Самое главное в Fable 3 происходит за первые пять минут после открывающих титров: главгерой просыпается во дворце с собакой в постели, казнит свою возлюбленную и, объявив войну родному брату (действующей главе королевства), отправляется в городские трущобы да дремучие леса сколачивать оппозицию. Дальше, новая игра от главного чудака индустрии Питера Молинье, сюжетно рвёт со старта в ритме частушек, нежели привычной для серии басни, и так же резво сворачивается куплетом эпилога. "Fable 3 больше не RPG", - как-то, до выхода игры, обронил в сеть добродушный Питер; всё верно, но теперь - и не сказка. Lionhed Studios сотворили во многом замечательную экшн-адвенчурную историю про революцию, мушкет и славу.
"Разруха не в клозетах..."
Королевство туманного Альбиона спустя полвека после событий Fable 2. В города шагнули индустриализация и страх перед будущим: дети трудятся на заводах, через шахты прокладывают нечто похожее на метро со стим-панковсими вагонетками, время от времени под скрежет срывающимися в пропасть; фабричных работяг попросту расстреливают за малейшую оплошность. Народ влачит жалкое существование под гнётом правящего тирана, короля Логана, и робко ожидаёт своего спасителя. Быстро проясняется, что вы и брат - отпрыски доблестного Героя из предыдущей части игры, и именно Логан доводит вас <до ручки> жестокостью политики и кровавыми репрессиями среди мирных граждан. В сопровождении двух верных союзников - наставника по фехтованию, здоровенного Уолтера и учтивого слуги Джаспера - принц (или принцесса, как выберете) должен возглавить сопротивление, чтобы к титрам подойти настоящем героем-освободителем, подобно отцу. Вразумлять протагониста возвратилась волшебница Тереза: именно она начертает вам главный осязаемый ориентир - Путь к Власти, через схематическое изображение длинной дороги и множества закрытых ворот, распахнуть которые может лишь определённый пройденный кусок игры и число закреплённых за собой союзников. Альбион дышит воздухом революции и ждёт вас; "Hero required", - взывает один из постеров на экране загрузки. Как и прежде, в игре царит почти полная нравственная свобода - неизменно главный козырь серии. Вы решаете, каким будет принц ко времени вступления на престол: можно, нацепив шляпу флибустьера, раздавать пинки нищенкам и уводить чужих жён, от чего карма и внешний вид соответственно скукоживаются. Классический видеоигровой вариант, в котором от благих намерений над головой сияет нимб, а дома ждёт пухлая жена с ребёнком на руках, конечно же, менее интересен. Кроме того, выбранный стиль игры теперь так же отражается на вашем виде: используя ружья для дистанционного боя, персонаж прибавлять в росте и худобе, в то время, как отдавая предпочтение ближнему бою, со временем станет походить на коренастого гнома. Присутствуют и уникальные квесты для каждой из сторон морали, раскрутка которых позволит глубже пасть на дно порока, или стать другом детей. И здесь, если начинать вдумываться, каноническая гейплейная схема Fable в третьей части слегка расходится по швам: сценарий открыто предполагает, что Ирода на троне сменит патриот, защитник униженных и оскорблённых - иначе к чему тогда освободительное движение? Кроме того, сюжет, пусть и оставляя неизменные варианты выбора, всё же благосклонен и щедр лишь для положительной ипостаси вашего альтер-эго. История настойчиво бубнит вам о добре, и чем вы благороднее, тем быстрее она заканчивается. Даже во второй половине игры, когда вы свергаете родственника с трона и берёте бразды правления в свои руки, быть диктатором скучно и тяжело. Но кто же играл в Fable только для истории?
