Dragon Age: Origins – Awakening – Как приручить драконов?
Как приручить драконов?
После выхода первой Fable многие начали всерьез думать, что время монструозных ролевых игр скоро уйдет безвозвратно, как, скажем, эпоха летающих ящериц и крокодилов размером с рейсовый автобус. И, действительно, жанр начал медленно двигаться в сторону простоты и широкой общественной доступности. Из интерфейса все чаще стали пропадать мудреные таблицы, остались в прошлом веке хитрые системы расчета опыта, в сражениях тактику и расчет постепенно вытеснили экшен и зрелищность. Если в середине 90-х годов прошлого века в RPG играли в основном те, кто проводил за компьютером по 25 часов в сутки, то в случае с той же Fable вполне достаточно было уделять игре по полчаса в день. Естественно, казуализация не могла продолжаться вечно, иначе из третьей Fallout наверняка получился бы глупый платформер, здравый смысл в итоге взял верх. В один прекрасный момент наиболее адекватные разработчики, наконец, перестали до невозможности упрощать свои проекты. Вместо этого они стали пробовать балансировать между классическими RPG и модными бесшабашными шутерами в духе Call of Duty и Gears of War. Успешнее всех нащупать тонкую грань получилось у коллектива канадской студии BioWare. Сначала была всенародно любимая Star Wars: Knights of the Old Republic, затем шикарная Mass Effect (недавно, кстати, вышел ее не менее шикарный сиквел) и, наконец, Dragon Age: Origins – первая игра от BioWare в жанре ”мрачного фэнтези” со времен первой части Neverwinter Nights. Совсем недавно в продажу поступило первое масштабное дополнение для Dragon Age под названием Awakening. На создание аддона разработчики потратили всего четыре с половиной месяца. Казалось бы, неужели в такие сжатые сроки можно сделать что-то приличное? Оказывается, можно. И даже очень приличное.
Послесловие
Часто после исчерпывающей концовки отличного фильма или игры остается необъяснимое ощущение недосказанности. Взять хоть “Властелина колец”: три длиннющие серии, полностью раскрытая история, счастливый и однозначный финал, казалось бы, что еще нужно? Оказывается, нужно. Сомневаемся, что хоть один поклонник Толкиена отказался бы от четвертой серии, рассказывающей о дальнейшей судьбе Фродо и Гэндальфа. Похожее ощущение у нас осталось после прошлогоднего 120-го марафона имени Dragon Age: Origins. Игра закончилась грандиозной победой добра над злом, но о дальнейшей судьбе королевства Ферелден до выхода Awakening фанаты могли лишь гадать. События дополнения разворачиваются спустя считанные дни после грандиозного финала оригинальной игры. Архидемон побежден, на троне восседает король Алистер, а наш герой назначен новым предводителем Серых Стражей, которому доверяется миссия по восстановлению древнего ордена. Правда, по законам жанра сия мирная миссия очень быстро превращается в очередной крестовый поход против остатков Порождений Тьмы. Силы зла побеждены, но недобиты. Вдобавок, уродцы научились общаться и сбиваться в организованные армии. Основная интрига игры – кто командует полчищами исчадий ада после изгнания Архидемона и что движет этими созданиями. Специально для нового расследования BioWare нарисовала новую обширную локацию – город Амаралтайн и его окрестности. Среди стандартных и давно привычных лесов, пещер и ветхих руин иногда попадаются весьма оригинальные декорации вроде побитого штормом побережья. Как несложно догадаться, на фоней всей этой красотищи постоянно материализуются кучи врагов, а иногда – драконы. Задания по-прежнему делятся на сюжетные и дополнительные. Первые продвигают игрока по рельсам сюжета (история Awakening довольно линейна), вторые позволяют разжиться шмотками, оружием и подкопить драгоценного опыта. По современной моде “Пробуждение” (привет, Mass Effect!) позволяет импортировать героя из оригинальной игры. И речь не только о внешности, но и об опыте, инвентаре и обмундировании. Тот, кто прошел оригинал и не стал спешить удалять сейвы, гарантированно получит на старте машину смерти 