo всегда были очень личными. Лично - Sony, лично - самих разработчиков, лично - вашими: серия неизменно работала на гибкости адаптации практически под любого зрителя, со степенью максимально качественной отдачи ему при этом. Gran Turismo хороша настолько, что не пытается даже развиваться из самой себя дальше того, что есть сейчас. Казунори Ямаути - создатель франчайза - единожды изобретя верную, как ему казалось, формулу, вот уже много лет не меняет в ней ни одного ключевого элемента. В самокопирование цикл Gran Turismo ушёл уже на второй своей части, и неизвестно, плохо это или нет. Такого уровня исполнения, в любом случае, сегодня не может позволить себе ни один разработчик реалистичных игр про автомобили. С GT 5 может произойти как преданная любовь, так и совершенно противоположное - но в любом случае, вы должны знать, что такая игра есть. С этим нельзя не считаться хотя бы ради того, чтобы не лишать себя возможности получения удовольствия от знакомства с лучшим автосимулятором современности. Лучшим во всём.