Довольно неожиданный, но тем не менее заслуженный успех Pure от диснеевской Black Rock Studios поселил в игровой общественности веру в то, что симуляторы на ПК, главная роль в которых отводится в том числе квадроциклам, после древней MX vs. ATV Unleashed 2006-го года выпуска не вымерли. И, сдается нам, если бы польские игроделы из Techland сотворили из nail'd эдакую Pure 2, только еще и с мотоциклами, поклонники подобных проектов их бы не отчихвостили, а наоборот, похвалили: ну кто откажется от такой игры!? Но nail'd поехала несколько иным путем. С одной стороны, Techland оставили нетронутыми трех китов, на которых должен базироваться любой угарный симулятор гонок на квадроциклах и мотоциклах, - это почти демонстративная аркадность без оглядки на реализм вообще, некислые скорости и упопомрачительные, практически самоубийственные прыжки. С другой - польские разработчики сделали ставку не на трюкачество, как это было в Pure, а на непрекращающийся драйв и динамику воистину безбашенных заездов в условиях почти тотального бездорожья. Получилось, надо сказать, весьма неплохо, в некотором отношении даже здорово, но Techland допустили, фактически, те же промахи, которые когда-то мешали не просто пройти тот же MX vs. ATV Unleashed до конца, а с удовольствием. Прыжок веры
nail'd от Pure, кроме прочего, отличается полным отсутствием чувства меры. Разработчики, видимо, отрывались как следует, сознательно забив на законы не только физики, но и логики. Помните самые сумасбродные трамплины в Pure? Так вот, в nail'd они - обыденность, равно как и езда по наклонной и резкие развороты. И сотня-другая метров - не предел длины (и высоты!) здешних прыжков. Ты едешь по белоснежному раскуроченному фюзеляжу самолета. Отчаянно скачешь по узким платформам, подвешенным к вертолетам. Скатываешься по склону посредине горного ручья. Не обратив внимания на железнодорожные пути, врываешься в темный тоннель - и еле успеваешь увернуться от столкновения с и не думающим тормозить поездом. Что самое прекрасное, переводить дух попросту некогда. Врубай рефлексы, вырубай интеллект и смекалку - все равно не пригодятся. Ты пролетаешь над лопастями огромных ветряков. Ты проскакиваешь между зависшими в нескольких десятках метров над поверхностью земли воздушными шарами. Взмываешь ввысь над мачтами лениво плавающих по заливу яхт. Снизу проносятся какие-то гламурные развалины, столетние деревья, изрезанные колесами подобия дорог и, конечно же, соперники. Такое чувство, что ветер самым натуральным образом свистит у тебя в ушах, перегрузки вжимают в кресло и что еще секунда - и ты ка-а-ак грохнешься на дно ущелья со всеми вытекающими! Грохаешься - и ничего страшного не происходит: максимум невсамделишно разобьешься и спустя мгновение будешь стараться пошустрее набрать скорость, чтобы компенсировать обидную задержку. В этом и состоит весь кайф от показательной аркадности nail'd и подобных ей продуктов. И, кажется тебе, то, что в этом проекте нет замороченной системы трюков, как в Pure, есть очень правильно и разумно: не требуется отвлекаться на выстукивание по клавишам очередного важного для победы комбо - знай себе дави на педаль газа и выпучивай глаза под воздействием бешеных выкрутасов дороги. И, по большому счету, не имеет никакого значения, сидишь ты за рулем квадроцикла или мотоцикла, пусть последний отличается повышенной юркостью и в целом ведет себя агрессивнее, чем ATV. Но вот за выхлопной трубой остается какая-то несчастная четверть или, в лучшем случае, треть "Турнира" - и ты начинаешь отчетливо чувствовать, насколько сильно nail'd тебе надоела. По крайней мере, до завтрашнего вечера. А завтра вечером ты усаживаешься перед монитором, снова запускаешь детище Techland в надежде отхватить свежего адреналинчику, выигрываешь пару-тройку гонок - и не менее отчетливо понимаешь, что адреналинчик уже далеко не свежий и даже отдых от nail'd сроком в несколько дней, а то и целую неделю не сделает его свежее. Причина этому самая обыденная для рейсингов в целом и непростительная для таких рейсингов, как nail'd, то есть которые ставят по главу угла, по сути, лишь "вау"-моменты и драйв. Польским разработчикам не хватило то ли времени, то ли фантазии, то ли денег на создание солидной пачки не то что локаций, а даже трасс. Всего четыре региона и полтора десятка треков - этого чертовски мало и для какой-нибудь дешевой раллийной гонки, что уж говорить об аркаде, весь сакральный смысл и секрет доставления пресловутого фана которой заключается в том, чтобы кормить игрока головокружительными прыжками, поворотами и прочими впечатляющими маневрами. Да, в первый, во второй, в третий раз сумасбродный полет - не падение! - в глубокую пропасть, над теми самыми мачтами яхт и лопастями ветряков и так далее действительно удивляет и вызывает бурю восторга - кое-где даже похлеще, чем Pure. Но потом челюсть роняться под стул отказывается, ведь ты, сам того не желая, прекрасно помнишь, что тебя ждет за следующим поворотом и возвышающимся вон там трамплином. Не спасает и то, что на каждом треке хватает развилок и, соответственно, альтернативных участков маршрута. И то ли сотрудники Techland искренне верят, что между заездами по одной и той же трассе появляется колоссальная разница, если во втором из них дать возможность хоть до посинения пользоваться ускорением, то ли делают вид, что верят. Не суть важно - важно то, что nail'd со своей уже упомянутой задачей справляется не так долго, как того хотелось бы. Прокатиться по треку сначала наперегонки с оппонентами, затем - уже не просто наперегонки с оппонентами, но и с учетом бонусных очков, а потом без оппонентов, зато на время? Увольте. Два колеса - хорошо, а четыре - лучше?
