У современной игровой индустрии законы суровые: если шутер, то обязательно с ролевыми элементами, если гонки, то ещё и с возможностью пострелять и побродить, ну а если стратегия, то вышеперечисленный винегрет необходимо собирать весь вместе. Мы, конечно, утрируем, но иногда, знаете, хочется чего-нибудь незамысловатого, зубодробительного, для расслабления. Чтобы просто засесть на вечерок, отстрелять добрую тысячу и получить удовольствие. Вот 17 лет назад достаточно известный на то время Alien Breed предлагал простейшую концепцию: есть герой, есть автомат, есть полчище врагов. Приказано - уничтожить; и больше никаких хитростей. И как, чёрт возьми, увлекательно было!
Смесь Рузвельта с Аденауэром
Alien Breed: Evolution - римейк упомянутой игры. Причём от той же студии - британской Team17 Software. В роли Теодора Конрада, техника космического судна "Леопольд", нам предстоит очистить родное место работы от невесть откуда взявшихся насекомообразных инопланетян. Минимум сюжета, вид сверху, прямолинейный аркадный геймплей - всё как во времена, когда травка была зеленее. Правда, и отменная трёхмерная картинка на движке Unreal Engine - не иначе как обязательство перед молодой аудиторией. Впрочем, и получаса не понадобится, чтобы распознать главную ошибку разработчиков. Вместо того чтобы накормить нас развесёлым мясом, Team17 поставили перед собой иную задачу - напугать. Монстры не лезут изо всех щелей, их количество не исчисляется шестизначными числами, наоборот, нападают они небольшими группками, "неожиданно". Зачастую вылезают из каких-то непонятных дыр, в которые впоследствии ни упасть, ни залезть нельзя. Говорить о каком-то страхе не приходится: быть может, на расстоянии вытянутой ноги саранча и выглядит жутко, но камера жёстко привязана по верху и приблизить себя не позволяет. Разумеется, с высоты птичьего полёта (ну или чуть меньше) и младенцы осмелеют. Так что страдающие арахно- или как её там фобией могут преспокойно садиться за Alien Breed - не испугаетесь. Плюс ко всему не пройдёт трюк и с эффектом неожиданности: в правом углу притаился радар, который заблаговременно оповещает о приближении противников. Ну и кого вы с радаром собирались испугать, господа девелоперы? Враги разнообразием не блещут: всего парочка особей, сильно не отличающихся между собой ни здоровьем, ни размерами, ни внешним видом. Для ликвидации отдельного чудища не нужно выдумывать никакую тактику, рецепт убийства один - стрельба без разбору. А что мешало подкидывать каждые десять минут по новой твари? Фантазировать то в этом направлении можно сколько угодно. Оружия в нашем распоряжении немного - 6 экземпляров. Находит их Конрад постепенно, на протяжении кампании посреди бескрайних просторов корабля, а вот патроны к ним покупаются на специальных терминалах. Здесь же происходит сохранение и производятся улучшения. Последние, к слову, обладают странным свойством - к каждой "пушке" доступно только три модернизации, но воспользоваться можно лишь одной. Покупка же другого улучшения автоматически означает замену предыдущего. Учитывая, что стоят они не так уж и дорого, то заинтересует нас только самое лучшее - увеличение мощности, - в других смысла вообще нет. Набор оружия весьма стандартен: разрывной пулемёт, огнемёт, дробовик, автомат и ионная пушка - мощная, однако практически бесполезная погремушка. Среди перечня выделим лишь лазерную винтовку, главной особенностью которой является то, что выстрелы её отражаются от стен и могут поразить несколько противников за раз.
Alien Бред
Цель в каждом уровне одна - сбежать на лифте в следующую часть корабля. Спокойно по транспорту передвигаться невозможно, и мешают не столько гигантские тараканы, сколько то тут, то там закрытые двери. Чтобы отпереть их, нужно постоянно активировать какие-то модули, перезагружать системы и тому подобное. Просто идти прямо и палить во всё и вся не получится, а жаль - такие вот излишние мытарства от открытых дверей к закрытым сильно сказались на темпе происходящего. Иногда, конечно, попадаются довольно интересные экстремальные моменты: например, пробежка в вакууме на фоне разрушающегося корабля или кросс от громадного пуленепробиваемого жука, но в основном недолгих 3-4 потраченных на прохождение часа придётся искать нужные генераторы и ключ-карты. Добавьте сюда поистине огромный размер некоторых уровней и тот факт, что прохаживаться частенько доведётся по одним и тем же местам. Тем не менее, главным недостатком игры всё же обозначим излишнюю простоту. Даже не высшем уровне сложности Alien Breed не заставит порядком попотеть: покупайте вовремя боеприпасы, пользуйтесь нормальными "пушками", стрейфьтесь периодически и особых проблем не возникнет. А ведь от игр подобного рода как раз требуют ядрёной сложности, орд врагов и смертей главгероя с криками: "А... Эти твари меня сожрали!". Но не вышло. Team17 следовало то ли совсем упрощать проект, выкинуть к тараканьей матери все эти активации модулей, или уже делать более нашпигованную механику - ввести опыт, прокачку персонажа, быть может, маломальскую нелинейность. Ещё удручила однообразность локаций - нет, мы, само собой, понимаем, что таковы требования скромного сценария, но глаза ведь устают от бесконечных тёмных коридоров одного и того же космического корабля. Даже последний уровень, действие которого разворачивается на полностью поражённом алиенами космолёте (всюду "разбросаны" мерзкие коконы и слизь) не оставляет ровным счётом никаких эмоций - дизайнерам явно не хватило таланта.
*** "Alien Breed 2: Assault coming soon" - такой надписью заканчивается одиночная кампания. Ну что ж, тогда ждём. Ждём побольше монстров, побольше разнообразных карт, драйва, каких-либо умений и нормального кооперативного прохождения. Того же, что есть на данный момент, недостаточно для успеха в наше время, и дело тут совершенно не в простом как мозг колорадского жука устройстве игры.