В жанре пошаговых стратегий с элементами RPG до недавнего времени безраздельно властвовали игры непотопляемого сериала Heroes. Год за годом разработчики жонглировали временными эпохами, расами, полировали баланс, но, фактически, продавали одну и ту же, пусть и очень качественную, игру. Серьезные изменения наметились только к пятой и недавно анонсированной шестой частям. Впрочем, последнее время начали появляться безумные смельчаки, способные на полном серьезе бросить вызов заевшемуся “героическому” монстру. В 2008 году такими смельчаками стали разработчики из владивостокской студии Katauri Interactive со своей “King's Bounty: Легенда о рыцаре”. RPG с элементами пошаговой стратегии освежила протухший жанр и показала, что интересный фэнтезийный мир может вполне себе существовать и без замудренных таблиц и строительства замков. Дополнение “Принцесса в доспехах” довело игру до ума и добавило несколько занятных нововведений вроде боевого дракона. Мы, затаив дыхание, принялись ждать следующий аддон – “Перекрестки миров”. Мало кто мог предположить, что игра окажется таким разочарованием. Ситуация вокруг Crossworlds – ярчайший пример неумелого и безалаберного обращения с перспективным брендом. Самое удивительное, что за последнее дополнение отвечали те же самые люди, выпустившие два года назад “Легенду”. Результатом их нынешней деятельности по иронии судьбы стало худшее, что случалось с сериалом за все годы его существования.
Шире круг
Crossworlds позиционируется, как самостоятельное дополнение, не требующие оригинальной игры, так что первым делом придется пройти короткое обучение для случайных покупателей. Здесь игрока знакомят с основами, учат передвигаться по карте, побеждать в сражениях и грамотно распоряжаться заработанным опытом и золотом. Дальше необходимо определиться со специализацией: маг, воин или усредненный паладин. Выбор героя, как догадался сообразительный читатель, влияет не только на мироощущение, но и на стиль геймплея. В “Перекрестках” три абсолютно новые кампании. Самая масштабная из них – “Поход орков”. Это полноценное продолжение приключений принцессы Амели. С глупым сюжетом, но, тем не менее, довольно увлекательное. Юная королевская особа противостоит свирепой предводительнице орков Рыжей Хапуге. Рыжая задумала уничтожить (а как иначе) всех обитателей Теаны. В отчаянии другие вожди племени орков обращаются к людям. И люди в лице принцессы, разумеется, благородно соглашаются помочь. Кампания “Защитник короны”, опять же, рассказывает эпизод из жизни Амели, но уже не так масштабна. Сценарий прост девушка только-только победила демона Баала (см. концовку “Принцессы в доспехах”), и ей предстоит пройти экзамен на звание Защитника Короны. Сценарий склеен из нескольких затяжных испытаний. Последняя кампания – “Чемпион арены”. Здесь почти вообще нет сюжета, зато есть гладиатор Артур и множество арен для сражений. Действие разворачивается в потустороннем мире Литан, так что сражаться придется с поистине чудовищными созданиями. К сожалению, ни одна из кампаний не привносит в игровую механику ничего нового. Вообще. Одинокий рыцарь по-прежнему слоняется по глобальной карте и подземельям, по-прежнему участвует в пошаговых боях и по-прежнему зарабатывает опыт и золото. Отличить “Перекрестки” от, скажем, “Принцессы” неподготовленный человек попросту не сможет. А вот вширь игра разрослась серьезно. 9 невиданных прежде существ, 50 предметов, 50 особенностей и умений, 30 заклинаний, военные академии для тренировки пушечного мяса – только самые заметные нововведения. Были сильно переделаны орки – теперь это одна из сильнейших рас в игре. Кроме того, на аренах появилось огромное количество огромных боссов. Правда многих из них (вроде черепах и кальмаров) мы уже видели ранее. Интересное испытание уготовано в Таинственной Башне. Сразившись с высокоуровневыми стражами – можно получить бесценный древний артефакт. За графику Crossworlds отвечает все тот же старый бодренький движок. Хотя, если не упираться носом в экран, то недостатком это назвать нельзя. Да, технологии убежали вперед. Да, есть игры красившее. Но разработчики из Katauri в свое время очень основательно поработали над цветовой гаммой, дизайном, великолепно анимировали персонажей и добавили кучу зрелищных спецэффектов, которые на пару с отличной музыкой, и сегодня погружают в сказку по самую макушку.
Увы и ах
Crossworlds – это, увы, всего лишь очередное конвейерное дополнение для King's Bounty. Katauri Interactive пошла по пути Nival и 1C: Ino-Co, клепавших дополнения для пятых “Героев” и “Кодекса войны” без перерывов на горячее и компот. В “Перекрестках миров” слишком мало новых возможностей и слишком много старых приевшихся “фишек”. Налицо основательная и кропотливая работа по методичному окучиванию фанатского сообщества. Сначала людям подкинули почти идеальную “Легенду о рыцаре”, затем весьма приличную “Принцессу в доспехах”, ну а теперь настало время “Перекрестков” с кучей контента, но без малейших намеков на изменение игрового процесса. В одной руке – свежая кампания, новые предметы, монстры и заклинания. В другой – неизменная графика, традиционно безнадежный сюжет и полная идентичность двум предыдущим играм от дальневосточных разработчиков. Фанаты, разумеется, купят и, наверное, даже спасибо скажут. А вот тем, кто хочет получить от Crossworlds новые ощущения, а не десятки заклинаний и предметов, можно смело проходить мимо. Ничего подобного во втором дополнении для King's Bounty нет. P.S. Чем в дальнейшем займется коллектив Katauri пока непонятно. King's Bounty 2, новый аддон – можно только гадать над кофейной гущей. Зато судьба самой King's Bounty давно определена – такая прибыльная торговая марка не может простаивать без дела. На КРИ 2010 была анонсированная игра King’s Bounty Online, которой в настоящее время занимаются компании KranX Productions и Nival Network.