"Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на зло", - сказал один из героев известного фильма "Американская история X". Воистину так. Человек создаёт всё более ухищрённые средства уничтожения себе подобных, даже не задумываясь о том, что в мире существует миллион направлений, которые нуждаются в светлых мозгах и финансовых вложениях. Но нет же, затраты на военные нужды и не думают уменьшаться, а некоторые военные альянсы до сих пор расширяются. Не грянет ли когда-нибудь ядерный апокалипсис на наши с вами головы, а?
Я очень много-много лет мечтаю только о еде
В романе Дмитрия Глуховского "Метро 2033" привычный для нас с вами мир был стёрт с лица земли в результате тотальной ядерной войны. Никто уже и не помнит, из-за чего произошёл конфликт, да и какая уже разница! Тем не менее, выжившие остались. 70000 счастливчиков, находившиеся в тот момент в московском метро. Им удалось оградить себя от радиации, что в итоге и спасло жизнь им, а возможно - и всему человечеству. Так зародилась новая цивилизация - под землёй.
Через 20 лет после происшествия метро было не узнать - люди обустроили его под жизненные нужды. В пищу здесь употребляли не требующие солнца грибы и бесцветных свиней, которых выращивали в загонах. Станции превратились в города с квартирами и домами, а впоследствии - даже в целые государства, разного уровня развития, с разным политическим устройством. Жизнь в привычном её виде, казалось, полностью перенеслась под землю, в то время как наверху царствовали ужасающего вида чудища, порождённые радиацией. Лишь отдельные смельчаки, именуемые в народе сталкерами, периодически выглядывали на поверхность - собирали ценные предметы, оружие, технику.
Сюжет игры практически полностью повторяет книжный. Главного героя зовут Артём и живёт он на ВДНХ. Когда-то в детстве (которое уже происходило в метро) он с приятелями случайно открыл гермозатвор, отделяющий "подземку" от поверхности, и теперь в течение десятка лет место его жительства неустанно атакуют неизвестного рода мутанты, которых прозвали чёрными. Последние несколько лет их налёты стали просто невыносимыми, и станция вот-вот может пасть. К тому же, чёрные владели какой-то непонятной для человеческого разума способностью воздействовать на ум, что приводило даже самых опытных бойцов в панику и беспамятство. Родную станцию Артём никогда не покидал, но однажды ему выпал шанс не только хорошенько попутешествовать, но и попытаться спасти родной дом от беды. Как-то раз на ВДНХ пожаловал сталкер по имени Хантер, который поручил Артёму в случае своего невозвращения через день добраться до Полиса, столицы метро, и передать сообщение. В Полисе у Артёма может появиться шанс добиться помощи в защите ВДНХ от чёрных. Хантер, разумеется, в положенный срок не объявляется, и протагонист решает пуститься в путь.
А мы с тобой гуляем по Москве
Когда мы говорили о том, что сюжет игры повторяет сюжет книги, то не зря упомянули слово <практически>. Игровая история - первый крест в чувствительной связи между книгой и игрой, ибо в виртуальном Metro 2033 до неприличия много выдумки и домыслов. Да таких, что не в пользу игроделов. Например, 4A Games решили почти каждую главу вытаскивать главного героя наружу, в порабощённую радиацией и монстрами Москву. В книге Артём поднимался на поверхность всего два раза, к вылазкам очень долго готовились, и читатель ждал их всю книгу. Здесь же прогулки - обыденность. Причём обыденность во всех смыслах - если писатель нарисовал нам кишащий тут и там монстрами и практически непригодный для передвижения (ввиду молниеносной возможности быть съеденным) город, то в игре ничего подобного и нет. Наоборот, по поверхности здесь свободно разгуливают отряды людишек, а монстры попадаются постольку поскольку. Сама же постапокалиптическая Москва уныла - художники схалтурили, нарисовав однообразные и бесталанные пятиэтажки, разбавленные кучами металлолома. Никаких тебе разрушенных красот российской столицы, никакого масштаба, никакой фантазии. Отдельный выговор - за отсутствие Кремля, звёзды которого так ярко слепили и так зачаровывали сталкеров в оригинале. С "подземкой" у нас ситуация не лучше - здесь девелоперы снова пляшут наперекор господину Глуховскому. У виртуальных монстров метро в почёте - сюда они лезут сотнями, спасаясь, наверное, от радиации, как и люди. В книге, помнится, кроме чёрных в метрополитене Артём из чудищ никого не встречал; здесь же против чёрных, представьте себе, вообще сражаться не предстоит, зато всякой отсебятины, амёб каких-то, тушканчиков безволосых, крыс с накачанными