Если рассматривать последние проекты именитой студии Raven Software, к каждому из них можно без зазрения совести прилепить столь любимый игрожурналистами ярлык "крепкий середняк" с приставкой "очень". У Singularity были все шансы не пополнить этот ряд - ведь, в отличие от тех же Quake 4, Wolfenstein и X-Men Origins: Wolverine, разработчики оснастили ее действительно серьезным козырем - редкой возможностью управлять временем, доселе толково не реализованную ни в одном шутере. Однако даже такие опытнейшие игроделы, коими являются Raven Software, не смогли показать индустрии, какой дожна быть обозначенная фишка. Назад в будущее, вперед в прошлое
Сценарий Singularity основательно поболтает игрока между 2010-ым и 1955-ым годами. Главный герой - капитан Нейт Ренко - по боевому заданию, связанному со странным крушением американского спутника-шпиона, прилетает в наши дни на остров с названием, будете смеяться, Каторга-12, что близ Камчатки. Внезапно (!) происходит выброс - и вертолет капитана грохается на явно недружелюбную землю. И понеслось. Иначе и не скажешь, ведь при своей кажущейся поначалу простоте сюжет Singularity довольно запутан и поэтому любопытен. Вот в 1955-ом Ренко спасает какого-то усатого мужика - и в настоящем антуражи Каторги-12 несколько меняются: к примеру, вместо бюстов Иосифа Виссарионовича стоят памятники тому самому усатому мужику. Вот Нейт выручает в середине двадцатого века очкастого ученого, носящего фамилию Барисов (это не ошибка и не опечатка), - и в 2010-ом этот самый Барисов оказывает нашему герою посильную помощь в борьбе с усатым мужиком. Скачки во времени, как поясняет сторилайн, не случайны. Дело в том, что когда-то давно на Каторге-12 был обнаружен расчудесный минерал Е99. Советские ученые, что называется, не отходя от кассы отгрохали для исследования свежеоткрытого вещества на острове целый комплекс, на котором при загадочных обстоятельствах в 1955-ом случается роковой "бада-бум". Находящиеся на территории Каторги-12 люди вследствие катастрофы частично поглибли, а частично превратились в разномастных мутантов, готовых изрядно потрепать нашему бравому капитану его стальные нервишки. Вообще, историю Singularity достаточно непросто не только описывать, но и обрабатывать в голове в процессе прохождения: временные парадоксы, прыжки из 2010-го в 1955-ый и обратно и вагон причинно-следственных связей сплелись в ней в тугой клубок. Аудиозаписи, ролики и записки живших на острове "камрадов" (привет, BioShock и You Are Empty!) понимание сторилайна немного облегчают, но сценаристы регулярно подкидывают игроку новые сюжетные витки - и для правильного восприятия событийных цепочек нужно быть внимательным. А еще создатели Singularity не поскупились на концовки: их в игре три штуки, причем все финалы не шибко позитивные, по крайней мере, с точки зрения антисоветчиков. Возможно, вы уже догадались, что раз в Singularity есть русские (точнее - советские граждане), вряд ли обошлось без "клюквы". Действительно - не обошлось. Во время прохождения русскоговорящий игрок обязательно расплывется в улыбке не раз и не два. Советские солдаты с диким акцентом невпопад выкрикивают различные фразочки, хвала богам, хоть более-менее адекватные. Ролики и плакаты напичканы классическим эсэсэсэровским пафосом - вплоть до "Слава КПСС!". Надписи на стенах, ящиках и т.п. периодически умиляют своим идиотизмом. Да тот же упомянутый Барисов чего стоит. Зато однозначно разработчикам удался дизайн, обеспечивающий вкупе с приличным звуком добрую половину притягательной атмосферы игры. Пускай графическая оболочка Singularity застряла примерно на уровне Wolfenstein (последнего, конечно же), шляние по Каторге-12 доставляет немало эстетического удовольствия. Старость - не радость
