Конкурс модификаций Make Something Unreal, ежегодно проводимый компанией Epic Games, – неплохой шанс заявить о себе небольшим и бедным командам разработчиков. Именно благодаря этому мероприятию свет увидели шикарный мультиплеерный шутер Red Orchestra и стимпанк-экшен Damnation. На Make Something Unreal 2010, прошедшем в феврале, первое место занял мод The Haunted. Его авторы получили 1 миллион долларов США, и сейчас мастерят полноценную игру – The Haunted: Hell's Reach. Релиз должен состояться в следующем году. А вот коммерческий проект от создателей The Ball, расположившийся на почетном втором месте, в продаже с 28 октября нынешнего года. Жанр – логический экшен. Главные герои – таинственный древний мяч и безымянный археолог. Да-да, именно в таком порядке. Вступительный ролик показывает раскопки на самой вершине несуществующей мексиканской горы Пико-дель-Мьедо в 1940 году. Дело пахнет фашистами, оккультными экспериментами и Королевством хрустального черепа, но, к счастью, ничего такого в The Ball нет. В результате несчастного случая один из археологов оказывается на дне глубокой шахты. Пока помощь в пути, герой решает осмотреться. Естественно, ни к чему хорошему это не приводит. Еще одно падение, и шансов, что удастся выбраться на поверхность все меньше. Персонаж двигается вглубь, и постепенно перед ним открывается подземный город Майя. По пути герой находит огромный мяч и механическое устройство, позволяющее катать сферу по горизонтальной оси координат. Такая вот нехитрая завязка. Дальше о сюжете The Ball можно не рассказывать – его нет. Мы лишь спускаемся глубже и глубже к основанию горы, которая, как выясняется, и не гора вовсе, а целый действующий вулкан. Создатели посчитали, что вступительного ролика и сухих брифингов перед каждой новой картой вполне достаточно для преимущественно логической игрушки. Отчасти они правы, но мы не согласны. Portal ни сюжет, ни многочисленные монологи искусственного интеллекта GLaDOS совсем не мешали. Наоборот. Придавали игре своеобразное очарование.
Мяч в игре
В основной кампании 5 локаций, разделенных на 8 больших карт. Звучит скромно, но 8-10 часов игрового процесса – это, по современным меркам, норма. Ни мультиплеера, ни кооператива в игре нет, но есть вероятность, что Teotl Studios что-нибудь придумают к сиквелу. Первый уровень называется Пеуа и, как нетрудно догадаться, расположен близко к поверхности. Отсюда много воды и холодные тона. Чем дальше спускается игрок, тем ближе пекло и больше лавы. К сожалению, местному дизайну не хватает разнообразия. Скажем, первая карта мало чем отличается от второй, вторая от третьей и так далее. У безымянного археолога нет револьверов, нет хлыста, у него даже нет широкополой шляпы Индианы Джонса. Зато у него есть огромный священный мяч. Точнее у мяча есть археолог. Определить настоящего главного героя The Ball сложно. Игрок смотрит на мир глазами расхитителя гробниц, но толку от человека мало. Передвигаться по уровням можно исключительно при помощи мячика. Делать игру про один лишь мяч было бы странно, отсюда и взялся археолог. Управлять мячом очень просто. Левая кнопка мышки отвечает за мощный толчок. Правая – притягивает шар, словно магнит. Все. Именно на эти простых действиях основаны местные головоломки. Сам же персонаж, от лица которого мы путешествуем по развалинам Майа, вообще ничего толком не умеет. Изредка приходится лишь прыгать, да приседать, дабы не получить по лицу какой-нибудь балкой или перекладиной. Проблемы (в хорошем смысле) в мире The Ball всего две – монстры и головоломки, расставленные хитрыми Майа в феерических количествах. С монстрами (это могут быть и демоны, и адские божьи коровки) разбираться несложно. Достаточно метнуть в них шар, как несчастные моментально развалятся на кровавые ломтики. С паззлами сложнее. Применений мячу в игре масса. Первое время приходится скучно нажимать кнопки, но чем дальше, тем интереснее. Классно выглядят манипуляции с магнитами, плюс, шар можно использовать как щит, как тяжелый грузик, как затычку для бассейна. В конце концов, никто не запретит обвалять мяч в масле, покатать по комнате, поджечь и понаблюдать какими причудливыми зигзагами будет распространяться огонь. Приятно, что в игре нашлось место и логике, и физике. Жаль, что головоломки часто повторяются. На уровне одна и та же задачка может попасться и три, и четыре раза. После завершения кампании, пару часов можно скоротать за режимом “Выживание”. Под него отведено четыре дополнительные карты. Происходящее очень напоминает одноименный режим в мультиплеерных шутерах, только с одним-единственным напарником – мячом. На нас прут толпы монстров, главная цель – отбить несколько атак. Способов истребления нечестии два. Во-первых, их, конечно, можно раскатывать по полу шаром. Во-вторых, заманивать в ловушки, активируемые кнопками, заботливо расставленными по уровням. Режим веселый, захватывающий и беззаботный. Отлично подойдет тем, кому хочется отвлечься от паззлов кампании. В игре используется третья версия Unreal. Было бы странно, если бы у призера Make Something Unreal 2010 был другой движок. Красоты Arkham Asylum или Gears of War 2, конечно, нет. Всю довольно бюджетненько, бедненько. С другой стороны, каких-то невероятных красот логическому экшену совсем нужно. Шар нарисован красиво, монстры – неплохо, уровни – средне, но тут, повторимся, основные претензии не к техчасти, а к дизайну. О музыке сказать особо нечего. Она очень пресная и совершенно незапоминающаяся.
Недолет
Однообразные уровни, повторяющиеся головоломки – лишь мелочи, которые почти не видно за уникальным геймплеем. Катать по подземельям мяч древних индейцев, действительно, безумно весело и интересно. После успешного решения очередного паззла хочется натурально скакать по комнате на стуле и, как дурачок, хлопать в ладоши. The Ball легко получила бы от нас на восемь-девять баллов, если бы не одно обстоятельство – игра вышла после Portal от Valve. Казалось бы, что общего у экспериментов GLaDOS и культуры Майа? Не так уж и много. Просто Portal несколько лет назад подняла планку качества логических экшенов на недостижимую для остальных высоту. Там, где Valve шутит, хохмит и всячески пытается развлечь игрока (чего стоит одна лишь финальная песенка GLaDOS), Teotl Studios с серьезной физиономией грузит брифингами, пафосом и выпускает из невидимых клеток еще одну кучку монстров. Не подумайте ничего плохого, The Ball – хорошая игра. Только ничего не мешало ей стать отличной. Создателям нужно было всего-то включить чувство юмора и добавить происходящему немного динамики. Мяч чуть-чуть не долетел до ворот, увы. P.S. Скоро должен состояться релиз Q.U.B.E. – очень похожей забавы от Toxic Games. Недавно на просторах интернета появилась короткая бета-версия. В основе проекта тот же Unreal 3 и задачки на сообразительность и логику. Только в главной роли не старинный индейский шар, а кубики разнообразных цветов и оттенков. Если вам понравилась The Ball – не пропустите!