Эпоха вырождения Последнее время вокруг творятся удивительные вещи. Если бы лет двенадцать назад мы публично заявили, что очередную часть Heroes of Might and Magic будет делать российская студия Nival, права на сиквел-ремейк King's Bounty отойдут 1С, а славная New World Computing не доживет до премьеры третьей части "Властелина колец", нас бы в лучшем случае подняли на смех. В худшем - одели бы на голову ведро с помоями и больно запинали. Сейчас же, когда в пятых "Героев" и King's Bounty с гордой биркой "Made in Russia" не играл только ленивый, релиз официального сиквела Disciples отечественного разлива воспринимается почти как должное. Впрочем, как это часто бывает, есть одно "но", вызвавшее серьезные опасения задолго до выхода "Ренессанса"... Политика в области качества небезызвестной компании "Акелла" давно стала притчей во языцех. И дело не только в ужасных локализациях с корявым переводом и унылыми актерами. Агрессивная реклама "Корсаров 3", "Отеля <У погибшего альпиниста>", "Морского охотника" и "Трудно быть богом" помогла отбить затраты на производство, получить какую-никакую прибыль, но не смогла обеспечить перечисленным играм ни народную любовь, ни приличную репутацию. Умудренные жизненным опытом игроки знают, что если проект российский, а коробочка выполнена в знакомом оранжево-белом дизайне, то следует тысячу раз подумать, прежде чем расстаться с деньгами. Легкая паранойя абсолютно оправданна. Вот взять хотя бы Disciples 3: Renaissance. Очередная попытка сделать отечественный игровой блокбастер мирового масштаба только подтверждает, что "Акелла" и "качество" - очень далекие друг от друга понятия. "Ренессанс" - широкий шаг назад, как по сравнению с сиквелом, вышедшим почти семь лет назад, так и по сравнению с оригиналом 1999 года выпуска. Более того, после шикарной King's Bounty от дальневосточной студии Katauri Interactive слепленная на коленке Disciples 3 не имеет никаких прав на долгую и счастливую жизнь.
Шаг за шагом Оговоримся сразу, Disciples 3 похожа на Heroes of Might and Magic лишь отчасти. И то в основном пошаговой системой сражений и перемещения по карте. Здесь не нужно захватывать крепости, налаживать экономику и вообще мыслить масштабно. Все необходимое для ратных подвигов выдается за выполнение заданий, просто неряшливо валяется под ногами или покупается за звонкие монеты. Новая Disciples отныне стала по-настоящему ролевой игрой, что роднит ее скорее с King's Bounty. Первым делом Disciples 3 предлагает пройти короткое обучение. Здесь игрока знакомят с основами, учат передвигаться по карте, побеждать в сражениях и грамотно распоряжаться заработанным золотом. Дальше необходимо определиться со специализацией: маг, полководец или правитель. Выбор героя, как догадался сообразительный читатель, влияет не только на мироощущение, но и на весь дальнейший стиль геймплея. Так, маг умеет кастовать заклинания по два раза за ход, правитель собирает на 30% больше ресурсов, а вассалы полководца восстанавливают по 15% здоровья. Нехитрый и прямолинейный сюжет расцвел благодаря ровной, но все-таки и интригующей манере повествования. Сценаристы справились со своей задачей на "отлично". Сторилайн глубок, полон сюрпризов и неожиданных развязок. На пути нам повстречаются старые знакомые из первой и второй части. Причем в несколько ином свете, нежели нам их представлял сиквел. История подбрасывает элегантные диалоги и нескучные квесты. Еще один плюс - отлично подобранный голос рассказчика. Именно так нужно озвучивать русскоязычные проекты. Как уже упоминалось, передвижение по карте происходит не в реальном времени, как в King's Bounty, а в пошаговом режиме. То есть от врагов не нужно убегать или куда-то их выманивать. В игре почти не бывает неожиданностей - все сражения обычно предсказуемы. Отныне гонять по карте можно не только основного героя, но и специально нанятых генералов. Генералы - такие же герои, но помельче. У каждого есть класс (маг, лучник, вор или воин), характеристики (выносливость, сила, интеллект, ловкость и сноровка) и навыки. В Disciples 3 довольно длинные миссии - на выполнение среднего задания уйдет не меньше 3-4 часов. Обычно игрок оказывается на кишащей противниками карте. Помимо основного задания, есть несколько дополнительных. Кроме того, успех миссии прямо зависит от уровня развития столицы. Новые постройки позволяют изучать заклинания, воскрешать поверженных воинов и нанимать более мощных юнитов - либо прокачивать старых. Тактические бои вряд ли удивят кого-то оригинальностью: модифицированные и анимированные шахматы а-ля "Герои" и King's Bounty. За один цикл ходов персонажи могут передвинуться на определенное для каждого число клеток, нанести атаку. Еще можно прикрыть от атаки наиболее ценных юнитов. На этом, собственно, вся тактика заканчивается. Хотя определенный прогресс имеется. В Disciples 2 подчиненных даже нельзя было перемещать по полю боя. Из многочисленных сугубо технических неприятностей на ум приходят причуды местного управления (подконтрольные персонажи передвигаются по карте со скрипом) да серьезные проблемы с балансом и искусственным интеллектом. ИИ ведет себя крайне глупо: бросает на рожон стрелков и магов, бросается на сильных, игнорирует слабых и так далее.
