В последние годы вокруг BioShock творится какая-то неразбериха и неопределенность. То его создатели Irrational Games, то уже пара 2K-студий, а потом - снова Irrational Games. То сиквел носит подзаголовок Sea of Dreams, то уже не носит, то вообще фиг поймешь. То какая-то новая студия с "морским" названием 2K Marin всплывет. Но, признайтесь, большинству из нас все эти перипетии с именами собственными были практически по барабану - потому что все мы помнили, какой замечательной игрой был оригинальный BioShock плюс что и, главное, как умеют делать люди из Irrational Games, а также просто ждали возможности вернуться в крайне атмосферную подводную антиутопию, именующуюся Рапчур. Бочку спирта в пламя геймерского интереса подлила и информация о том, что играть мы будем не за какого-то там обычного сухопутного человечишку, а за самого настоящего Большого Папочку, ставшего - на пару с Маленькими Сестричками - символом серии. В общем, он вернулся. BioShock 2, несмотря на уникального главного героя, мало чем отличается от первой части. Следовательно, он такой же крутой. Lamb of God
Трагическая драма Рапчура стала еще более трагической и драматичной. И жесткой. Все начинается с того, как одна барышня, о которой мы еще поговорим, заставляет принадлежащего к самым ранним образцам Больших Папочек протагониста прострелить себе голову на глазах у одной из Сестренок. Вот такая стартовая сцена. Через десять лет после единственного и контрольного выстрела наш Папаша, он же Субъект Дельта, он же Джонни Топсайд, неожиданно воскресает и почти ни черта не помнит - кроме Маленькой Сестрички по имени Элеонора, той самой девочки, что наблюдала за его суицидом. Отыскать малютку и выдрать ее из лап Рапчура - наша главная задача. А город изменился. После того как элитист Эндрю Райан весьма оригинальным образом отошел в мир иной, а проходимец Фрэнк Фонтейн вскоре последовал за ним, эстафету власти переняла Sofia Lamb - мы решили написать именно по-английски, потому что "lamb", если кто не в курсе, переводится с языка Шекспира как "овца", а "овца" - это, наверное, одно из первых слов, которое придет на ум игроку при знакомстве с Софией. Очкастая стерва с коммунистическими наклонностями, диктаторскими замашками, зачатками религиозного фанатизма и фееричным даром убеждения - короче, настоящая овца у власти. Теперь Рапчур - это, оказывается, Семья, правда, не шибко дружная, зато чокнутая поголовно. В относительно здравом уме лишь те, кто противопоставляет себя системе. Еще бы тут не чокнуться, если со времени нашего последнего визита город превратился в еще более безнадежное, суровое и угнетающее место, а часть и без того довольно тесного жизненного пространства ушла под воду. Везде - толпы повесившихся (или повешенных?) классическим методом жителей. Оттенок общей психоделичности и фантасмагоричности Рапчура усилился. Сплайсеры под давлением Софии ударились в своеобразную религию, в центре которой стоят, собственно, София и ее дочь - да, вот оно как! - Элеонора. Какое тут "Jesus loves me, this I know, for the Bible tells me so"... Мурашки по коже. И еще одна из главных перемен. По закоулкам города теперь расхаживают не только Большие Папочки, но и их более совершенные аналоги женского пола, созданные Софией для похищения с большой земли маленьких девочек - нет, что вы, не для совращения - для превращения тех в собирательниц АДАМа. А Большие Сестрички мало того что шустрее мужских вариантов, но еще и активно используют плазмиды. И если грохнуть Папочку - это теперь, в отличие от оригинального расклада, дело житейское, то одолеть Big Sister не так уж и просто. В остальном - старый добрый Рапчур снова приветствует вас. There's Something in the Sea
Если вдруг вы ожидали от сиквела "умного" шутера больших геймплейных инноваций - поспешим посочувствовать, не дождались. Несмотря на существенное различие форм-факторов предыдущего и нынешнего главгероев, практически все осталось по-прежнему. Вы - это все тот же крутой чувак с большими пушками и вязанкой плазмидов за пазухой, только ходите в концептуальном скафандре, громче топаете ногами, яростнее орете при ранении и обучены обращаться с внушительным буром. И не сказать бы, что Дельта в своей броне более живучий, чем Джек из оригинала. Все основные свежие вкусности были обнародованы еще до релиза BioShock 2, поэтому сюрпризов почти не будет. Если за новостями вы не следили - ловите. Одна из главных фишек кроется в самой сущности главного героя. Каждому Большому Папочке - по Маленькой Сестричке, да-да. Теперь мы, предварительно по-мужски