Студия Bizarre Creations, знаменитая в первую очередь благодаря замечательной гоночной серии Project Gotham Racing, в последние годы на автосимуляторы, что называется, подзабила. До совсем недавнего времени самыми свежими "покатушками" за ее авторством был почти образцово-показательный PGR4 для Xbox 360, вышедший еще в 2007-ом. Зато с тех пор успели появиться на свет средненький шутер The Club и несколько пополнений в аркадной линейке Geometry Wars. Объяснение этому вполне простое: во все том же 2007-ом Bizarre Creations "сбежала" от Microsoft к Activision, оставив права на разработку игр под маркой PGR "мелкомягким". Но, видимо, осознавая свои некислые способности в сфере рейсингостроения, долго куковать без автосимуляторов студия не собиралась и состряпала новую гоночную интеллектуальную собственность, названную Blur. Наверное, чуть ли не каждый почитатель "ездилок" и игрожурналист, специализирующийся на соответствующем жанре, хоть раз сопоставил Blur со Split/Second еще до релиза обоих этих проектов. И, надо сказать, небезосновательно. Во-первых, Blur и Split/Second - почти одновременно появившиеся на прилавках представители довольно редкого вида "по-настоящему аркадный автосимулятор", что уже само по себе обрекло детища Bizarre Creations и Black Rock Studios на постоянные сравнения. Во-вторых, несмотря на заметно различающиеся списки фишек, у Blur и Split/Second намного больше общего, чем может показаться после прочтения этих самых списков и просмотра видеороликов и скриншотов. It wasn't easy
Начнем с того, что Blur тоже минимально косит под телешоу (новая мода?). Никаких затравок в духе "Next on..." и строгого разделения на эпизоды, правда, нет - но при очередном запуске игры вам предложат просмотреть "Previously on Blur", что, как говорится, симптоматично. Плюс, в ненавязчивой форме есть и серийность, причем в конце каждого "выпуска" вас ожидает дуэль с "боссом". В плане течения самой игры у Blur ровно те же проблемы, что и у Split/Second. Сначала попадать на верхнюю ступеньку пьедестала почета даже слишком просто - практически все заезды можно выиграть с первой попытки. Но примерно на пятой-шестой серии "Карьеры" Blur резко срывается в хардкорность. Третье место, конечно, занять не шибко сложно, однако с одними только бронзовыми медальками до титров не доедешь. Дело в том, что, как и в Split/Second, для продвижения по эпизодам требуется набирать энное количество баллов - "Lights", как они здесь называются. Награждается игрок следующим образом: за "золото" выдается пять "Огоньков", за "серебро" - четыре, за "бронзу" - три. Плюс, в каждом заезде есть возможность заработать парочку бонусных баллов - нужно завоевать определенного размера толпу фанатов (читай - очков), что достигается с помощью всяческих дрифтов и прочих зрелищных выкрутасов, и/или аккуратно прокатиться через ряд эдаких "ворот". Таким образом, если вы финишировали третьим, но выполнили оба "побочных квеста", результат будет таким же, как если бы вы заняли первую позицию, не заморачиваясь по поводу дополнительных плюшек. Из такой системы вытекает некоторый дисбаланс, который ощущается все сильнее по мере приближения к последней "серии". Взять вот режим "Destruction", в котором от вас требуется потрепать или - в идеале - уничтожить как можно больше четырехколесного "мяса", пока на таймере не загорятся нули. За каждого отправленного на свалку статиста вы получаете в подарок несколько драгоценных секунд, однако времени всегда совсем в обрез - тут уж не до фанатов с "воротами". Фактически, зачастую вскарабкаться на первое или второе место и при этом заработать два бонусных "Огонька" практически нереально. Однако куда более серьезный удар по балансу - так называемые "Fan Demands", т.е. "Запросы фанатов". Утолите зрительскую жажду зрелищ - увеличатся ряды поклонников. Чем больше поклонников - тем шире ассортимент доступных автомобилей, поэтому игнорировать "Fan Demands" вроде как не рекомендуется. Но. Зачастую фанатские запросы не только идут вразрез с вашим желанием оккупировать первую позицию, но и не могут быть удовлетворены без определенных сопутствующих обстоятельств. Ладно там еще какой-нибудь супердрифт изобразить - это можно сделать при любом раскладе, потеряв секунду-две. Но зрителям может приспичить, чтобы вы вот прямо сейчас сотворили что-нибудь нехорошее со своими соперниками. И их совершенно не колышет, что вы оторвались от ближайших конкурентов на сотню корпусов. Вот и выбирайте - или начхать на фанатов и дальше понестись к финишу, где вас уже ждет не дождется "золото", или притормозить, пропустить преследователей, а потом садануть по кому-нибудь из них запущенной вперед миной - исключительно ради увеселения зрителей. А ведь можете не успеть или промахнуться - тогда жертва временем и, возможно, медалькой покруче будет бессмысленной. Подобие фанатских запросов - требования