Серым по серому
Посмотрите на скриншоты. Протрите глаза. Сделайте глубокий вдох и не менее глубокий выдох... Быть может, взор задурманил вчерашний ночной забег в Left 4 Dead 2? Или виноват невесть откуда взявшийся провал в пространственно-временном континууме? Нет, с восприятием у вас все в порядке, да и дыры во времени нынче, слава Богу, редкость. Не удивляйтесь, на картинках действительно высокобюджетная российская игрушка образца самого конца 2009 года. Минимум полигонов, невнятные текстуры, засилье оттенков серого - такая она, Disciples нового поколения. Конечно, разработчики делают невинное лицо и оправдываются, мол, таков стиль игровой вселенной. Отчего-то им невдомек, на 2D-спрайтах и на полностью трехмерном движке одни и те же цвета выглядят и воспринимаются совсем по-разному. Даже режим кинематографичной камеры, подсмотренный у King's Bounty, попросту жалок. Какой бы ракурс ни брал виртуальный оператор, потуги на спецэффекты и зрелища так и остаются потугами на спецэффекты и зрелища. Керосина в печку подливают множественные технические огрехи и баги, которые разработчики кое-как попытались подлатать несколькими патчами (правда, безуспешно). Разгильдяи из .dat не удосужились проверить работоспособность собственной игры на Windows 7, чего уж говорить о мелочах. В игре постоянно пропадает звук, необъяснимо чернеют отдельные объекты, ну а вылеты каждые полчаса - привычное дело. Тем не менее, не будем лукавить: пройти Disciples до конца теоретически можно. Вот только стоит ли это потраченных нервов, которые, как известно, не восстанавливаются? Музыка, как это часто бывает в "наших" играх, ничего особенного из себя не представляет. Местами мелодично, местами эпично, но не более. Вряд ли хоть одна мелодия отложится в голове даже после нескольких суток вместе с Disciples 3.
Акелла промахнулся
Баланс гуляет по игровым весям аки донской казак по хутору после хорошей пьянки. Ляпов выше крыши, да и новоявленная система сражений (святая святых!) вряд ли впечатлит ветеранов жанра. Не спорим, будь у издателя и разработчиков совесть и еще пара-тройка лет, возможно, нашим глазам не пришлось бы лицезреть скучнейшие бои, однообразные арены и выкрутасы ИИ, а ушам - слушать заунывные мелодии. Игровой мир узнал бы, что такое тактика. Жаль, ни времени, ни желания доводить свой самый громкий проект у "Акеллы" и .dat не оказалось. Конечно, Disciples 3 нельзя назвать абсолютно провальной и безнадежной. Наряду с огромных количеством багов, умственно отсталым искусственным интеллектом и занудным геймплем в игре есть великолепный сюжет, неплохая ролевая система и огромное количество искусного арта от Андрея Иванченко. К сожалению, этого слишком мало, чтобы огромная армия поклонников Disciples закрыла глаза на откровенную халтуру дизайнеров карт, программистов и тестеров. P.S. Тем не менее, раскрученная марка пока приносит деньги, и в катакомбах .dat вовсю кипит работа сразу над двумя дополнениями для Disciples 3. Первый аддон появится осенью этого года и привнесет в игру новую расу - нежить. Вторая, более масштабная добавка расскажет историю Горных Кланов. "Акелла" обещает (отставить смех!), что дополнения не только сильно видоизменят одиночный режим (ожидаются дипломатия и новые карты), но и добавят в игру полноценный мультиплеер.