При попытке завести разговор о Mount & Blade: Warband даже самые опытные геймеры часто отводят глаза и шустро перескакивают на другие темы. Одни не играли в оригинал, другие просто понимают, что беседа может затянуться часика на три. Дело в том, что старомодные мамонты вроде Mount & Blade, обычно, интересны лишь относительно узкой прослойке хардкорных игроков, трем калекам из сотни. Наверное, именно поэтому детище турецкой студии TaleWorlds в свое время снизошло до геймеров без пафоса, десятков рекламных видеороликов и даже без громких пресс-релизов. Пучок скромных скриншотов, да несколько ни к чему не обязывающих видеороликов – все, чем мог похвастаться проект. Тем не менее, Mount & Blade удалось стать одной из самых знаковых игрушек 2008 года (в своей нише, разумеется). Симулятор странствующего средневекового рыцаря пришелся по вкусу как раз той самой узкой прослойке геймеров, которая давно сидела без пищи для ума. Несмотря на очевидные плюсы, игра, увы, была далека от идеала: сильно хромала графика, интерфейс отбивал самое искреннее желание знакомиться, сценарий исключал намеки на глобальные цели. Дополнение заставило себя ждать полтора года. И все это время фанатское сообщество лелеяло наивные надежды на серьезные изменения как в игровом процессе, так и во внешнем виде Mount & Blade. Чуда не случилась. Добавка под названием Warband слегка расширяет оригинал, привносит приятные мелочи, но не более того.
Что нового?
Mount & Blade начинается с создания персонажа. Здесь ничего нового. Выбираем предысторию, корректируем внешность, вдумчиво раскидываем очки атрибутов, умений и навыков. Несмотря на традиционно бесчеловечный интерфейс, разобраться в нескольких окошках довольно просто. Напоследок выбираем локацию, с которой начнется наше путешествие (это может быть любой район Кальрадии) и, собственно, стартуем. Итак, по первым впечатлениям игрушка напоминает знаменитых “Корсаров” – изначально герой абсолютно ничего собой не представляет, в лицо дует пьянящий ветер свободы и где-то далеко маячит богатство и процветание. Вместо кораблей – лошади, вместо Карибских островов – среднеевропейские просторы. Проходит несколько часов, затем суток, а потом и дней – ничего не меняется. Именно благодаря необъятности и почти безграничным возможностям многие в свое время запомнили оригинальную Mount & Blade. К счастью, все это разработчики бережно перенесли и в Warband и добавили в полюбившуюся многим “песочницу” кое-что новое. Пожалуй, самое заметное нововведение – появление на старой карте еще одного государства – Сарранидского султаната, напоминающего средневековые арабские халифаты. Вместе с султанатом в игре появилось немыслимое количество восточного оружия, наемников и обновленные пейзажи. Взаимоотношения с соседями по глобальной карте нешуточно усложнились. Отныне наш герой не просто прислуживает титулованным лордам страны, но и сам может стать повелителем всея Кальрадии. Вдобавок, теперь можно заключать военные союзы, что несколько облегчает приватизацию окрестных земель. Если силой взять заветный кусок страны не выходит, можно подсуетиться и грамотно жениться на местной принцессе. Немного изменилась боевая система. Не совсем в лучшую сторону. Например, орудовать оружием ближнего боя стало гораздо сложнее – разработчики что-то перемудрили с физикой. Зато появились новый архиполезный прием – мощный пинок рыцарским сапогом. После столь мощной психологической атаки смущенная и обескураженная жертва моментально теряет бдительность и пропускает удар за ударом. Арсенал пополнился огромным количеством оружия: от огромных боевых молотков до двуручных мечей и арбалетов.
Человеческий фактор
Никуда не делась привычная внутриигровая энциклопедия. Здесь в любой удобный момент можно почитать о титулованных личностях, населяющих карту, о замках и поселениях и основных принципах ведения экономики, политики и боевых действий. Не сказать, что сведения особенно обширны и интересны, но кое-какую полезную информацию перед сражениями с реальными противниками почерпнуть отсюда можно. И вот мы постепенно подошли к одному из самых долгожданных нововведений Warband – к мультиплееру. От многопользовательского режима (от “долгожданного многопользовательского режима Mount & Blade”!) мы, признаться честно, ждали гораздо большего. В голове рисовались картинки диковинного симбиоза “Корсаров”, “Цивилизации” и Stronghold. На деле все оказалось гораздо проще. Никаких тебе захватов территорий и обустройства замков. Все, чем может похвастаться Warband – восемь однообразных режимов в стиле сетевых экшенов вроде Counter-Strike и Unreal Tournament. О Deathmatch и Team Deathmatch, думается, рассказывать нет смысла. Безумные побоища, точки респауна – классика неизменна. Battle – практически тот же Team Deathmatch, только без точек возрождения до конца матча. Master of the Field чуть интереснее. Игроки делятся на две команды – на атакующих и на обороняющихся. Задача первых – разломать две вражеские катапульты, вторых, как не сложно догадаться, - защитить орудия. Fight and Destroy и Capture the Flag – привычные забавы со флагом. Assault – битва за контрольные точки а-ля Battlefield. Последний и самый интересный режим – Siege. Осада замка, с учетом любопытной боевой системы Mount & Blade, оказалась довольно увлекательным занятием. Найти сервер для игры можно в любое время дня и ночи, причем, часто российский с адекватными людьми и маленьким пингом. Не зря ведь Mount & Blade особенно популярна на территориях постсоветских стран. По наследству от оригинала Warband достался слегка модифицированный движок, уходящий корнями в очень дремучее и голодное прошлое компании TaleWorlds. Картинка не только далека от современного понятия “качественная графика” – она архаична. И это несмотря на HDR, смену “глубины резкости” и вездесущий “бамп”. Всюду острая нехватка полигонов на метр игрового пространства, замыленные текстуры и нелепые спецэффекты (хотя и таковых совсем немного). На глобальной карте все это безобразие не так заметно, но стоит только чуток приблизить камеру к земле, как недостатки выпирают наружу: на угловатых человечков и убогие замки нельзя смотреть без слез. И это несмотря на то, что Mount & Blade совсем не та игра, где важна красивая картинка. Зато турки полностью переработали анимацию. Воины теперь двигаются куда естественнее и правдоподобнее. И на том спасибо.
На любителя
И все-таки Mount & Blade: Warband хороша. Даже спустя почти полтора года после релиза оригинала и сотни дополнений старый игровой процесс, поставленный на малость обновленные технологические и идейные рельсы, выглядит молодцом и захватывает на долгие месяцы вперед. Вот только новые технологические и идейные рельсы, простите за тавтологию, могли бы быть потехнологичнее и, соответственно, поидейнее. Да и геймплею не помешало бы стать немного дружелюбнее к новичкам. Однако разработчики ограничились лишь доведением до ума той самой всеми любимой Mount & Blade, которой профильные журналы и сайты пели дифирамбы совсем недавно. И, в общем-то, они правы, ведь перед нами всего лишь аддон. Играть в Warband, вероятнее всего, будут в основном любители оригинала, да те, кто ностальгирует по игрушкам в стиле Sid Meier's Pirates!, “Космических Рейнджеров” и “Корсаров” – у них просто нет достойной альтернативы. Скажем больше: у них вообще нет никакой альтернативы. Широким же геймерским массам, привыкшим к динамичности всяких GTA, Mass Effect и, простите, Call of Duty, вряд ли понравится перегруженный интерфейс, многочасовые свидания с таблицами дипломатии и попытки сколотить собственное суверенное государство.