Впрочем, если совсем честно, захватывающие дух прыжки и полеты - единственный основной плюс nail'd. А недоработок и просто ляпов побольше будет. Например, частенько случается так, что из-за особенностей определенных участков трассы одна ваша ошибка автоматически означает еще две-три, так как даже очень резвые двух- и четырехколесные друзья оказываются не способны набрать необходимую для успешного прыжка скорость. Свою нехорошую роль играют и элементы, так сказать, рандома - взять те же лопасти ветряков: бывает, что увернуться от вращающейся погибели и, понятное дело, не потерять время и километры в час попросту нереально. А если совсем не повезет, то перед самым финишем ваш металлический жеребец вдруг застрянет колесами в земле - тут уж ни респавн, ни громкая нецензурная брань в адрес разработчиков не выручат. Кроме того, одна из главных фишек nail'd - тюнинг - реализован слабовато. Мало того что деталек немного и они выдаются, что называется, по праздникам, даже если вы будете с достойным лучшего применения упорством зарабатывать в заездах сплошное "золото", так еще и влияет изменение конфигурации MX или ATV на поведение транспорта не так ощутимо, как следовало бы. Еще более сомнительной получилась система трюков. Вариантов эффектно повыделываться - кот наплакал, да и то с ходу понять, за что выдается, к примеру, награда "Touchdown", сложновато. Не ставить же квадроцикл или мотоцикл на дыбы каждые пару секунд, чтоб возобновлять запасы "нитро". Вдвойне обидно за трюки (точнее, их почти полное отсутствие), учитывая, что за столь длительное время столь феерических прыжков-полетов, такое ощущение, можно было бы миллион выкрутасов продемонстрировать. Зато и в без того бодрый темп игры подливает масла музыкальное сопровождение. Что нехарактерно для современных рейсингов, саундтрек в nail'd составлен из "тяжеляка" различных степеней суровости. Нет, конечно, никакого мозговыносящего "дэзняка" с гроулингом вы не услышите, но тот же Slipknot, к примеру, присутствует. Жаль только, что, как и в случае с локациями, набор мелодий скудный - и спустя десяток заездов надрывное "Understa-a-and me-e-e!" вокалиста Aggressive Chill начинает здорово раздражать. Вот что радует беспрерывно, так это визуальный ряд. Пускай, если объективно, движок Chrome четвертой версии конкуренцию самым навороченным "моторчикам" наших дней навязать не сможет, да и декорации заполнены "копипастом", но высокие скорости вкупе с грамотно реализованным эффектом смазывания картинки просто не дают возможности выискивать в игре нечеткие текстуры и прочие корявые модельки. Да и, что немаловажно, оптимизирован проект замечательно - поиграть в nail'd на максимальных настройках графики легко и свободно можно даже на системе с, мягко говоря, отсталой начинкой. А вот серьезные вопросы и претензии вызывает физика. Ладно еще реалистичность - здесь она никому не нужна, но когда транспорт совершенно одинаково разбивается о скалу и воздушный шар (причем не о корзину), возникает некоторое недоумение. Плюс, невидимые стены (и не только стены) в современных реалиях - это как-то не комильфо, уж лучше бы каких-нибудь заборов понаставили, честное слово. На безрыбье...
Подойди польские разработчики к делу более обстоятельно и основательно - из nail'd получился бы настоящий концентрированный цифровой экстаз для любителей экстремального гоночного спорта и квадроциклов с мотоциклами в частности. Ну а так все бесспорные достоинства этой игры вскоре после ее начала почти полностью перечеркиваются всеобъемлющим однообразием, в первую очередь - трасс. Честно говоря, если бы Techland взяли да с минимальными изменениями скопировали систему трюков из Pure, результат, думается, был бы гораздо лучше. Впрочем, не так часто нас потчуют подобными проектами, так что мимо nail'd проходить мы не советуем: новое творение польских девелоперов однозначно заслуживает вашего внимания, пусть, может быть, и недолгосрочного. По крайней мере, заслуживает больше, чем обе Xpand Rally и уж тем более GTI Racing от той же Techland в свое время.