20-го уровня с полным рюкзаком легендарного оружия и целебных микстур. Тем, кто остался без сохранений придется чуть сложнее. После короткого турне (с обязательным посещением редактора внешности) Порождениям Тьмы будет противостоять “зеленый” новобранец первого уровня с весьма скромным набором начинающего Серого Стража. Сколько-нибудь заметных изменений в игровом процессе почти нет – они, откровенно говоря, не больно то и нужны: ролевая и боевая системы работаю четко, слаженно и без сбоев. Зато всяких приятных мелочей – великое множество. Новые харизматичные сопартийцы, множество новых рун, доспехов, оружия, прочей бижутерии и, главное, существенно расширенный арсенал умений и специализаций – что еще нужно для счастья? Не обошлось без обновок и в ассортименте врагов. Редкий вид оборотня, бронированный огр, жутковатые Детишки и их Мамочка – незамысловато, но со вкусом. Небольшой синяк на бархатном тельце Awakening – излишняя монотонность. До финальных титров герой и его команда стабильно занимаются одним и тем же: шатаются от персонажа к персонажу и часами напролет выслушивают, признаться честно, не самые лучшие диалоги. Сценарий прошлогодней Dragon Age в этом отношении был гораздо сильнее. Речь, повторимся, не об интригах, а смысловой нагрузке десятков страниц машинописного текста.
Друзья не продаются?
Возня с коллегами по отряду, как и в любом последнем проекте от BioWare, играет в Awakening важнейшую роль. Поссорится с партийцами очень просто, а вот заново завоевать потерянное уважение гораздо сложнее. После особенно обидной реплики в беседе недавний друг может запросто отправиться в бессрочное увольнение. Не хочется терять напарников? Тогда лучше не забывать дарить подарки. Скажем, тот же милый котенок способен коренным образом повлиять на взаимоотношения главного героя и шутника-мага. О графике и звуке рассказывать нет никакого смысла – движок и музыка достались Awakening от оригинальной Dragon Age: Origins. Достаточно сказать, что визуальный ряд и музыкальное сопровождение не претендуют на прорывы и гениальность, а просто отвечают самым высоким стандартам качества. Чего не скажешь о российской локализации. Голоса подобраны просто отвратительно, неточности и корявости в переводе встречаются чуть ли не в каждом мало-мальски длинном диалоге. Скажем, специальность Battlemage переведена как Маг-воин, что наглядно показывает профессионализм рыцарей англо-русского словаря и “ПРОМТ’a”.
Секрет фирмы
С 1995 года и по наши дни за разработчиками из гордой BioWare не значится ни одной осечки. Худшее, что канадцы когда-либо предлагали любителям RPG за последние пятнадцать лет – это, пожалуй, Jade Empire. Тут, правда, куда уместнее словосочетание “худшее из лучшего”. Сага о воинах Нефритовой империи хоть и получилась скучноватой, тем не менее, собрала в целом положительные отзывы игроков и прессы. Чего уж говорить о Baldur's Gate, Neverwinter Nights, Star Wars: Knights of the Old Republic, Mass Effect и, собственно, Dragon Age: Origins. Почти каждая из перечисленных игр стала эталоном качества, отхватив десятки наград, и помогла определиться жанру с направлением дальнейшего развития. Поначалу не совсем понятно как, но при внешней легкомысленности и миниатюрности Awakening умудряется увлекать не хуже знаменитых дополнений “старой школы” для Baldur's Gate и Neverwinter Nights. “Пробуждение”, во-первых, снова вдохнуло жизнь в одну из лучших игр 2009 года. Во-вторых, расширило и без того огромную вселенную со множеством уникальных персонажей и интригующих квестов. Пока создатели всяких Risen и Torchlight бились чугунной головой о гранитную стенку, слепо клонируя “Готику” и Diablo соответственно, BioWare скрупулезно разрабатывала рецептуру идеального аддона для почти идеальной игры. Перед нами не просто еще 20 часов мрачного фэнтезийного эпика с запоминающимися героями, эффектной картинкой и динамичными сражениями, а ЕЩЕ 20 ЧАСОВ настоящего интерактивного блокбастера, да еще и с изрядным количеством новых умений, талантов и врагов.