Те, кому сейчас немного за тридцать (а, возможно, и за двадцать), еще помнят времена, когда фильмы “Терминатор”, “Охотники за приведениями” и, конечно же, “ТРОН” смотрелись просто фантастически. Пока в советском кино на протяжении десятилетий лучшим моментом с использованием спецэффектов был эпизод с говорящей гигантской головой в “Руслане и Людмиле”, в США именно “ТРОН” стал настоящим технологическим прорывом. Неудивительно, ведь это была первая в истории кинематографа лента, основные персонажи которой были почти полностью нарисованы на компьютере. Однако прогресс неумолим. Сейчас, спустя четверть века, сцены из легендарного фильма значительно уступают по зрелищности эпизоду любого приличного компьютерного экшена, включая, кстати, свежевышедшую интерактивную версию “ТРОНА”. TRON: Evolution – далеко не первая игра во вселенной “ТРОНА”. Только за пару лет, после премьеры оригинального фильма в 1982 году, вышло пять полноценных игрушек (TRON, TRON: Deadly Discs, TRON: Solar Sailer, Adventures of TRON, Discs of TRON). Затем было несколько неофициальных продолжений (Armagetron Advanced, BeamWars, GLtron, Ricochet). Но было все это, опять же довольно давно. До недавнего времени самой последней игрой с заголовком “TRON ” являлась TRON 2.0 от Monolith – очень хорошая, но с 2003 года уже порядком устаревшая. В преддверии выхода наполовину сиквела, наполовину ремейка киноверсии “ТРОНА”, компания Disney решила обновить и сопутствующую игрушку. Ответственное дело поручили студии Propaganda Games. До этого разработчики занимались Turok (2008 год) и ролевой игрой по мотивам “Пиратов Карибского моря”. Turok с треском провалилась, “Пираты” вообще не дожили до релиза – основания усомниться в качестве TRON: Evolution, как ни крути, имелись. На днях игра появилась в продаже. Ответственно заявляем: “Могло быть и хуже!”. Последнее детище Propaganda Games не похоже на ту аморфную жижу для широких масс, которую нынче принято называть играми по фильмам (см. Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 1 и Saw 2: Flesh and Blood). Но и до хитовых X-Men Origins: Wolverine и Ghostbusters: The Video Game игра однозначно не дотягивает. “Крепкий середнячок” – да простит нас Андрей Подшибякин!
Огни виртуального города
Первое впечатление от TRON: Evolution очень и очень позитивное. Со стартового ролика разработчики используют, казалось бы, беспроигрышную, почти читерскую, тактику: игра встречает гостей знакомыми декорациями, постановкой драк и под знакомую музыку ловко жонглирует лицами полюбившихся персонажей. В симпатичном главном меню множество приятных глазу бонусов. Есть, например, галерея с трехмерными фигурками персонажей (что-то похожее было в Batman: Arkham Asylum). Есть описания действующих лиц, аудиозаписи и основные термины вселенной TRON. Открывается эта сокровищница по ходу прохождения. Изначально целиком доступна только галерея. Волну позитива поддерживает необычный стиль. Ближайшая аналогия – ночные улицы Лас-Вегаса. Только техногенность местных пейзажей – стопроцентная. Ни деревьев, ни неба, ни флоры и фауны. А как иначе, ведь по сюжеты все игровые события происходят внутри старого компьютера. Зато окружение светится и переливается всеми цветами радуги. Включая, разумеется, персонажей. Выглядит “Эволюция” неплохо. По крайней мере, уровнем выше последних проектов по кино. Звучит еще лучше. Музыку взяли прямо из фильма. Группа Daft Punk зажигает на все деньги. Основная тема, правда, очень похожа на музыку из “Начала”, но это сейчас что-то вроде тренда. Сюжетная завязка новой игры более-менее традиционна. События разворачиваются уже после “ТРОНА” 1982 года, но еще перед современным “ТРОНОМ: Наследие”. Сценарий рассказывает о непростых взаимоотношениях программ в виртуальном мире, созданном ученым Кевином Флинном. Поскольку антуражи компьютерные, приготовьтесь к невероятному количеству соответствующих терминов: “Системный администратор”, “Бит”, “Такты и циклы”, “Авторизация”, “Базовая программа” – пожалуй, только треть из специфических словечек, которые на игрока выливают за первый же час игры. Главный герой – Системный Монитор – программа, написанная Флинном для поддержания порядка. В системе случается неожиданный инцидент, и для утилиты находится срочная работенка. Некоторые программы пытаются убить создателя. Позволить им это, как понимаете, нельзя. У “Эволюции” мало общего с сюжетом “Наследия”, премьера которого в России состоится 23 (15 в кинотеатрах IMAX) декабря. Разработчики не хотели раньше времени раскрывать сюжет фильма. В итоге мы получили пресную, вялую и бестолковую историю. Не радуют даже оцифрованные физиономии Джефа Бриджеса (Jeffrey Bridges) и Майкла Шина (Michael Sheen). Совсем как китайские елочные игрушки. Добрая половина бюджета, как водится, ушла на звезд различной величины. Некоторые из них появятся и в фильме, некоторые – нет. В игре нет нормальных диалогов и внятного сценария, зато основных персонажей озвучили Оливия Уайлд (Olivia Wilde), Брюс Бокслейтнер (Bruce Boxleitner) и звезда “Сверхъестественного” Дженсен Эклс (Jansen Ackles). Хотя, какой толк жаловаться – деньги давно “умело” освоены мобильными и эффективными управленцами Disney.