К сожалению, обещанное баловство со временем - собственно, единственный момент, который заочно привлекал к Singularity столь солидное внимание общественности - оказалось чуть ли не фикцией. Управлять четвертым измерением можно, по сути, всего двумя способами. Первый - замедление времени в небольшой области; пригодится это для того, чтобы безболезненно пробираться через огромные вентиляторы, "замораживать" недружелюбных товарищей и защищаться от посягательств на собственную жизнь. Второй же даже всамделишным управлением назвать сложно - так, подвид интерактивности: герой всего-то умеет старить вражеских солдафонов (кроме элитного спецназа, защищенного от воздействия E99), мгновенно рассыпающихся под влиянием "чар" в труху, и перематывать возраст в обе стороны для строго определенных левел-дизайнерами объектов. На последнем пункте и завязано большинство здешних логических задачек. Например, моментально "вырастили" стремного вида представителя фауны Каторги-12 - и перелезли по нему через какое-нибудь заграждение. Или восстановили (как вариант - вернули из прошлого) сгнивший за полвека ящик - и стянули из него парочку аптечек или упаковку боеприпасов. Иногда, правда, все немного более занятно: допустим, состарили новенький контейнер, подсунули его под приоткрытый ролет, затем вернули коробке прежний вид - и можете проползать через увеличившуюся щель. Кроме того, протагонист обладает еще несколькими суперспособностями, никак не связанными с четвертым измерением. Во-первых, это телекинез, с помощью которого весьма удобно швырять в супостатов бочками с горючим и баллонами с жидким азотом. Во-вторых - силовой удар, позволяющий смачно пинать гадов, вторгнувшихся в личное пространство героя, и сбивать спесь с монстров, обученных ненадолго "пропадать" в пространстве. Кроме перечисленных умений, имеется пара других, вроде вызова помогающих сориентироваться "хроноследов", но они так явно притянуты за уши и никчемны, что уделять им внимание, в общем-то, не стоит. Впрочем, все не настолько печально, как вам может показаться. По крайней мере, когда, к примеру, Ренко легкими движениями руки восстанавливает из обломков здоровенный вагон, искренне хочется быть к Singularity по-доброму снисходительным - выглядят подобные процессы захватывающе. Зато особой эффектностью не отличается здешняя боевка. Никакой изюминки в шутинге Singularity нет - без малого обыкновенная пальба, и даже в регулярном применении сверхспособностей в ходе потасовок отыскать не надуманный смысл вряд ли получится. Исключение - упомянутые выше "исчезающие" монстры, а также гадкие жуки-суицидники - как ни смешно, наверное, самая серьезная среди местного бестиария угроза: бегают толпами и быстро, а здоровья снимают ох как немало. Причин довольно бедного экшена, как нам видится, ровно две. Первая - искусственный интеллект: чаще всего все, что могут показать противники, сводится к тупой атаке в лоб. Вторая - дисбаланс по части вооружения. Когда Ренко присвоит себе шестиствольный пулемет, надобность в использовании других пушек почти полностью отпадет. Ну, разве что порой эффективнее будет задействовать снайперскую винтовку и дробовик, а чисто для саморазвлечения - любопытный, но редко встречающийся на пути ствол с управляемыми зарядами. К тому же арсенал можно апгрейдить в специальных терминалах - и после пары пойнтов, потраченных на улучшение того же пулемета или даже штурмовой винтовки, сразу становится ясно, кто на Каторге-12 хозяин. Модернизировать позволяется и Time Manipulation Device - собственно, ту самую штукенцию, которая наделяет нашего капитана сверхспособностями, а также непосредственно Ренко - но на геймплей эти плюшки ощутимого влияния не оказывают. Но вот же парадокс: в Singularity почему-то весьма увлекательно играть, просидеть за ней легко можно каких-нибудь пять, а то и больше часов кряду. Возможно, ребята из Raven Software сварганили и не самую вкусную сборную солянку из, по большому счету, чужих идей, но пахнет она отнюдь не фекалиями, как это частенько бывает в случаях с другими разработчиками, широко практикующими заимствования. Очень крепкий середняк, дубль N
Singularity - это своеобразная каша, в которой вы без труда распознаете и BioShock 2, и Half-Life 2, и TimeShift, и еще черт знает что, но каша почти без комочков. Пускай разработчики и немного слукавили, наобещав кучу возможностей игры с четвертым измерением, но, рецензируя их новое детище, включать стервозного привереду нет ни малейшего желания. И свою оценку, которую никак нельзя назвать низкой, Singularity, несмотря на описанные выше недостатки, полностью заслуживает.