ягодицами - навалом. Это диагноз! Людишек, к сожалению, в метро гораздо меньше монстров - видать, с демографической ситуацией настал непорядок. На момент начала сюжета в метро должно обитать около сорока тысяч человек, но в игре нам повстречается от силы пару станций, на которых есть жизнь. Всё остальное - заброшено, оставлено, провонялось радиацией. Куда подевалась куча густо заселённых остановок из книжной фабулы - загадка. Впрочем, даже те станции, что есть, выглядят откровенным посмешищем. Никакой инфраструктуры на них не наблюдается - просто набор комнат и помещений, по которым и ходить особо не позволят. Люди здесь просто отшиваются на одном месте толпами и с собой разговаривать не позволяют. К тому же, обладают идентичными физиономиями - если вам удастся найти двух разных мальчуганов или двух разных нищих, то сообщите нам об этом в первую очередь. Особое разочарование ждёт тех, кто ждал какой-либо отдачи от "политической" части виртуального мира. Вселенная запомнилась фракцией коммунистов, фашистов, богатой купеческой Ганзой, сверхсовременным Полисом с кастовой иерархией, но действие игры, видимо, разворачивается в другом месте - тутошний мир мёртв, пустынен, и даже столица метро выглядит как ущербный карлик. Здесь нет человеческих отношений, а большинство станций, что красных, что чёрных, что заселённых непонятно откуда взявшимися отморозками в масках Джейсона, просто встретит нас стрельбой без каких-либо объяснений. Да, если в метро люди живут по таким условиям, то человечеству суждено сгинуть в своей спеси. Хотя, опять отметим, в книге то было всё иначе.
Есть ли свет в конце туннеля?
На а теперь, друзья, отойдём от книги. Представим, что ни вы, ни я её никогда не открывали, а может её и вовсе не существует в природе. Попробовать, что ли, посмотреть на игру максимально непредвзято? Если вы книгу не читали, то сюжет будет понятен совсем чуточку. Кто-то там бахнул по кому-то ядерной бомбой, люди переместились в метро. Навеки. Артём старается спасти мир от чёрных. Почему нам по дороге встречаются мутанты (и как они проникают в метро), что за персонажей мы встречаем, каковы их цели, какова вообще общая логика повествования - не ясно. Безликими получились, к слову, не только наши соратники, но и главный герой. Говорит он только в заставках, а во время игры всегда отмалчивается. Геймплей хромает на все конечности. За первые две трети кампании Metro и вовсе хочется влепить жирную двойку. Перед нами одна из немногих игр современности, которая заставит переигрывать уровни по двадцать, а то и больше раз, редко подобное нынче встретишь. Начнём с того, что тутошние враги-человеки обладают прочностью терминатора - чтобы убить одного солдата придётся потратить где-то 5-6 выстрелов из дробовика или пару очередей из автомата. Даже очереди со стационарного пулемёта, дабы завалить одного, не хватит. А обещанный стелс так и не прикрутили - зарезать противника сзади ножом нельзя, получится лишь, как и в случае с огнестрельными коллегами, потыкать десять раз в туловище. Можете себе такое представить? Апофеозом станет уровень с фашистами и коммунистами, где врагов всего около сотни, а патронов практически не будет. Без преувеличений, я не припоминаю столь тяжёлой миссии за всю историю шутеров от первого лица. И такие трудности, заметьте, возникнут на самом лёгком уровне сложности. На высоких левелах проходить не пытайтесь - камикадзе, надеюсь, сгинули вместе с милитаристской Японией. Патронов вечно не хватает, причём верх глупости - противники в нас выпускают десятки очередей, а как приходит время отбирать у них боеприпасы, окажется, что в запасе у павших всего пару патронов. Плюс ко всему оружие вечно норовит перезаряжаться - с дробовика, к примеру, вообще невозможно нормально пострелять. Что не выстрел, то перезарядка. Ну не наказание, а? Иногда вообще случается так, что миссия не проходится. Не потому что баг, не потому что геймер за клавиатурой болван, а потому что патроны закончились, а по замыслу разработчиков надо выстрелить. А нечем. Патронов на горизонте нет. Вот и приходится проходить целую главу заново, а то и несколько, которые здесь до ужаса затянуты (в среднем длятся по часу-полтора). Ну и самое обидное - искусственный интеллект. Нет, мы ни в коем случае бы не жаловались, если поражение раз за разом вызывал умный искусственный интеллект. Так нет же, противники вечно отворачиваются спиной, не замечают нас в упор, уходят в обратную сторону. Напарники в том же репертуаре: сражаются весьма слабовато и соображают туго, что добавит немало головной боли