Tom Clancy's Splinter Cell: Conviction - Месть Трехглазого
Месть Трехглазого
Прочтите парочку анонсов Splinter Cell: Conviction трехгодовалой давности - и сразу же зарубите себе на носу: почти все написанное в этих превью уже вышедшей игре соответствует крайне слабо. Никакого "социального стелса". Никаких кулачных боев. Никаких стульев в качестве оружия. И вообще, Conviction - это не совсем тот Splinter Cell, который все мы знаем. Этим он наверняка страшно не понравится большинству фанатов Сэма "У-Меня-Три-Зеленых-Глаза" Фишера, зато придется по душе тем, кто считает, что полчаса отсиживаться в тени и ползать на карачках ради убийства одного рядового задохлика - удел трусов и фриков. Впрочем, лучше проигнорировать вопли недовольных фанатов, рьяно проклинающих Ubisoft Montreal за то, что, мол, в новой части культовой серии больше экшена без приставки "стелс", чем с ней. На самом деле Conviction - очень демократичная игра: хотите - будет вам почти старый добрый Splinter Cell с прятками и всем прилагающимся, хотите - будет вам привычная стрелялка с укрытиями вроде Gears of War. Но в любом случае, если абстрагироваться от прошлых проектов линейки и восьмилетней привязки к жанру "stealth action", Conviction - весьма неплохая игра. Стелс по желанию
За весь сингл вас именно вынудят быть тише воды, ниже травы буквально в паре миссий - ну, там мимо видеокамер наблюдения прокрасться и троицу вражеских шнырей незаметно присмирить. В остальное время разрешается шалить, дебоширить и устраивать откровенную бойню с потоками свинца и разрывных гранат. Оружие с глушителем при этом использовать совершенно необязательно - сгодится любая штурмовая винтовка или дробовик, так не только громче, но и веселее. Тем более что, если Сэма засекли, можно просто аккуратно сменить укрытие - на месте обнаружения нашего Альтер эго нарисуется эдакий призрак, на который супостаты будут охотиться до посинения, точнее, до следующего попадания Фишера в их поле зрения или их собственной смерти. К агрессивному прохождению несколько располагает и возможность прокачивать пушки; на апгрейды расходуются очки, выдаваемые за различные мини-достижения. Понятное дело, что, когда в руках оказывается автомат, ну, или даже пистолет с заметно улучшенными убойностью и точностью, мотивация быть скрытным поддерживается разве что игровым азартом. К тому же модных шпионских спецсредств, не считая, конечно, гранат, немного - и даже знаменитая "трехглазая" чудо-маска, теперь позволяющая видеть жертв сквозь препятствия, выдается лишь под конец, а реальный смысл использовать ее присутствует буквально в двух-трех ситуациях. Но при желании можно заставить Трехглазого карабкаться по водосточным трубам, лазать по карнизам, разбивать источники света, заглядывать под двери с помощью зеркальца и тщательно устранять противников а-ля профессиональный кемпер. Или не устранять: дезориентировали гадов, к примеру, флэш- или EMP-гранатой и оперативно прошмыгнули прямо перед их носами. Возможна и расправа в рукопашную - для этого нужно всего лишь подвести Сэма вплотную к врагу и нажать одну-единственную кнопочку. После этой процедуры, правда, Conviction все равно вежливо подтолкнет вас к "мясу". В качестве бонуса за "нежную" ликвидацию активируется разрекламированная разработчиками способность "Mark and Execute", позволяющая отметить галочками несколько (количество зависит от соответствующей характеристики оружия) противников, чтобы потом, опять же, нажатием одной-единственной кнопочки раздать каждому из них по хедшоту. При всем названном, впрочем, не подумайте, что Conviction - легкая игра. Сложность и так вполне приемлемая (а попробуйте-ка выставить максимальную!), а ближе к финалу придется изрядно поднапрячься, вне зависимости от выбранного вами стиля прохождения. Вражин много - бывает, численность отрядов достигает десятка. Да и искусственный интеллект не так уж плох: болванчики прячутся за укрытиями, предпринимают попытки взять Сэма в кольцо, вызывают подкрепление и при этом недурственно стреляют и с завидной точностью швыряются гранатами. Но порой ИИ здорово забавляет. Вот Фишер "снял" какого-нибудь товарища - к трупу подбегает еще одна потенциальная мишень, пафосно заявляет, что отомстит за павшего друга, и, разумеется, получает пулю в лоб. Вскоре над уже парочкой остывающих тушек третий супостат клянется наказать убийцу - и через мгновение отправляется вариться в смоле вместе со своими сослуживцами. Минута-другая - и аналогичным образом куча тел пополняется еще на несколько экземпляров. Как в кино
