Игровые сериалы бывают разными. Например, вынужденными. Здесь можно вспомнить FIFA и NBA 2K. Electronic Arts и 2K Sports, возможно, были бы и рады каждый год выпускать свои спортивные игры под новыми яркими заголовками вроде “Хроники Лионеля Месси” или “Быть Майклом Джорданом”, но законы маркетинга не позволяют издателям такой роскоши. Как правило, хорошо раскрученный бренд, невзирая на качество содержимого, продается куда лучше, чем дебютный проект, будь он трижды гениальным. Еще сериалы бывают просто хорошими и известными. Взять хотя бы Devil May Cry, Prince of Persia и Warhammer 40000: Dawn of War. Эти игры часто на слуху, эти игры ждут, эти игры бодро продаются. А бывают поистине вечные игровые сериалы. Так, новые части GTA, StarCraft и Fallout задолго до выхода становятся культовыми и остаются таковыми десятилетиями. К культовым играм можно отнести и Deus Ex, от ныне покойной студии Ion Storm. Первую Deus Ex разработчики выпустили летом 2000 года – спустя считанные месяцы после оглушительного провала Daikatana – мыльного пузыря Ion Storm в целом и от Джона Ромеро (John Romero) в частности. Естественно, отношение журналистов к новой игре было примерно такое же, как к Fallout: New Vegas от Obsidian Entertainment после невнятной Alpha Protocol. То есть, крайне настороженное и недоверчивое. Что, впрочем, не помешало Deus Ex выстрелить в небо мощнейшим салютом. Так получилось по целой совокупности причин. Во-первых, игра подкупала захватывающей историей, безупречным стилем, частенько посматривала в сторону System Shock и ловко оперировала термином “иллюминаты” за несколько лет до “Кода да Винчи”. Во-вторых, Deus Ex предоставляла в миссиях такую свободу, что надо было очень постараться, чтобы каждое повторное прохождение было бы похоже на предыдущее. Игра получила множество наград, спустя пару лет в улучшенном виде вышла на PlayStation 2 и почти перебралась на киноэкраны (экранизацию отменили в 2004 году). Сиквел Ion Storm делали достаточно долго – больше трех с половиной лет. Игра сменила устаревший движок Unreal на модный тогда Unreal 2. В диалогах и сюжете стало еще больше развилок. Положительные нововведения на этом, увы, закончились, а вот отрицательные только начались. Многие фанаты первой части так и не смогли смириться со множественными упрощениями. Создатели жестоко прошлись ножницами по ролевой системе, упростили многие элементы геймплея (перестрелки и хакерство) и придумали на редкость скучный сюжет. Поговаривают, что Deus Ex: Invisible War испортила кроссплатформенность (игра вышла не только на PC, но и на Xbox). Хотя, есть версия, что Ion Storm успели доделать Invisible War лишь на 70 процентов. Игра разочаровала, хотя назвать ее однозначным провалом было сложно. Ближайший современный аналог – Mafia 2. Спустя год разработчики выпустили Thief: Deadly Shadows, после чего Ion Storm благополучно откинула копытца. Часть сотрудников разбежались по другим компаниям, а часть перешла в Eidos Montreal. Eidos попыталась продолжить Deus Ex силами Crystal Dynamics,. Хорошо, хоть Deus Ex: Clan Wars вовремя успели переименовать в Project: Snowblind. Раз уж сам издатель добровольно не стал выпускать игру под громким заголовком, то нетрудно догадаться, какая в итоге получилось дрянь. Снова заикнуться о Deus Ex Eidos отважилась лишь в 2007 году. Разработкой занялось монреальское отделение. В 2008 году появились первые подробности, а в 2010 – первые кадры геймплея Deus Ex: Human Revolution. Релиз намечен на середину 2011 года.