поговорив с другим Папашей, можем не только решить судьбу - освободить или убить - бесхозной Сестренки на месте, но и немного поэксплуатировать невинное чадо, отложив принятие решения ради добычи пары порций драгоценного АДАМа. Как только вы усадите Сестричку на свои могучие железные плечи, дитя с радостью подскажет, где находится полный АДАМа "ангел". Когда нужное тело будет найдено и девочка примется за свою неблагодарную работу, процесс выкачивания чудо-вещества потребуется охранять, отбивая массовые набеги сплайсеров и других мутантов. Честно говоря, даже на Normal-сложности на первых порах это бывает нелегко. Благо оживляющие камеры-чекпойнты никто не отменял. В арсенале из особенного и нестандартного - только упомянутый бур, пользоваться которым, впрочем, уже после часа игры нет особого резона: эффективнее, да и веселее из дробовика пальнуть или файерболлом садануть, а лучше - и то и другое сразу. Парочка новых моделей оружия ничего экстраординарного собой не представляет - зато у нас отобрали шикарный универсальный огнемет из оригинала. Обидно. Да и плазмидов стало не шибко больше, к тому же многие "магические" новинки касаются исключительно бура, воевать с которым, напомним, большого интереса нет. Еще один нехороший момент - в балансе появились дырки из-за повышенного количества достающегося игроку АДАМа. Если вы будете спасать всех девочек, не забывать забирать АДАМ из тел поверженных Больших Сестричек, выкачивать вещество из трупов и замечать откровенно халявные "дозы" - очень быстро заметите, что ваших запасов местного камня преткновения хватает на то, чтобы завалиться плазмидами по самые уши. В результате поначалу довольно дохлый и неуклюжий Дельта оперативно превращается в всесокрушающий танк, который мало того что стреляет больно, но еще и скиллами напичкан под завязку, а распаляющая азарт сложность тем временем куда-то исчезает - вместе с азартом, конечно же. Но BioShock 2 умеет баловать уникальными плюшками. То нас угостят в общем-то бесполезными, но эстетически приятными прогулками по океанскому дну, то пощекочут нервы грамотным триллером - а в конце будет сюрприз, от которого многие обалдеют не меньше, чем обалдели, когда в оригинале главгерой надел на себя скафандр. Разработчики мастерски управляют эмоциями игрока, подсовывая то очень необычных персонажей (один Алекс Великий чего стоит), то очередную локальную трагедию, то любопытные размышлизмы а-ля тот же Эндрю Райан - пожалуй, в плане психологической нагрузки сиквел, пускай он ощутимо короче, оригиналу нисколько не уступает. Удивительно притягательная атмосфера вкупе с психологизмом происходящего в силах удержать у монитора даже того, кто прошел первый BioShock и на полпути к финалу разочаровался во втором, мол, те же щи ведь. Да и то, что отличия оригинала и сиквела можно быстро перечесть по пальцам, не беда: вон Mass Effect 2 на своего "папу" похож точно так же - и ничего, слопали с радостью и "спасибо" сказали. Кроме того, в сиквеле появился мультиплеер. Со сплошь знакомыми режимами, разве что, хм, стилизованными под мир BioShock, и в целом недурственный. Но - плохая для многих из вас новость: LAN и "сторонние" серверы BioShock 2 не поддерживает. Все только официально, покупайте лицензию - и вперед. На техническом фронте без перемен
А быть может, перемены в этом плане даже немного к худшему - по крайней мере, теперь уже ни разу не "вау". Впрочем, это утверждение может относиться только к технологичности картинки - озвучка и саундтрек по-прежнему на недостижимой для большинства проектов высоте, а многие звуки перешли к сиквелу от предка, что по определению означает их высокое качество. Дизайн также не испоганился: ар-деко, почти гениальные контрасты между тусклыми, мрачными красками и кислотными цветами, оригинальные формы и умело использованный гротеск - все на месте, все прекрасно. Но, пардон, Unreal Engine 3.0 и уж тем более 2.5 нынче котируется как-то неохотно - даже на, если объективно, очень симпатичный Mass Effect 2 как игровые критики, так и геймеры смотрели с отпечатком привередливости на лице, типа, CryEngine 3 или хотя бы 2 нам подавай. И, в принципе, пнуть разработчиков за движок можно - ну негоже такому блокбастеру в обносках ходить, могли уже что-нибудь более модное купить и прикрутить. И даже в DirectX 10 картинка как-то не впечатляет. Если бы не отличный дизайн, смотреть в BioShock 2 было бы абсолютно не на что. Новая волна восторга
BioShock 2 - это и правда те самые щи. И не скажешь даже, что гуще. Но заходят по-прежнему на ура. Официант, добавки, пожалуйста!