Сбор подписей
Несмотря на видимые усилия разработчиков сохранить фирменный дух серии и нарративно соткать единое сюжетное полотно, для чего даже имеется возможность импортировть профиль вашего героя из предыдущей части игры - во многом это уже другая басня. Начиная с повзрослевшего, в прямом смысле, визуального ряда, и до коренного пересмотра множества геймплейных элементов, Lionhead предлагают новый игровой опыт, приятное в котором начинается очень быстро. Главный бич предыдущих частей - неуклюжее меню персонажа и инвентаря с издевательской системой навигации, сделав ручкой, кануло в Лету: оказывается, отец перед смертью успел выстроить для вас так называемое тайное Убежище, видимо, заподозрив в новорожденных неладное. Из залы с планом мира в центре (привет, Fable: The Lost Chapters) четыре входа ведут в комнаты оружейной, гардероба, трофеев и сервиса Live! (инвайты для кооперативного прохождения и френд-статусы). Заведует порядком в помещениях слуга Джаспер, и на начальных этапах внятно поясняет, что здесь к чему. В убежище протагонист моментально телепортируется с помощью клавиши "Start"; сменив наряд по нужному поводу и прихватив из арсенальной комнаты кремневый артиллеристский пистолет, по нажатию кнопки во второй раз, без всяких экранов загрузки, можно вернуться в любую точку мира. В гардеробной манекены наглядно демонстрируют приобретённые костюмы, макияжи и краски для волос, одежды, а переодевание перестало быть похожим на пытку игровым контроллером. Появилась человеческая карта мира, правильно отображающая квестовые значки, до которых теперь можно мгновенно добираться, не наматывая километры пешком, и обладающая встроенным экономическим режимом: покупать недвижимость и сдавать дома в аренду позволительно не выходя из кабака на другом конце Альбиона. Подобная интерактивность грамотно связывает игровой процесс и сохраняет зрителю нервы, не дёргая за рукав на время довольно плотного сюжетно приключения. В сопровождении союзников принц обивает пороги резиденций главарей различных группировок, прося союза и поддержки в своей предвыборной кампании - это основная задача на сюжет. Те охотно соглашаются помочь, начертив перед этим в вашем журнале несколько квестов на проверку харизмы. Доказав, что он герой, принц даёт расписку каждой фракции в том, что после смены власти не обманет надежд обездоленных и выстроит библиотеку, реабилитирует старую армию королевства и, в общем, будет паинькой. Впрочем, после прихода к власти на все эти обещания можно смачно плюнуть и, уподобившись предшественникам, морить людей голодом, грабя казну на собственные нужды. Тогда сценарий будто начинают кромсать, и игра походит на мрачный пост-готический роман не первой пробы. Fable 2 в известном смысле предполагала, что развлекать себя придётся самому: игре не было дела до вашего комфорта; местами было непонятно куда идти, что делать и где смеяться. Третья часть сама по себе делает нам много хорошего - это занимательная история, многие из удачных находок в которой сопряжены с обязательным квестом. Здесь игроки получают удовольствие как бы по умолчанию, расстреливая из мортиры полчища мертвецов на болотном погосте, или играя на выживание в костюмированном маскараде сбрендившего бизнесмена. Повествование стремительно перелистывает страницы, и вскоре открывает последнюю, с титрами, если вовремя не вспомнить, что играть в любой Fable, следуя только за золотистым сюжетным шлейфом - самая большая ошибка. Взявшись за сайд-квесты и опомнившись лишь на следующее утро, становится страшно от мысли, что куча людей может пропустить и обязательно пропустит мимо себя столько удовольствия в новой игре от великолепных рассказчиков Lionhead. Без переодевания в огромную курицу с тем, чтобы найти сбежавшее потомство, без замечательного приключения в настольной игре, переместившись на место главного героя, и без участия в натуральной сценической постановке, разыгрывая из себя поочерёдно женщину, разбойника и шута - в Fable 3 много важного остаётся за кадром. Всё сосредоточие знаменитого английского юмора серии тоже аккуратно сложено по обочинам от сюжетной канвы. Кроме этого, желающим провести персонажа по дороге мракобесия и жестокости, просто необходимо обратить внимание на сторонние миссии от тёмного культа в красных балахонах, чей орден прячется в глуши на пути к Горелесью. Это верный способ нетривиально подойти к сценарию и заработать специальные ачивменты.
