Бойцы невидимого фронта Любимых и редких на заре нынешнего века игрушек с огромным свободным миром нынче развелось просто немыслимое количество, а вот приличных из них, увы, единицы. Причем тематическая направленность подобных проектов начинается с незатейливых бандитских будней в современном мегаполисе и заканчивается наемными убийствами в декорациях Древнего Иерусалима и ковбойскими разборками на Диком Западе. Grand Theft Auto 4, Assassin's Creed, Gun, Saints Row 2, The Godfather 2, Far Cry 2, Prototype - лишь малая часть таких игр, вышедших за последнее время. Конечно, это вовсе не значит, что старые добрые рельсовые шутеры окончательно сдали позиции, наоборот, бешеные продажи последней Call of Duty громко и ясно говорят об обратном. Просто в игровой индустрии четко обозначилась очередная формула быстрых и относительно легких денег. Юркие издатели вот уже как лет пять выкачивают из проверенного рецепта новые и новые миллионы долларов. Тем не менее, с каждым новым релизом зарабатывать деньги, просто заселив большое виртуальное пространство сотнями или тысячами статистов, становится все сложнее. Добросовестным разработчикам постоянно приходится придумывать новые декорации, закручивать лихие сюжеты, разбавлять монотонщину мини-играми и прочими развлечениями для зевающей публики. Именно по такому пути пошел коллектив американской студии Pandemic. Былые заслуги компании никак нельзя назвать скромными. За 11 лет существования Pandemic выпустила 15 довольно неплохих проектов для компьютеров и консолей, но ни один из них так и не стал настоящим общепризнанным хитом. Можно, конечно, вспомнить Star Wars: Battlefront, Destroy All Humans! и Mercenaries, вот только, несмотря на позитивную прессу, ни первой, ни второй, ни третьей игрушке не удалось приблизиться к популярности Grand Theft Auto или хотя бы Battlefield даже на километр. Чего уж говорить об откровенно средненьких Army Men RTS и The Lord of the Rings: Conquest. The Saboteur - самая последняя и, забегая вперед, самая успешная попытка Pandemic сделать действительно яркую, интересную и запоминающуюся игру про... французских партизан времен Второй мировой войны.
Cherchez la femme
Луч света пробивается еще за несколько минут до конца вступительного ролика. Еще бы, ведь первое впечатление от The Saboteur - это же вылитая Mafia. В современной технической обертке и про войну, но Mafia! Впечатление усиливается, когда виртуальный оператор выбирает первый эффектный ракурс (не забудьте включить опцию "Обнаженность" в главном меню!), а персонажи, словно настоящие актеры, начинают обмениваться почти эмоциональными взглядами. А какие тут женщины! По-настоящему чувственные, элегантные, роковые: Одним словом, герои (и героини!) проработаны не хуже, чем в Mafia и сериалах GTA и Max Payne. Юмор, шутки, красивые фразы складываются в истинную красоту игры - в ее внутренний мир. Разработчики неспешно смакуют каждый диалог, каждую фразу, в общем-то, далеко не самой интригующей истории, поэтапно раскрывают характеры. Скучными и неинтересными получились лишь немцы. Жестокий блондин-офицер в форме СС, фигуристая и беспощадная дама в откровенной униформе - сплошной черный цвет и никаких оттенков серого. Впрочем, "плохишам" отведено совсем немного экранного времени, так что набить оскомину они не успевают. Теперь, собственно, подробности. В центре событий The Saboteur, как и в недавней Velvet Assassin, оккупированная Франция и весьма успешная деятельность французских партизан и сочувствующих им. Главный герой - ирландский автомеханик Шон Дэвлин, волей судьбы оказавшийся в униженном и угнетенном Париже. Прототипом Шона стал реальный автогонщик по имени Уильям Чарльз Фредерик Гровер-Уильямс (William Charles Frederick Grover-Williams), занимавшийся во время войны координацией партизанских ячеек. Именно ирландский нрав и желание отомстить (тут мы тактично умолчим о подробностях) приводят Шона в Сопротивление. Само собой, партизаны - далеко не единственная группировка, имеющая зуб на нацистов, но об остальных участниках карнавала гораздо интереснее будет узнать при прохождении.