при прохождении уровней, где необходимо их защищать. В такие вот моменты хочется кричать: "Умри, отстой", и снести Metro 2033 с жёсткого диска к чёртовой матери. Но концовка, признаться честно, немножечко сглаживает впечатление. Последние главы детище THQ действительно начинает напоминать достаточно крепкий интерактивный шутер - попахивает каким-нибудь F.E.A.R. 2: Project Origin или вовсе Half-Life. Игра вручит нам хорошее оружие в лице винтовки с оптическим прицелом, патроны перестанут быть дефицитом, а логические задачки потихоньку заставят плескаться серое вещество. Хоррор тоже ёкнет сердце только под конец. Проблема в том, что мы редко остаёмся одни - почти всегда нас сопровождают напарники, которые частенько бывают бессмертны, так что нам, вечно беспатронному попрошайке, в случае перестрелок можно и вовсе отойти куда-нибудь в сторонку, пока соратники сами справятся с оппонентами. Вторая проблема - отсутствие действительно острых моментов. Только зашли в какую-нибудь комнату, сразу понятно, что за следующими воротами нас ждёт монстр, только включили генератор или "завели" поезд - тут как тут случится какая-то поломка. И так всегда. Может, дабы заинтриговать игрока, стоило хотя бы парочку раз оставить Артёма без поломок и неисправностей? А то получается, что мы всегда готовы к подвоху, а это не в плюс атмосфере. Впрочем, под конец, снова же, игра всё-таки парочку раз нормально попугает. Например, во время прогулки по библиотеке, когда жуткие и сильные библиотекари гоняются за нами в замкнутых читальных залах и слабо освещённых канализациях. Управление также не вызывает лестных эмоций. К примеру, непонятно с какой целью подбор патронов требует отдельного нажатия кнопки - самостоятельно боеприпасы не пополняются. Стоит ли заикаться о том, что во время ожесточённого боя, когда запас патронов на пределе, такое вот собирательство может стоить нам жизни?! Зато интерфейс оригинален. Например, задания наш герой записывает на листочке и чтобы просмотреть текущие, надо подсветить этот самый листочек зажигалкой. Весьма забавно получилось и с фонариком - в метро почти всегда царит кромешная темень, посему фонарик - вещь незаменимая. Энергия у него небесконечная, и чем дольше мы им пользуемся, тем тусклее становится свет. Заряжать его придётся вручную благодаря специальному приспособлению. Мелочь, но в реальность происходящего поверить заставляет. Равно как и запотевший фильтр противогаза, требующий немедленной смены.
Негры-расисты
За музыку - отдельное спасибо Anthesteria (Sublustrum помните?). Очень атмосферно, загадочно, жутко. А вот за озвучку - наше "фе", господа 4A Games. Ибо уши наши столкнулись с уровнем дешёвого ширпотрёба. Во-первых, в те редкие моменты, когда главгерой говорит, понимаешь, почему он в остальное время молчит - напарники наши, услышав голос сорокалетнего мужика из уст только разменявшего второй десяток паренька, испугались бы, наверное. С NPC проблема похуже - вслед за одинаковыми лицами они обладают одинаковыми голосами. Ну а сквернее всего дело обстоит с выкриками противников и союзников. Бросая гранату, они кричат: "Засунь себе свои гранаты в задницу!"; ведя беспорядочный огонь: "Жри, мутантина", хотя мы никакой и не мутант; фашисты (лозунги которых звучат как: "Метро для русских!") орут: "Зарежу как барана", - с кавказским акцентом. Ну а напарники и вовсе повеселили то ли слепотой, то ли некомпетентностью. В одной из миссий, где от нас требуется отбиться от волны мутантом, соратник командует Артёму: "Садись за пулемёт!". Каково же было удивление вашего покорного слуги, когда через пару секунду мы сели за огнемёт, а отнюдь не за пулемёт. Маразм крепчал, короче, как в народной поговорке. Что действительно в Metro 2033 на высоком уровне, так это графика. Персонажи аккуратны и реалистичны, модели оружия - выше всяких похвал, тени и освещение - блеск, овации. Расстроило лишь то, что для запуска на мощных настройках понадобится действительно "топовое" железо (см. системные требования). Мультиплеера нет, да и зачем он? С кем и за кого здесь стреляться?
Книга, оно тебя недостойно
Скучный безыдейный боевик, да ещё и с драконовской сложностью. Книжная версия "Метро 2033" страдала от скудного языка, кучи лишних персонажей и непонятно зачем развивающихся мини-сюжетов. Зато там была великолепная вселенная, оригинальная задумка, подняты философские вопросы. Игра же - полное безрыбье. От незавидного клейма под названием "трэш" спасает только современная графика.
1702 Прочтений • [Metro 2033 - Метро не сразу строилось] [28.05.2012] [Комментариев: 0]