Убить всех диктаторов! "Без тебя - скучно.И с тобой - скучно.На тебе - скучно.И в тебе - скучно".Найк Борзов, композиция "Kingsize"
Sandbox-проекты - явление весьма занятное. Помнится, давным-давно геймеры пищали от экстаза, когда им преподносили первые шутеры с открытым миром - мол, хватит уже линейных стрелялок типа Half-Life, подавай нам полную свободу действий. Все играли до посинения в те же GTA3 и Mafia, например. И ведь было интересно! Но вот когда "песочницы" стали привычной и даже обыденной вещью, былой восторг сменился негодованием и ворчанием, мол, тоскливо, однообразно и вообще. Надо сказать, такие претензии справедливы по отношению к большинству sandbox-экшенов - мало у каких разработчиков в последние годы получилось состряпать по-настоящему интересный открытый мир, в котором есть чем себя развлечь. Вспоминается разве что вся из себя крутая GTA4 и напрочь отмороженный (этим и привлекательный) Prototype. В 2006-ом шведская девелоперская контора Avalanche Studios выпустила, как тогда жутко любили говорить, еще один GTA-клон под названием Just Cause. Очень красивый и очень скучный GTA-клон. В целом игра была принята тепло, но критики от души попинали разработчиков за очередную неудавшуюся попытку смастерить такую "песочницу", в которой игрок не засыпал бы после первых нескольких часов игры. Сейчас, когда появился сиквел Just Cause, можно сделать вывод: если Avalanche Studios на своих ошибках и учится, то это не очень-то и заметно. Поэтому и сегодня у нас есть все основания, чтобы от души попинать шведских игроделов. По прозвищу Малыш
Как и прежде, наш герой - Рико Родригес, суровый черноволосый мачо, вкалывающий на некое Управление, или, если хотите, Агентство. В первой части Just Cause, если помните, мы в шкуре этого товарища спасали мини-государство Сан-Эсперито от негодного диктатора по фамилии Мендоза. В сиквеле нам предстоит освободить еще один небольшой, но гордый народец от гнета еще одного подлого авторитарного режима. На этот раз Управление отправит Рико в Юго-Восточную Азию, в островное государство Панау, где ни в чем не повинных граждан терроризирует весьма неприятной внешности тип Пандак Панай по кличке Малыш, по слухам, убивший ради власти своего отца - бывшего президента некогда процветающей страны. Первостепенная задача мистера Родригеса - организовать масштабную революцию и доходчиво объяснить тирану, что в наши демократические времена от диктаторских замашек обычно отучают жесткими санкциями, а если это не помогает - то грубой силой. А силенок у несокрушимого Рико хоть на десять авторитарных режимов хватит, вы уж не сомневайтесь. Кроме того, в стройных рядах Управления нарисовался перебежчик, причем не какая-нибудь жалкая шестерка, а сам Том Шелдон - бывший, как уже получается, босс и наставник Родригеса. И теперь предатель повадился с тиранами дружить - набрал в чемоданы денег да пригрелся на волосатой груди Пандака, чтоб на награбленное добро до конца своих дней пузо под тропическим солнышком жарить и по местным кабакам кутить. Так как Шелдон, понятное дело, мастер "шифроваться", а у пока еще действующего президента Панау - здоровенная свора верных головорезов, атака в лоб явно обречена на провал. Поэтому вскоре после прибытия на Панау Рико, зачем-то представляясь всем Скорпионом, знакомится с местными группировками "несогласных", чтобы завоевать их лояльность, а уже с помощью этой лояльности очистить остров от следов правления нахального Малыша и разнюхать местоположение крысы Шелдона. Короче, вместо сюжета - та же пресная и никому не нужная бредятина, что и четыре года назад, с минимальными оговорками. Но это не так печально по сравнению с тем фактом, что сиквел в полной мере унаследовал самые серьезные недостатки оригинала, которые в свое время и помешали тому стать классной игрой. Грусть-тоска меня снедает