Универсальный солдат
Естественно, на этом сюрпризы только начинаются. После мощной завязки и крайне интересных вступительных миссий The Saboteur меняет "рельсы" на открытый мир и превращается в нечто среднее между Mafia, GTA и Assassin's Creed. Побочные и сюжетные задания можно проходить в любом порядке, что ничего особо не меняет, зато создает видимость сладкой и манящей свободы. Сами миссии очень разнообразны. От слежки и тихих операций в тылу врага до налетов и резни ради бутылки вина тридцатилетней выдержки. Причем многие задания проходят как с пулеметами, кровищей и визгом, так и почти бесшумно. Бедным немцам можно только сочувствовать. Шон, видимо, как и любой ирландский механик, подготовлен не хуже спецназовца. Коренастый парень в кепке умеет ловко скакать по крышам, за считанные секунды по балконам, выступам и карнизам забираться на здания из четырех и больше этажей, бесшумно убивать врагов голыми руками и присваивать себе их форму. С маскарадом, правда, нужно быть осторожным. На мини-карте вокруг противников есть желтые ореолы, пребывая в которых слишком долго Шон рискует оказаться раскрытым. А еще есть небольшая претензия к управлению. Спрашивается, ради чего действия "Присесть" и "Спрыгнуть с карниза" нужно было вешать на разные кнопки? Правильно! Ради того, чтобы усложнить управление. Ясное дело, что в The Saboteur, как и в любой подобной игре, мелкие мини-миссии служат для развлечения и пополнения кошелька. За подрыв и уничтожение важных объектов (форпосты, вышки с мегафонами, топливные склады и подобное) герой получает несколько условных "очков контрабанды" - местной валюты, которую впоследствии можно потратить на всякие полезные примочки. Скажем, купить гранатомет, взрывчатку, починить машину, а также приобрести бонусы вроде хорошего оружия для братьев-партизан и возможности указывать цель британской тактической авиации. Это будет покруче и повеселее, чем покатушки на дребезжащей колымаге на четырех колесах. Да, в игре есть разнообразный транспорт - около 40 наименований, вот только гоняться по городу и злить патрули фрицев надоедает буквально через полчаса. Физическая модель так себе, машины почти "неубиваемы", уйти от преследования проще простого - достаточно найти надежное укрытие (чердак, туалет, крепкий поцелуй девушки на фоне заката). Авто в The Saboteur, действительно, только банальное средство передвижения. По крайней мере, до тех пор, пока игроку не удастся найти в пригороде сломанный танк и починить его в ближайшей мастерской.
Стиль превыше всего
Внешний вид The Saboteur - еще один повод для гордости Pandemic. Стильно. Очень стильно. В определенные моменты игрушка смотрится не хуже, чем фильм "Город греха" Роберта Родригеса (Robert Rodriguez) и "Небесный капитан". Небо бороздят огромные дирижабли, фашистская элита закована в модную броню а-ля Wolfenstein. Подконтрольные нацистам территории окрашены в черно-белые тона, с легкими вкраплениями желтого и красного. По мере успехов Сопротивления окружающий мир вновь обретает сочные краски. Идея не нова, но ее исполнение именно в The Saboteur выше всяких похвал. За техническую часть отвечает движок Odin, хорошо знакомый нам по Mercenaries 2. С одной стороны - ничего особенного: мутноватое и угловатое окружение, не особо большая дальность прорисовки, средненькая физика Havok. С другой - отличные модели героев, шикарная анимация, эффектные взрывы и светофильтры, изрядно оптимизированные системные требования. В целом, разумеется, не GTA 4, но уже и не Mercenaries 2. На столь позитивном фоне дурацким недоразумением выглядит практически полное отсутствие визуализации повреждений транспорта. Мы легко можем понять, что когда танк въезжает в бетонный забор, то никаких особых вмятин на многотонной махине не будет, но, когда хрупкий спортивный болид сносит столбы на скорости 150 км/ч, это, как ни крути, выглядит странно. Равно как и легковушка, от которой, словно спички, отскакивают высоченные столбы. Удивительно, что при таком раскладе мелкий кустик - непреодолимое препятствие для любой колесной и гусеничной техники.
Гранд-финал
The Saboteur вышла 1 декабря 2009 года - спустя ровно две недели после того как Electronic Arts официально рапортовала об окончательном и бесповоротном закрытии Pandemic Studios, переводе части персонала в другие подразделения корпорации и массовых увольнениях. По иронии судьбы, игра стала, пожалуй, самым запоминающимся и качественным проектом от калифорнийских разработчиков, стоящим на голову выше недавней The Godfather 2 от EA Redwood Shores. Самое удивительное, что формула успеха оказалась элементарна и всегда лежала на поверхности. У Pandemic давно неплохо получалось делать брутальные экшены с сочными взрывами и морем насилия. Лучший тому пример - две части Mercenaries. Так вот, The Saboteur - это практически та же самая Mercenaries, но в запоминающейся стилистике и с возможностью проходить миссии без лишней суеты. А большего для увлекательного времяпрепровождения и не надо. Одни возьмут пушки побольше и устроят нацистам Судный день. Другие предпочтут несколько килограммов взрывчатки, заложенной в нужном месте и в нужное время. Третьи будут действовать как настоящие ассасины, проворачивая фокусы с переодеваниями и устраняя противников ловкими движениями рук. Не забываем про детально проработанный стильный черно-белый Париж, про крепкий сюжет и запоминающихся героев и, конечно, про в меру разнообразный геймплей. Безусловно, игра не лишена недостатков вроде здоровых консольных пиктограмм, сильной упрощенности отдельных моментов и немного странного управления, но на них просто нет времени обращать внимание, ведь в разгар действия куда важнее быстро сообразить, что лучше - пристрелить фрица из автомата или подложить ему под стул связку динамита.