Жанр серьезных пошаговых стратегий никак нельзя назвать популярным и массовым. Имеются в виду, разумеется, не красивые безделушки а-ля Heroes of Might and Magic 5, где пресловутая простота освоения гораздо важнее глубокого геймплея. Речь скорее о редких ныне породистых представительницах древнего семейства "turn-based strategy" со схематичной графикой и многими тысячами факторов, влияющими на конечный исход событий. Когда-то подобные игры правили индустрией, на них выросло целое поколение дядечек и тетечек далеко не юного возраста. Тогда в стратегии играли не только большие любители, но и простые, неискушенные геймеры. Школьники, сантехники, инженеры: неважно, кто подходил к монитору. Реакция была стабильной - все неизменно умилялись. Сейчас умиление и жанр TBS - вещи совершенно несовместимые. Обдумывать один шаг по полчаса немодно и, извините, архаично. Тем более, молодежь нынче пошла продвинутая. Что ни устройство, так непременно крутой сенсорный "девайс", что ни прибор, так обязательно "портативный". Нынешние детки до 16 лет читают по слогам, зато с пеленок осваивают мобильник на Android, и не расстаются с любимым iPad даже в туалете. Разве докажешь современному поколению, что в дремучие времена моего детства среднестатистический советский компьютер занимал 2/3 лаборатории какого-нибудь секретного НИИ, работал на частоте полтора мегагерца и стоил дороже пассажирского аэробуса? Нет, сейчас, когда в миниатюрном ноутбуке помещается целая вселенная, подобные ностальгические мемуары кажутся полнейшим бредом. “Циливи…”, “Цивили…”, “Цивилизация!" всегда была визитной карточкой старины Сида Мейера (Sid Meier). Говорим “Сид” - подразумеваем культовую “Цивилизацию”. Говорим “Цивилизация” - подразумеваем культового Сида и так далее. В 1991 году Мейер вместе с MicroProse создал игру буквально обо всем. Идея собственноручно творить человеческую историю – от изобретения колеса до полета в космос пришлась по душе многим. Со временем старые игровые устои начали приедаться и к Civilization 4 сериал начал напоминать заезженную пластинку. Мейер понял, что надо что-то делать и принялся за адаптацию игровой концепции под современные реалии. Сначала эксперимент провели на консольщиках, выпустив изрядно упрощенную и переосмысленную Civilization Revolution. Очередь дошла до PC. Sid Meier's Civilization 5 – это не просто очередной сиквел, это скорее дружелюбный ремейк старого хита. Новая старая игра
Главное меню не предвещает никаких сюрпризов, поэтому без размышлений тыкаем "Новая игра". После проходим привычные настройки карты, количества противников и сложности. Далее патриотично выбираем Екатерину Великую и замираем в перманентном шоке. На масштабной карте больше нет кучи таблиц, меню, непонятных показателей и цифр. Спустя пару десятков ходов прибегают отлично организованные отряды противника и сметают нашу скромную Moscow в два счета. Отходим от шока и понимаем, что теперь все иначе. Вместо квадратов – шестиугольные гексы, вместо условных драк оловянных солдатиков – почти полноценные сражения со стратегией и тактикой. Игнорировать руководство и обучение в таких обстоятельствах как-то неразумно. Наученные на горьких ошибках, начинаем, понятное дело, с руководства. Но вот в чем беда: внушительный документище (233 страницы!) рассказывает, как играть, но в нем нет ни слова о том, как выигрывать. Может, господин Мейер припрятал самое главное в разделе “Обучение”? Не тут-то было. Разработчики объясняют и показывают только теорию. Практиковаться придется самостоятельно. Высадившись на карту, главное не спешить и руководствоваться принципом, что лучший конкурент – мертвый конкурент. К примеру, на минимальной сложности компьютерные соперники слишком медленно наращивают военный потенциал. А значит, их легко можно уничтожить прямо на первых порах. Завершить игру можно, кстати, любым из нескольких способов, будь то полное завоевание, культурная победа, выход в космос, дипломатическая победа или победа по очкам. Система боя полностью изменилась. Отныне на каждом гексе может расположиться только один юнит, что сильно меняет всю стратегию ведения боевых действий. Баталии теперь используют больше свободного пространства. Мечники впереди, лучники сзади - почти как Warcraft, только с кнопочкой "Конец хода". Города получили возможность обстреливать врагов издалека, вообще не имея гарнизона. Захватывать мегаполисы наскоком стало проблемно, но вполне реально. Главное действовать грамотно. Сначала используем пушки и катапульты. Затем подтягиваем пехоту и добиваем защитников. Эффективное перемещение серьезных армий обычно оборачивается целой логистической задачкой. Пропускная способность одной дороги ограничена, соответственно, одним отрядом. Избыточные дороги стороить накладно, так как на их поддержание требуются деньги, причем, каждый ход.
