После нескольких утомительных и жарких суток (да, нас тоже беспокоит аномальная жара и лесные пожары) вместе с самостоятельным дополнением для The Guild 2 под названием Renaissance начинать статью с позитива совсем не хочется. Напротив, приходится постоянно бороться с соблазном написать крупными красными буквами коротко и ясно “Если вы в своем уме – ни в коем случае не покупайте ЭТО!”. И проблема вовсе не в жаре, не в пожарах и не в усталости. Проблема в самой игрушке. Именно из-за проектов вроде The Guild 2 бытует мнение, что PC-гейминг вот-вот скоропостижно умрет. Такой стереотип сложился вследствие вредительской деятельности некоторых горе-разработчиков, чьи творения неизменно и безбожно глючат, запускаются с пятой попытки и портят нервы при пытках разобраться с интерфейсом. К счастью, на каждые кривые руки всегда найдутся прямые, так что пока шедевры вроде StarCraft 2 продаются тиражами 1.5 млн. копий да двое суток, компьютерные игры будут жить. Но не отвлекаемся, сейчас речь о “Гильдии” и только о ней. История сериала началась в 1997 году вместе с началом разработки Europa 1400: The Guild. Релиз состоялся только в 2002 году. Игрушка сумела найти свою нишу, да и требования к качеству тогда были пониже. Это сейчас, избалованные вылизанными Mass Effect, Dragon Age и Fallout 3 игроки, отправили бы вторую “Готику” в мусорку. А в самом начале века несколько десятков багов и глюков были в пределах естественной погрешности. Так вот The Guild многим очень понравилась. У разработчиков из немецкой студии 4Head получилась этакая хардкорная вариация на тему The Sims в средневековых декорациях и с экономическим уклоном. Другими словами, игрой заинтересовались те, кто считал “Симс” забавой для девочек, но кому нравилась идея. Продолжение немцы сообразили только к 2006 году. Критики и поклонники первой части приняли игру достаточно тепло. Хотя, на наш взгляд, The Guild 2 этого совсем не заслужила. За 4 года индустрия неслабо ушла вперед, а вторая “Гильдия” так и застряла в самом начале двухтысячных. Игра безбожно тормозила на топовых системах, каждые пятнадцать минут выкидывала на рабочий стол, а разобраться в ней без огромной бутылки чего-нибудь крепкого не представлялось возможным. Памятуя о славных временах вместе с Europa 1400, никто не стал ругать сиквел. А вот аддоны Pirates of the European Seas и Venice уже получили свою порцию звездюлей. Сейчас же причитающееся получит и Renaissance – самое новое и, по совместительству, самое бестолковое дополнение для The Guild 2.
Сам себе коммерсант
В темном средневековье и в Венеции мы были, моря бороздили, пришла очередь эпохи ренессанса. Стараниями местных дизайнеров, Возрождение мало чем отличается от обыкновенных крестьянских будней. На выбор предлагается 18 однотипных сценариев. Чередуются лишь места действия – различные города западной Европы. Есть и Трансильвания, и Великобритания, и Германия, и Франция. Доступно четыре режима игры, знакомых по второй части и предыдущим дополнениям: Dynasty, Extinction, Time Limit и Mission. “Династия” – основное блюдо. Здесь мы получаем возможность не только выстроить свой бизнес, но и передать по наследству. Игра может длиться вплоть до 16 колена. Extinction – соревнование с AI (либо с реальными противниками, если отправиться в мультиплеер) на выбывание. С Time Limit итак все ясно по названию. Последний режим – Mission – представляет собой несколько вариантов заданий, что придает происходящему некоторую осмысленность. Первым делом необходимо выбрать внешность и пол персонажа, определиться с профессией, классом, вероисповеданием и прокачать определенные навыки. Класса в игре всего четыре: Patron, Craftsman, Scholar и Rogue. Patron ведет мирную жизнь, занимается поставками продуктов питания и разливает Эль в тавернах. Craftsman – будущий промышленник, не брезгующий почетными должностями. Scholar – местный