Приключения Электроника
Human Revolution – приквел к самой первой Deus Ex. События начинаются в Детройте 2027 года – за 2 года до рождения ДжейСи Дентона и за 25 лет до захвата террористами острова Свободы. Главный герой – Адам Дженсен – сотрудник службы безопасности корпорации Sarif Industries, занимающийся производством имплантов. Во время митинга против постепенного превращения людей в киборгов, на офис Sarif Industries совершается вооруженное нападение. Гибнет много невинных людей, а сам Адам получает серьезные увечья. Пока герой находится без сознания, ему вживляют несколько имплантов (железные запястья и искусственные зрачки). Сам Адам не в восторге от еще достаточно редкой в мире Deus Ex процедуры, из-за чего начинает излишне баловаться алкоголем и вообще грустить. Тем не менее, Human Revolution все-таки не скатывается до уровня Silent Hill. Герои здесь не копаются в себе часами подряд и не проецируют собственные страхи на окружающий мир. Герой довольно быстро загоняет собственных тараканов в дальний уголок головы и начинает расследование нападения на офис родной корпорации. Завязку и финал будут разделять 25 часов сюжетных квестов (будут и побочные) и 5 крупных городов в разных уголках Земли. В России почти ко всему, что изготавливается без помощи молотка и зубила, принято приписывать приставку “нано”. События Human Revolution происходят не в России, так что тут такое не прокатывает. Как многие помнят, ДжейСи Дентон был одним из первых людей, использовавших настоящие наноимплантаты. Адам Дженсен будет одним из первых людей, начавших вживлять в свое тело ложные механические и электронные приборы. Технология несовершенна, поэтому об эстетической стороне мало кто беспокоится. Имплантаты в Human Revolution – это грубые и громоздкие устройства. Киборги завидуют внешности нормальных людей. Нормальные, но бедные люди мечтают о возможностях киборгов. Словом, в мире нарастает социальное напряжение, назревает настоящая революция. Ее исход будет зависеть целиком от действий главного героя. Очень сильно бросается в глаза новый визуальный стиль Deus Ex. Assassin’s Creed голубоватая, Gears of War зеленоватая, а Human Revolution получилась темно-золотистая. Игру сложно с чем-либо перепутать. Здесь и нуар, и киберпанк, и куча чего еще. Основные источники вдохновения создателей – фильмы "Бегущий по лезвию" и "Призрак в доспехах". Плюс, команда вдохновлялась картинами эпохи Ренессанса. И неспроста. Главная идея третьей Deus Ex – Кибер-Ренессанс. По словам арт-директора Джонатана Жака-Беллетета, ролевые игры с таким внешним обликом и в такой цветовой гамме никто и никогда еще не делал.
Анатомии вопреки
В игре будет вид “из глаз” персонажа, но в момент каких-либо контекстных действий камера будет отправляться в полет по исключительно эффектным траекториям. Под “контекстными действиями” разработчики понимают стрельбу из укрытий, подъем по лестницам, разговоры с NPC и красивый ближний бой. Удары, увы, наносятся автоматически. Надеемся, что это не выйдет игре боком. Heavy Rain, бесспорно, хороша, но превращать в нее Deus Ex все же не стоит. Совершенствовать свое тело или оставаться в большей степени человеком – основный выбор в Deus Ex 3. Электронные глаза, руки, ноги, устройства невидимости и прочие гаджеты, конечно, здорово облегчают игру, но постепенно превращают Адама в груду металлолома. Делать из героя в ходячую кастрюлю понравится не всем. На такой случай разработчики предусмотрели систему апгрейда оружия. То есть, например, в девственном виде ракетница банально и незатейливо стреляет ракетами. А в усовершенствованном – делает это красиво, с автонаведением. В отличие от Invisible War, в Human Revolution не будет универсальных боеприпасов. Согласитесь, странно, когда один и тот же патрон влезает и в дробовик, и в пистолет. Кстати, об арсенале. Он просто огромен. Здесь и футуристические револьверы, и первые импульсные винтовки, и снайперки, и здоровенная трехствольная пушка Kaiga.