Обыкновенный герой
Замечательнее всего то, что после геймплейных экспериментов и смены графического движка, Fable 3 не утратила своего уникального стилистического шарма. Каждый кирпичик и дымящую трубу в Бауэр-стоун Сити хочется рассматривать минутами - настолько всё приходится на своё место. Модели горожан по-прежнему красиво неопрятны, а мертвецы всё так же походят на таковых из "Пиратов Карибского моря"; с поправкой на иной временной промежуток Альбион гордо смотрит внушительной архитектурой и паровыми кораблями на пристани, а повсюду раздаётся неизменно прекрасная для трилогии музыка. Лавки портных и оружейников остались на своих местах по центральным улицам селений, но посещать их теперь гораздо приятнее, благодаря наглядной демонстрации сразу всего товара на витринах и манекенах - лезть в корявое меню больше не приходится. Как и раньше, можно завести любовницу, а потом и жениться. Купленный дом обставляется мебелью по вашему вкусу, и через некоторое время готов принять новорожденное чадо. Отношения заводятся непринуждённо с любым встречным, и, в конце концов, по окончанию беседы после короткого танца и обнимания есть шанс оказаться с собеседником в одной постели. Вообще, по сути весь Fable 3 стала проще. Альбион при появлении принца перешёптывается и тычет пальцами, это больше не сказочная история мальчика-сироты из вон того подвала, ставшего в один прекрасный день героем. Финансовые затруднения быстро решаются при помощи избрания себе профессии кузнеца, пирожника или бродячего музыканта. Прибыв в город и обнаружив в магазине свежие доспехи по баснословной цене, принц выходит на центральную площадь, достаёт лютню и при должном усердии через четверть часа переступает порог лавки с мешком золота на плечах. Работа заключается в мини-играх, трёхкнопочном аналоге Guitar Hero, где за горизонтальным бегунком следует успевать давить нужную по цвету клавишу. Особо предприимчивые тратят на такие занятия по нескольку дней (в игре динамическая смена суток), и после, скупив в округе всю недвижимость, смело отправляются в путешествие по миру, забыв навсегда о балалайке с кузнечным молотом - каждые пять минут на счёт поступают наличные. Единственно неприятно то, что упрощения также затронули игровую боёвку: сбросив с себя зачаточные RPG-элементы из второй части игры - заключающиеся в маломальской системе прокачки - и местами напоминая откровенный слэшер от значительно увеличенного числа противников, Fable 3 грозит принести зрителю усталость от однообразия схваток. Раскидывать очки опыта на умения теперь не приходится, всё решается на том самом Пути к Власти при помощи вскрытия сундука с нужным апгрейдом за скромную горстку гейм-поинтов - Печатей Гильдии, вываливающихся из каждого встречного мертвеца или разбойника. Оружие, совершенствуясь, меняется внешне, и названий ружей с пистолетами можно не запоминать - каждый ствол оседает в памяти красивой прорисовкой и блеском. Ближний бой кривоват из-за анимационных задержек и слабого урона даже от двухметрового молота; стрелять всегда выгоднее и красивее, а пользоваться заклинаниями, привязанными теперь к определённому типу перчаток (можно нацепить две и комбинировать магию), даже как-то стыдно по отношению к врагам. Герой бессмертен (когда здоровье иссякает, теряется пара Печатей Гильдии), и даже в серьёзной потасовке для победы разниться лишь количество нажатий на одну из двух кнопок. Лучшее, что можно сделать для получения максимально положительного опыта от Fable 3, это постараться прежде всего жить в её мире, как можно реже косясь на главный квестовый указатель. Поверьте, занятий и удовольствий тогда будет на порядок больше.
"Мораль сей басни такова..."
Игры Fable, подобно хорошему слогу, всегда были довольно хрупки для грубого рта. Пересмотрев идеологию серии в сторону упрощения и сюжетной насыщенности, Lionhead ненароком смахнула со своего творения часть сказочного налёта, принесшего успех предыдущим частям. Fable 3, сказав несколько свежих слов и похорошев внешне, стала походить скорее на том сказок Братьев Гримм, нежели на первые абзацы, посвящённые описанию Шира у Джона Толкиена.