местных "боссов". Только здесь все еще жестче. Какая-нибудь выхухоль может согласиться выйти с вами на дуэль только в том случае, если вы, например, выполнили пять "Fan Demands" в конкретном, причем далеко не самом легком заезде. И этого будет мало: извольте еще уничтожить в течение серии "стопицот" соперников и сделать хотя бы пару-тройку вот таких-то финтов ушами. Вот и может так получиться - вы выиграли абсолютно все заезды в эпизоде, набрали целый вагон "Огоньков", но приходится перезапускать уже пройденную (на "золото"!) трассу снова и снова, хоть до посинения - ради одного несчастного (но почти заоблачного) требования, чтобы сразиться-таки с зажравшимся "боссом". На "боссов", правда, можно наплевать с высокой колокольни, проехав мимо них к следующей серии, но все равно - бесит. Split/Second, на которую мы ругались за похожую схему, и то демократичнее. I got my head done when I was young
Однако, пожалуй, больше всего огорчает довольно скудная и какая-то непонятная фантазия разработчиков. Вместо того, чтобы дать игроку возможность, например, запустить в соперника большой-пребольшой ракетой или там гигантским диском для циркулярной пилы, они предлагают швыряться унылыми, стремного вида шарами, от поражения которыми оппоненты делают совсем не внушительное сальто, через пару мгновений приземляются и преспокойно продолжают ехать, лишь потеряв немного скорости и хитпойнтов. Вместо того, чтобы прицепить к автомобилям по какой-нибудь зенитке, в качестве мелкокалиберного оружия разработчики подсовывают, опять же, унылые, стремного вида "стрелы". Да и как-то не хочется верить, что вон та валяющаяся посреди дороги ерундовина - грозная мина. И даже перспектива организовать на дороге своеобразное электрополе не соблазняет. И тот факт, что многие подлянки можно устроить как по ходу движения, так и против, ситуацию не спасает. Словом, с "вооружением" (т.н. "Power Ups") в Blur тоскливо - сплошь или детский лепет, или банальщина. Весьма вероятно, что такой подход, равно как и, мягко говоря, не самая качественная модель разрушения, обусловлен тем, что местный автопарк состоит из лицензированных машин: вряд ли руководителям какого-нибудь Renault захочется видеть, как их Megane регулярно разносят в щепки убойными боеголовками. Но, признайтесь, не по фиг ли вам, будет в насквозь аркадной "ездилке" Nissan или там Nassin? Тем более если Nassin, скорее всего, разрешат эффектно превратить в кучу металлического лома с помощью здоровенной пушки. То-то же. С трассами тоже беда. Ничего концептуального: ну, Токио, ну, Лос-Анджелес, ну, Лондон - подумаешь. Вспомните легендарный аркадный рейсинг Re-Volt - примерно такой же безбашенности, веселухи и, главное, концептуальности нам хотелось бы от Blur, тем более что Blur и есть почти Re-Volt, только с большими, а не игрушечными машинами, а еще на порядок скучнее. Зато, безусловно, радует любопытно организованный мультиплеер, напичканный фишками из социальных сетей и предоставляющий прекрасную возможность брать на понт партнеров по режиму "Friend Challenges" ("Дружеские вызовы", то бишь) так, как вам заблагорассудится. When I feel heavy metal
Похвалили - теперь снова поругаем. На этот раз - за техническое исполнение. К визуализации - но не к дизайну! - и физике особо придираться не будем: Blur в этом отношении, в общем-то, сносный, хоть и заметно уступает Split/Second (кстати, "обойма" с "Power Ups" прилеплена к заднему бамперу - ничего не напоминает?). Но, опять же, как и в творении Black Rock, с саундтреком, без которого невозможно представить себе добротный современный ресинг, здесь все ужасно. И даже еще хуже. Пара-тройка безобразных, невнятных, ни разу не драйвовых электронных композиций - вот все, из чего состоит музыкальное оформление Blur. Стыд и позор. Кинематографичной камеры, как в Split/Second, в детище Bizarre Creations нет, поэтому вся игровая динамика - в отсутствии побочных средств для ее создания - вытекает только из непосредственно гонки. Pleased to meet you
Несмотря на то, что почти весь обзор мы старательно брюзжали и ворчали, Blur - вовсе не плохая игра. Да, местами она жутко напоминает Need for Speed: Underground, только с "Power Ups" и без тюнинга, что в данном случае не есть комплимент. Да, ей не хватает кинематографичности, разнообразия режимов, драйва, концептуальности и, определенно, той шикарной отмороженности, которая была в Re-Volt. Словом, много чего не хватает. Однако потратить один-два вечера на Blur совсем не зазорно, особенно на нынешнем безрыбье в жанре. Что ж, как вы можете заключить уже хотя бы исходя из оценок, Split/Second, по нашему мнению, обогнала своего конкурента от Bizarre Creations. Ненамного - буквально на корпус, - но обогнала. P.S. Не удивляйтесь подзаголовкам: их автор данного материала "повыдергивал" из знаменитой композиции "Song 2" за авторством коллектива - ну конечно же - Blur.