Первые впечатления, или выбор есть всегда
На мероприятии “Игромир 2010” Джонатан Жак-Беллетет лично продемонстрировал два коротких игровых эпизода. По 30-минутным демкам сложно судить об игре в целом, но об отдельных аспектах игровой механики у нас сложились вполне конкретные впечатления. Действие первого эпизода происходило в Шанхае. Атмосфера перенаселенного китайского города в Deus Ex 3 передана великолепно – узкие улочки, где сложно развернуться даже на “Оке”, высоченная застройка, кругом иероглифы и велосипеды. Очень похоже на Kane and Lynch 2, в которой стилистика была едва ли не единственным достоинством посреди кучи недостатков. Адам отправляется в местный клуб, хозяин которого может знать местонахождение нужного человека. У дверей клуба герою впервые предлагается сделать выбор манеры прохождения игры. Охраннику можно заплатить за вход, можно убить, что, правда, привлечет немало внимания. А можно найти потайной ход и зайти в здание через него без финансовых потерь и лишней крови. Подобных дилемм в Human Revolution, по обещаниям создателей, будет много. Почти для каждой задачи в игре разработчики предусмотрели от 3 до 5 вариантов решения. Беседа с барменом наглядно показывает, что диалоги Eidos Montreal скоммуниздили прямиком из Mass Effect. На экране отображается общее настроение варианта ответа или вопроса. Целиком же реплика зачитывается только после выбора. Стелс относительно прост – нужно прятаться за ящиками, смотреть сквозь стены при помощи специальных имплантатов, искать пароли от дверей и взламывать служебные компьютеры путем мини-игр. Любое действие героя, будь то бесшумная расправа или подъем по лестнице, демонстрируется от третьего лица. Красиво, эффектно, но постоянные переходы от первого к третьему лицу быстро начинают утомлять. Стелс – не единственный способ добыть ценную информацию. Ничто не вешает выносить двери взрывчаткой и укладывать врагов на землю десятками штук в минуту. Здесь есть оговорки. Во-первых, играть в режиме берсека не так интересно. Во-вторых, играть в таком темпе на высоком уровне сложности еще и дико сложно. Вторая демка продемонстрировала Детройт. Именно в Детройте расположена штаб-квартира могущественной корпорации Sarif Industries. Город, как и Шанхай, проработан до самых мелочей. Только вот улицы американского мегаполиса гораздо шире китайских. Людей много: одни снуют по своим делам, другие – непринужденно болтают друг с другом. На сей раз цель Дженсена – полицейский участок. Вариантов проникновения несколько. Стелс и разговоры мы уже пробовали – почему бы не пострелять? В перестрелках новая Deus Ex, как и в диалогах, напоминает Mass Effect. Лихая беготня, скрипты, перекаты, укрытия, восстанавливающееся здоровье, огромный жирный прицел – никакого хардкора, зато весело и нескучно. Вряд ли основная целевая аудитория Deus Ex ждет от игры шутера уровня Crysis и F.E.A.R., но, действительно, почему бы не дать возможность приобщиться к прекрасному любителям упомянутых Crysis и F.E.A.R.?
Светлое прошлое, темное будущее
По обособленным кускам геймплея сложно делать о Human Revolution какие-то конкретные и категоричные выводы. Сейчас можно смело и с уверенностью сказать только одно – от предыдущих игр сериала в новой Deus Ex останутся лишь имплантаты и свобода выбора стиля прохождения. В остальных аспектах третья часть, скорее всего, будет похожа на стандартные Action-RPG образца последних лет. Примитивная прокачка, максимально обезжиренный интерфейс, огромный шрифт, ориентация на экшен – приставочные хвосты видно издалека. Честно говоря, непонятно, как реагировать на все эти упрощения. Может они к лучшему? Или зря Eidos Montreal не реанимировала классику? Скоро узнаем. А пока в голове раз за разом прокручивается ассоциативный ряд: System Shock – Bioshock, Star Wart: Knights of the Old Republic – Mass Effect 2, Deus Ex – Deus Ex: Human Revolution. Ну, хотя бы не самое плохое соседство! Кстати, в конце 2010 года стали известны подробности коллекционного издания Deus Ex: Human Revolution под названием Augmented Edition. Предварительные заказы на Augmented Edition сейчас вовсю принимаются западными интернет-магазинами. Цена составляет 59.99 долларов США. Вместе с диском с игрой в красивой коробке можно будет найти небольшой арт-бук на 40 страниц, DVD с видеоматериалами, саундтрек и комикс. Счастливчики, заказавшие Human Revolution в магазине GameStop, получат набор игрового контента: дополнительную миссию, гранатомет The Linebacker G-87, комплект взрывчатки с дистанционным управлением UR-DED и автоматическую отмычку. Тем, кто купит Human Revolution в другом магазине, придется довольствоваться некоторой суммой игровых денег, снайперской винтовкой Longsword Whisperhead и двуствольным дробовиком The Huntsman Silverback. Будет ли это счастье продаваться “Новым Диском” в России – пока непонятно. P.S. Human Revolution еще ждать и ждать, а приобщиться прекрасному очень хочется прямо сейчас. Нет ничего невозможного! Правда, придется достать с пыльной полки The Sims 3. Дело в том, что для игры уже пару месяцев существует мод, добавляющий в уютные городки Сансет-Вэлли и Риверсайд настоящего Адама Дженсена. В The Sims 3 Адам обладает Чертами: Храбрый, Спортсмен, Карьерист, Одиночка, Гений.