Утратив стелс "по принуждению", в Conviction серия обрела почти голливудскую кинематографичность. Теперь задания высвечиваются на поверхностях объектов окружения - на стенах, асфальте и т.п., к тому же вы в любой момент можете просто клацнуть по "Tab" - и надпись спроецируется там, куда наведен прицел. Кроме подсказок и целей, периодически таким же образом прокручиваются небольшие ролики. Смотрится невероятно стильно - такого, если не ошибаемся, в играх еще не было. Работают на кинематографичность и дергающаяся камера, и интерактивные элементы интерьера: валящаяся на толпу головорезов большущая хрустальная люстра - это не только громко, но и красиво. Или вот взять допросы. Фишер хватает "кое-что знающего" мужика за шею - а обо что и как его бить, решаете уже вы. Можно просто двинуть кулаком по наглой роже, но куда зрелищнее, например, стукнуть засранца головой об унитаз или клавиатуру пианино. Конечно, в The Punisher процедура допроса была реализована более интересно, но присутствие такого элемента в Splinter Cell - это что-то свеженькое. Да и сам Трехглазый в Conviction - уже не просто какой-то крутой шпион в навороченном костюме, а здоровенный мрачный дядька со щетиной, тяжеленным взглядом, одновременно грациозной и брутальной моторикой, а также подходящими причинами для того, чтобы разнести полпланеты. По-настоящему киношный герой, что тут ваш пресный Бонд. Портит всю эту малину разве что технический уровень картинки. Сработан новый Splinter Cell на третьем Unreal Engine, что, как вам известно, в наши дни чревато критикой. И даже порой колоссальное количество объектов в кадре - не объяснение тому, что ресурсы Conviction жрет почище Crysis. Зато с аудиочастью все не просто хорошо, а великолепно: мало того что звук с музыкой замечательные, так еще и Майкл Айронсайд, все эти годы бывший голосом Фишера, вновь согласился озвучить своего любимого персонажа. Как результат - рычит, хрипит и ворчит Сэм ну очень убедительно, аж мурашки по коже. EMP 'em all
Не поверите, но в Conviction все нормально даже со сценарием. Если помните, в Double Agent какой-то мудак сбивает насмерть дочурку Сэма, а сам Фишер прекращает сотрудничать с "Третьим эшелоном" и прекращает агентурную деятельность. Но так просто отделаться от прошлого не получилось. Пребывающего на Мальте Трехглазого вызванивает Анна "Грим" Гримсдоттир и грамотно манипулирует им, дразня информацией о Саре - той самой погибшей дочке. Фишер, ясное дело, моментально звереет - и понеслось... Conviction расставляет точки и залатывает дыры - из этой части вы узнаете, откуда такая незыблемая дружба между Сэмом и Виктором Косте, насколько подлец Том Рид, не зря ли был застрелен в Double Agent Ирвинг Ламберт и так далее. Ну и, естественно, приставка "Tom Clancy's" почти всегда означает, что рамках если не одной игры, то серии будут заговоры, предательства и покушение на американскую демократию. Вот и в Conviction организация "Черная стрела", разжившаяся гигантскими электромагнитными излучателями (английская аббревиатура - EMP), вознамерилась устроить государственный переворот. И ведь почти получилось: нам даже по обесточенному и покоцанному в результате запуска ЭМИ Вашингтону погулять дадут! Но, пожалуй, сюжет Conviction не интриговал бы настолько, насколько интригует, если бы не классно и вовремя поданные флешбеки и флешфорварды - до самого конца, к примеру, гадаешь, как Грим поступит с Фишером. А еще в свежем Splinter Cell, помимо сингла, есть довольно короткий, но весьма достойный сюжетный кооперативный режим, являющийся по отношению к Conviction приквелом. Что случилось с фигурирующей в нем парочкой агентов и зачем нам вообще о них рассказывают - узнате сами, не будем портить удовольствие спойлерами. Stealth is [not] dead
Возвратимся к вступлению. Если не зацикливаться на том, что Splinter Cell вроде как должен быть чистокровным стелс-экшеном, Conviction - действительно хорошая игра, сколько бы ни бесновались фанаты.