Mafia: The City of Lost Heaven - одна из лучших игр в истории игровой индустрии. Её цитируют, её проходят по десять раз, на неё равняются. Продолжения гангстерской саги ждали целых восемь лет, фанаты занимали очереди в магазинах за месяц до продажи, а общественность пророчила "игру года" или как минимум "современного олицетворения старых идей". Полчаса езды и стрельбы, и становится очевидно - Mafia II не оказалась ни тем, ни другим.
Великая депрессия
Первое, что бросается в глаза, и от чего хочется просто рвать и метать (девелоперов) - это сюжет. Для гангстерского боевика, без сомнений, он основа основ, важнейшая составляющая. Здешний же сценарий до ужаса банальный, неестественный, непрофессиональный. Главный герой - Вито Скалетта, ветеран Второй мировой, решивший зарабатывать на жизнь бандитским промыслом. Не вопрос - местные криминальные воротилы словно только и ждали нашего появления. Ни суровости, ни брезгливого отношения к новичку - нас сразу же посвящают во все преступные тайны, доверяют самые сложные и деликатные миссии. При этом мафиози, у которых мы берём задания впервые, всегда рады нас видеть и принимают в объятия как закадычные друзья. Или как вам, например, такой вариант - в одном из сюжетных роликов герой отказывается выполнять поручение "старшего", мотивируя это личными причинами. И что вы думаете - да ничего, работодатель кивает головой. Вот вам и вся омерта. Разумеется, атмосфера напряжённости, дисциплины, ответственности, которой так славится Cosa Nostra, мигом улетучиваются. Здешние бандиттос - точно участники какой-то благотворительной организации, никаких тайн от простых смертных, никаких загадок. Характеры действующих лиц получились глубиной в миллиметр. Все эти генри, эдди, джузеппе чередуются каждую заставку и не откладываются в памяти даже на пять минут. Нет, безусловно, кое-какие более-менее запоминающиеся персоны нам повстречаются. Например, Джо Барбарро, наш лучший друг, любитель девушек и крепких напитков, или Лео, опытный седовласый помощник одного из боссов, но на фоне унылых сценарных статистов и они меркнут. Главная же пустышка - Вито Скалетта, протагонист. Ни чести, ни совести, ни моральных принципов у него нет. И не думайте, что разработчики хотели отыграть тему отъявленного негодяя, совсем нет. Просто им не хватило таланта и Вито не наделили ни характером, ни эмоциями. В итоге - бездумная физиономия главгероя не вызывает ни сочувствия, ни переживаний. Убьют его в конце как бесславную собаку или оставят доживать свой никчёмный век - нам абсолютно всё равно. Следующий гвоздик в гроб мира и атмосферы второй "Мафии" - город. Эмпайер Бэй мёртв, уныл, однообразен. Здесь нет интересных мест, которые можно посетить, нет достопримечательностей, нет трамваев или метро, нет катеров и мотоциклов. Прохожие не удивляют колоритом, нехотя реагируют на наставленную на них "пушку". Архитектура на уровне поделок вроде The Godfather - всё те же мосты между островами, давно засевшие в печёнках. Создатели, судя по всему, трезво понимают ситуацию - Mafia II ограничена исключительно сюжетом, тут нет ни свободной игры, ни даже побочных заданий. А зачем - по таким унылым декорациями никто не захочет кататься вновь. Новшеств по сравнению с предшественником - с гулькин нос, да и все они уже десятикратно засветились в GTA и её клонах. Появились рестораны, магазины с одеждой, мастерские, где дозволено перекрасить и отремонтировать авто. Непонятно для каких целей отдельно выделили боевую систему - во время кулачных сваток камера принимает особую позицию и полностью сосредотачивает внимание на драке. Левая клавиша - слабый удар, правая - сильный. Плюс кнопка уворота, которую если зажать, то уворачиваться можно бесконечно. Скудно, короче, и до True Crime: Streets of LA как до Нью-Йорка. А вот некоторые важные детали из The City of Lost Heaven легли под нож - к примеру, стрельба из машины, загородные поездки, пальто, где можно было хранить ограниченное количество оружия. Полиция больше не трогает, если проезжаем на красный свет. Да и в целом ведёт себя как-то вяло - оторваться от неё труда не составит даже с включённым ограничителем скорости. Интерес к происходящему, однако, всё же пробуждается, ближе к середине игре. Дело в том, что сюжетную и геймплейную линии 2K Czech зачем-то разделили на две составляющих. Первая разворачивается в 1945 году, вторая - в 51-ом. Так вот, на смену мёртвому, заснеженному городу с дряхлыми, однообразными машинами приходят яркие краски, обновлённый автопарк, насчитывающий большое количество занятных экземпляров и более-менее увлекательные миссии. Пребывание в тюрьме, рейд в китайских квартал с последующим погромом соответствующего ресторана, убийство кое-какого персонажа из оригинала (кое-какого - мягко сказано) - всё это наверняка увлечёт вас с головой и заставит хоть на парочку часов забыть про провальную первую половину. Не понимаем, для чего вообще было делить проект надвое - прописывать отдельную музыку, прорисовывать так много транспортных средств, если начало общее впечатление только портит и никому не запомнится. Стартовали бы условно с шестой главы - это лишь пошло бы Mafia II на пользу. К шутер-составляющей претензий меньше всего. Вооружившись стариной "Томпсоном" и разгромив в хлам какое-нибудь заведение вражеской семьи, чувствуешь себя настоящим гангстером. При этом перестрелки оказались чересчур лёгкими - система укрытий и мини-карта, сообщающая про расположение вражеских единиц, значительно упрощают положение. Для разнообразия не помешало бы добавить побольше скриптов, острых моментов, неожиданных ситуаций, взрывов. А то выходит, что удовольствие вроде как от "войнушек" получаем, но желания пройти какую-то миссию заново не возникает. Ну и сюжет, в свою очередь, под конец тоже подарит немало интересных минут. Такое впечатление, будто сценаристы получали жалование только за последние 2-3 главы - и герои обросли характерами, и неожиданные события не заставят себя ждать. Ну а за концовку отдельное спасибо - очень неожиданно, небанально, риторично:
Мафия смертна
Тем не менее, подобные потуги конечного вывода не скрасят. Mafia II - всего лишь очередной GTA-подражатель, добротный, но с великим предком не имеющий ничего общего. Любителям первой части советуем держаться от неё подальше, ибо ваше разочарование не будет знать границ. Ну а всем прочим лучше потратить пару свободных вечеров на любой из аддонов к Grand Theft Auto или The Saboteur. Больше толку и удовлетворения. Жаль, конечно, что так получилось. Но, наверное, такова она, мафиозная судьба. Вчера ты король, завтра ты никто.
958 Прочтений • [Mafia 2 - Из князи в грязи] [28.05.2012] [Комментариев: 0]