Товарищи из Avalanche Studios нарисовали прекраснейший остров - точнее, целый небольшой архипелаг - и сами же его испоганили до отвращения халтурной проработкой геймплея. Возьмите практически любую неудавшуюся "песочницу" (см. Far Cry 2, Mercenaries 2: World in Flames, тот же первый Just Cause и мн. др.), вычлените из нее основные недуги - и будьте уверены, что рассматриваемый сегодня проект страдает ими всеми без исключения. Если первые полчаса играть еще более-менее интересно - мешает только стойкое предчувствие дальнейшего уныния, то, когда начинаются первые побочные миссии, становится ясно: дальше ничего хорошего игрока не ждет. Вот вам симптоматичный пример. В первый раз соглашаемся подсобить одной из группировок. Цель - провести инженера на охраняемый объект, открыв изнутри ворота и перестреляв прислужников диктатора, а потом обеспечить спецу защиту, пока тот будет заниматься своими хакерскими делишками. Беремся за дебютное задание от другой фракции. Цель - провести инженера на охраняемый объект, открыв изнутри ворота и перестреляв прислужников диктатора, а потом... Ну, вы поняли, да? И такое ничем не прикрытое однообразие - всю игру. Нет, конечно, разновидностей миссий вроде как хватает - тут и похищение важных особ, и кража транспорта, и покатушки-полеты на время, и вытаскивание чужих задниц из серьезных передряг, и прямо-таки голливудские погони с прыжками по автомобильным крышам. Но только в первый раз - более-менее интересно, во второй - уже как-то не очень, а в третий - тошно. А ведь побочных заданий в Just Cause 2 - сотни, и без их выполнения по сюжету не продвинешься. Усугубляет тоску местное подобие системы накопления опыта. В игре есть предопределяющая прогресс шкала очков хаоса, заполняемая за счет одоления квестов и наведения бардака везде, где только можно. Это означает следующее: чтобы открыть очередную сюжетную миссию, вам нужно или пройти пачку необязательных, или разгромить парочку деревень, промышленных объектов или там военных баз. Ну, хоть есть чем громить - и на том спасибо. В Just Cause 2 имеется внушительный набор агрегатов для уничтожения государственной собственности - начиная гранатометами и стационарными пулеметами (которые, впрочем, можно превратить в "мобильные", выдернув их из гнезд) и заканчивая всяческими вертолетами и истребителями. Но в любом случае - методично разрушать бункеры, топливные склады, водонапорные башни и другую материальную базу Панау почему-то далеко не так весело, как в Red Faction: Guerrilla, и надоедает быстрее, чем вы завалите обломками хотя бы десятую часть доступной территории. И вообще, масштабность Панау из-за недальновидности разработчиков сыграла с Just Cause 2 злую шутку. Вот, например, проходите вы какую-нибудь небольшую миссию. Так получилось, что в процессе выполнения задания приспешники диктатора надрали вашу шпионскую задницу. Так как с чекпойнтами в игре большая беда - извольте вернуться в ближайший дружественный населенный пункт и профигачить в лучшем случае пару-тройку миль, чтобы повторить попытку. Конечно, транспорта на Панау - завались, причем самого разного. Но разве это увлекательно - наматывать километры по извилистым дорогам ради какого-то жалкого поручения, каких в дальнейшем будут еще десятки!? И вам еще повезет, если вояж можно будет совершить на боевом вертолете - довольно быстро и эффектно. А вот если нужно перебраться через некислое водное пространство, при этом летательными аппаратами поблизости и не пахнет, а водный транспорт рассекает волны аж во-о-н там? Скажите, вы любите плавание брассом на длинные дистанции?.. Порой, правда, можно прибегнуть к помощи торговца-нелегала, который и пушку/тачку продаст или прокачает - если вы набрали достаточное количество очков хаоса, - и в нужное место за относительно небольшую плату в два счета доставит. Однако для вызова барыги требуются специальные маяки, а они на Панау - редкость. Зато - по крайней мере, на первых порах - доставляет искреннее удовольствие использование двух модных девайсов мистера Родригеса - "бесконечного" парашюта и "кошки". Эти элементы экипировки - пожалуй, один из лучших моментов во всем Just Cause 2. "Кошка" и вовсе получилась мегауниверсальной: с ее помощью можно и врага с крыши сбросить, и автомобиль, мотоцикл или даже находящийся в воздухе вражеский вертолет экспроприировать, и прикинуться Человеком-пауком, легко и ненапряженно преодолевая одним махом десятки метров не только в высоту, но и в длину. Короче, несказанно полезная в хозяйстве вещь. А если научиться грамотно комбинировать "кошку" с парашютом, то на автодороги можно преспокойно забить, относительно быстро передвигаясь по пересеченной местности благодаря подручным средствам. В общем, просторы для трюкачества и сумасбродства необъятные. XP не пройдет!