Тронутый принц
Геймплей базируется на трех китах – боях, акробатике и редких поездках на причудливом транспорте (световые танки и мотоциклы). Меньше всего претензий к боевой части. Хореография, многочисленные комбо, упражнения со световым диском – все выглядит просто потрясающе. И это не простое закликивание. Каждому комбо соответствует определенная комбинация клавиш. Со временем открывается несколько разновидностей дисков, а характеристики разрешается улучшать. За лишние десятки уничтоженных противников выдаются бонусные мегабайты, которые можно потратить на самосовершенствование. Подавляющая часть способностей поначалу закрыта, но, чем ближе к финалу, тем интереснее. Пробежать уровень только лишь с диском наперевес не получится при всем желании. Локации построены таким образом, что постоянно приходится чередовать экшен с элементарными головоломками в духе “Принца Персии”. Герой со знанием дела прыгает с платформы на платформу, бегает по стенам и нажимает выключатели. Нарекания вызывает и слишком линейная планировка. Зато всегда понятно, где находится выход. Разумеется, есть в Evolution и боссы. Бегать вокруг них, кстати, неимоверно скучно. Все они убиваются по одному тупому алгоритму: сначала крепыш получает хорошую порцию люлей, после чего эффектно откидывает копыта, ну, или гусеницы, если речь о танках. Управление в PC-версии на редкость адекватно. Задействованы как основные кнопки клавиатуры, так и мышь. Единственная претензия – запутанность. Некоторые моменты приходится проходить раз по 30 только из-за того, что совершенно непонятно что нажимать. Гонки на мотоциклах динамичны. Тупы, но динамичны. А вот на танках кататься скучно. Неповоротливый танк еле двигается, враги ее почти не могут убить, так что весь процесс заключается в транспортировке махины из точки “А” в точку “Б”.
Без лица
Динамичная, в меру красивая, местами сложная и все-таки довольно безликая. Да,“безликая” – наиболее емкое слово, которым можно максимально точно охарактеризовать игру. У “Эволюции” нет собственной харизмы, нет уникальных черт. Запоминаются, разве что, необычные сеттинг и дизайн, но это скорее заслуга режиссера и сценариста Стивена Лисбергера (Steven Lisberger), снявшего в 1982 году оригинальный “ТРОН”. Если забыть об эксцентричном и ярком внешнем виде, то TRON: Evolution одновременно напоминает десятки игрушек из прошлого: от “Принца Персии” до уже упомянутой X-Men Origins: Wolverine. До выхода Sands of Time такой экшен оторвали бы с руками. На пороге 2011 года, когда есть десятки аналогов лучшего качества, “Эволюции” вряд ли кто-то будет рад, за исключением самых преданных поклонников обоих фильмов. Ну, и тех, кому просто нечем себя занять. Нынешний декабрь выдался бедным на хорошие релизы. За исключением онлайновой и платной World of Warcraft: Cataclysm, коротенького первого эпизода Back to the Future: The Game, да TRON: Evolution – занять себя, увы, практически нечем. P.S. На приставке Nintendo Wii, меж тем, вышло гоночное ответвление TRON: Evolution – Battle Grids. Игра целиком держится на погонях на различных транспортных средствах вселенной TRON. Истинным фанатам проходить мимо такого счастья категорически не рекомендуем.