Приятно играть
Новая система управления стала проще и интуитивнее. Играть теперь гораздо удобнее. Да и советников вернули. Так что от всяких всплывающих окошек и подсказок нет отбоя. По мере накопления очков культуры, мы не только расширяем границы, но и получаем доступ к социальным строям. Всякий раз можно выбрать, ступить ли на новый путь или углубиться в уже существующий. Каждый строй имеет свои преимущества, например “набожность” делает наших горожан счастливее. Некоторые направления не сочетаются. Так, государство не может быть одновременно тоталитарным и демократическим. Выбирать строй нужно внимательно и ответственно – возможность изменить его осталась в старомодной Civilization 4. Еще одно нововведение – двухмерный стратегический вид. Если активировать 2D, то все игровое поле превращается в плоскую схематичную карту. Основная же механика Civilization осталось неизменной. Юнит за один ход способен передвинуться лишь на несколько клеток и совершить строго определенное количество действий, а точнее – одно. Пока мы налаживаем экономику и собираем армию, противники не дремлют, воюют друг с другом и скребут когтями наш забор. Всякой статистики в игре, несмотря на упрощения, предостаточно. И все это необходимо учитывать, иначе победить не получится. Перемещения армий опять же почти не отличаются от первой "Цивилизации". Только ходить можно аж в шести направлениях, а вместо рисованных значков друг с другом бодаются смешные кучки солдафонов.
Приятно смотреть
Графика откровенно порадовала. Красотища вокруг творится неописуемая. Все очень ярко, красочно, что способствует глубокому погружению в процесс. Гляньте на скриншоты: кристально чистые речки, зеленая травка, милые кустики и деревца. По небу, меж тем, плывут облака, в воздухе витает дорожная пыль - мир почти живет. Шейдеров и всяких сверхмодных спецэффектов - видимо-невидимо. Игра поддерживает DirectX 10 и даже 11. "Пятерка" с плюсом. Тени яркие, сочные и очень, очень симпатичные. Модельки юнитов в меру красивые, детализованные. Но вот незадача, анимированы чудовищно. Движения резкие, неестественные. Как будто по полю передвигается стадо паралитиков. Причем, трудно сказать, специально так сделано или нет. В любом случае зрелище странное. С другой стороны по карте первой Civilization вообще плавали пиктограммы, так что грех жаловаться. Системные требования у всего этого праздника, конечно, запредельные. Настройки приходится понижать даже владельцам довольно мощных конфигураций. У вас скромный GeForce 7-ой серии? Готовьтесь отключить все навороты. Остаётся лишь надеяться, что чрезмерную "прожорливость" Civilization 5 разработчики укротят последующими патчами. Звук хорош. Музыка заставляет непроизвольно закрывать глаза и вслушиваться в самые тончайшие отклики инструментов, сливающиеся в великолепные мелодии. Конечно, вряд ли вы забьете этими мелодиями плэйлист вашего проигрывателя, но в процессе игры обязательно прибавите громкости.
Фокус удался
Опыт по осовремениванию Civilization признаем удачным. Игрушка очаровывает. От нее сложно оторваться больше чем на несколько дней. Заскучав от однообразных шагов, возможно, вы и забросите игру, но ненадолго и уже через пару суток снова окунётесь в мир экономики, политики, войны и дипломатии. Firaxis взяли лучшее из оригинала, смешали с последними тенденциями и сделали первую настоящую “Цивилизацию” 21 века на PC. Первые данные из магазинов и форумов полностью оправдывают именно такой подход – Civilization 5 неплохо продается и пользуется завидной популярностью.P.S. Обладатели лицензионной копии игры могут в любое время бесплатно скачать из Steam мощнейший редактор для создания карт и модификаций. Вот и еще одна причина, почему Civilization 5 обеспечено счастливое и беззаботное будущее.