Кстати, о просторах. Кроме шуток, Just Cause 2 - одна из красивейших игр всех времен и народов. То, на что способен свежеразработанный движок Avalanche Engine 2.0, впечатляет, впечатляет и еще раз впечатляет. Оставим в стороне разговоры о шейдерной водичке, высокополигональных моделях и прочих текстурах - пусть следующая фраза страшно банальная, но все это надо видеть собственными глазами. Жирный зачетище получают не только программисты Avalanche Studios, но и дизайнеры. В отличие от геймплея, мир Just Cause 2 довольно разнообразен: на отданной на растерзание Рико Родригесу территории расположились живописные деревеньки, величественные заснеженные вершины, густые джунгли, шикарные водопады, миниатюрные песчаные пустоши и даже город с блестящими на солнышке небоскребами. Выглядит все это просто сногсшибательно. Заберитесь на самую высокую здешнюю гору, сиганите с нее с парашютом и повертите камерой - ваш внутренний эстет под впечатлением от увиденного почти наверняка помрет от счастья. В техническом плане, конечно, удручают модели "статистов" и физика - как и в оригинале, поведение автомобилей совершенно никуда не годится, даже если учесть общую аркадность проекта, но кому нужны эта физика с моделями, когда вокруг - такая неописуемая красотища. Однако - черпак дегтя для тех, кто не может похвастаться навороченной системой или наличием Xbox 360 или PlayStation 3. Just Cause 2 согласна работать только в DirectX 10 и 11, поэтому пользователи Windows XP и обладатели видеокарт, поддерживающих исключительно DirectX 9, в полном пролете. Хвала богам, в Just Cause 2 мы не услышим занудных и раздражающих латинских ритмов, которые в оригинале, на наш взгляд, были совершенно не к месту. Для сиквела был подготовлен более подходящий саундтрек а-ля голливудский боевик - как раз то, что надо. И еще один нюанс, касающийся аудиооформления. Не особенно удивляйтесь, если персонажи будут недоговаривать свои слова, чтобы вставить их окончание в начало следующей реплики; по крайней мере, версия, попавшаяся автору данного обзора, этим глюком грешила постоянно. Революции не будет
"Песочница" за авторством Avalanche Studios поражает внешним великолепием и размахом, но огорчает классическими для sandbox-проектов фатальными проблемами. Садиться за Just Cause 2 стоит, пожалуй, в двух случаях - или если вы закоренелый манчкин и обожатель продуктов вроде Far Cry 2 или оригинального Just Cause, или если вы морально готовы купить эту игру, чтобы пару часиков побаловаться с "кошкой" и парашютом, полюбоваться бесподобным визуальным рядом, а потом забросить ее куда подальше.
1283 Прочтений • [Just Cause 2 - Убить всех диктаторов!] [28.05.2012] [Комментариев: 0]