интеллигент. Его призвание – церковь и госслужба. Последняя специализация – Rogue – обыкновенный авантюрист, вор и мошенник. Уровень персонажа растет как в заправской RPG. Только вместо массовых убийств орков и эльфов – возня с таблицами, поставками и пристальный контроль каждого аспекта собственного дела. Нововведений совсем мало. Renaissance никак не тянет на самостоятельное дополнение. Скорее на подборку контента для тех, кому не надоело. Несколько новых профессий (гробовщик, каменщик, артист, банкир, мельник и владелец фруктовой фермы), сценариев – вот и вся роскошь. Зарабатывать почетные звания стало намного сложнее. Теперь для этого необходимо либо некоторое время самому служить офицером в армии, либо регулярно засылать монарху рекрутов. Немного оживились карты. Отныне по игровому миру бродят дикие животные, пьяницы и попрошайки. Что действительно интересно, так это то, что параллельно всей этой экономике и политике в игре вовсю кипит наша другая – общественная жизнь. Здесь творится форменная The Sims: знакомства, подарки, ухаживания, поцелуи. Чтобы лет через 30 весь наш бизнес не отошел государству, обязательно нужно найти персонажу любящую жену. А тут уж недалеко до наследников. Жаль, что интересная задумка в который раз загублена бездарным дизайном и неудобным интерфейсом. Последний, увы, так и не изменился со времен сиквела. Любое, даже самое простое внутриигровое действие, требует колоссальной выдержки. Внешне Renaissance выглядит абсолютно так же, как оригинальная вторая “Гильдия” или любой аддон для нее. То есть по меркам середины 2010 достаточно слабо. Человечки не только откровенно уродливо смоделированы, но и анимированы просто чудовищно. Камера хоть и позволяет в деталях рассматривать ландшафт и постройки, делать этого не советуем. Внизу лишь мутные текстуры, квадратные пеньки и бутафорские деревья. Все из старого доброго 2006-го. Саундтрек разработчики слегка освежили, что можно было не делать. Старые композиции нам играть не мешал, а новые ничем не лучше. Одни типичные мелодии на трубах и дудках превратились в другие типичнее мелодии на трубах и дудках. Налицо нерациональное использование средств так, где действительно можно было сэкономить и, например, заказать нормальную анимацию.
За гранью разумного
В свое время оригинальной The Guild 2 отечественная журналистика простила слишком многое: и бесчисленные технические недоработки, и ужасный интерфейс, и далеко не самый увлекательный геймплей. А, главное, то, что игра оказалась откровенно слабой, хоть и достаточно оригинальной и редкой для индустрии. Рецензии, как правило, заканчивались словами вроде “Если разработчики оперативно наштампуют правильных патчей и сделают добротный аддон, то сиквелу «Гильдии» обеспечены популярность и признание”. Как показало время, оптимизм был абсолютно неуместен. Патчей, конечно, немцы наштамповали, но ситуацию они кардинально не изменили. Приличных дополнений не было вовсе. Pirates of the European Seas и Venice оказались лишь скромными сборниками контента, а Renaissance – вообще венцом наглости и паразитизма. За 4 года создатели так и не соизволили (или просто силенок не хватило?) сгладить углы, сделать свое детище более дружелюбным и красивым, придумать новые режимы или, быть может, связать происходящие каким-никаким сюжетом. Несмотря на заметные недостатки, The Sims 3: Ambitions на практике доказала, что заниматься рутинными делами может быть вполне себе интересно. The Guild 2: Renaissance показала строго обратную сторону медали. Жизнь типичного предпринимателя эпохи ренессанса на редкость уныла и безрадостна. P.S. На официальном форуме игры уже появился опрос “Какой вы видите третью часть The Guild?”. Кажется, продолжение неминуемо. Хочется верить, что разработчики сделают правильные выводы и направят силы не на штамповку новых профессий и домиков, а на глубокую переработку концепции.