Pro Evolution Soccer 2010 - Триумфальное возвращение
Триумфальное возвращение
Печально, друзья, было на душе у старых поклонников футбольных симуляторов от Konami последние два года. Ибо тошно стало глядеть, во что превратили предмет их обожания - чересчур радикальными и не понятными для матёрых фанов оказались предложенные японцами реформы. Общество оказалось на распутье, прямо как во времена Петра I: вроде, понимаешь, что менять систему надо, но не затоскует ли народ за былыми временами. И Konami, так же как и первому российскому императору, удалось убить двух зайцев.
Футбол жив
Pro Evolution Soccer любили не за графику, не за кучу доступных команд и чемпионатов, а за то, что тамошний футбол здорово напоминал настоящий. Но в 2008-ом и 2009-ом годах положение повернулось не в лучшую сторону - движения подчинённых больше походили на марш оловянных солдатиков, дриблинг сводился исключительно к замахам "под себя", а перемещение членов команды по полю происходило в хаотичном порядке. PES 2010 отнюдь не вернулся к истокам двухгодичной давности, а просто исправил вышеназванные изъяны. Игровой процесс же по-прежнему остался быстрым и динамичным: только с большим количеством красивых атак, голов, финтов - короче, всего того, за что мы так любим футбол. Подчинённые теперь, как и положено, действуют в зависимости от ситуации: ежели мяч перехвачен, то они стараются всячески поддержать нападение, а не с упрямством горного зверя стоят на одном месте. Забивать можно любыми популярными способами - методом фланговых навесов, стремительных контратак, забросов на ход. Значительно улучшен дриблинг - определённые футболисты лучше контролируют "круглого", а крепким и сбитым игрокам проще протиснуться сквозь частокол вражеских ног, не потеряв при этом равновесие и мяч. Дальние удары, не побоимся такого громогласного заявления, впервые за историю серии наконец-то доведены до ума. "Кожаный шалун" не норовит улететь в трибуны, а честно старается попасть в сетку в зависимости от исполнителя, расстояния до ворот и угла удара. Помимо того, канули в лету ляпы голкиперов, которые поскальзывались и "отправляли" мяч в собственные ворота, и защитников (те, напомним, постоянно выносили мяч куда глаза глядят без согласования с геймером). Все сии доработки заставляют не только искать разный подход к каждому новому матчу, но и принимать те или иные тактические решения и изменения непосредственно во время поединка. Загляденье, чего уж тут лукавить...
Лига без чемпионов
Прошлогодний Pro Evolution Soccer разочаровал геймплеем, однако порадовал новыми режимами ("Стань легендой" и отлицензировнной Лигой чемпионов УЕФА). Сегодняшний гость статьи не в состоянии чем-то порадовать в направлении новых турниров/режимов (ну: почти), зато значительных улучшений добилась старая и пользующаяся наибольшим спросом "Мастер-Лига", в результате чего играть стало в разы интересней. А новшеств там действительно много. Начнём с расширенных настроек турниров - отныне дозволено указать количество участников национального чемпионата, подобрать формат кубкового соревнования, определить, сколько карточек нужно набрать футболисту для пропуска следующего матча. Развитие получил командный менеджмент - за отдельную сферу отвечает отдельный специалист. К примеру, скаут (знаем, что это слово обозначает члена организации бойскаутов и ничего больше, но в оригинале должность называется именно так) занимается трансферами, а тренировочным процессом - соответствующий виртуальный функционер. В последнем плане нас тоже ждут сюрпризы - отныне разрешено давать конкретные установки на матч отдельным игрокам, подлатывать их слабые стороны, а также учить отыгрывать на "неродных" позициях. Стоит также отметить и появление молодёжной команды, активисты которой в определённое время займут должное место среди стартового состава основы. Пожалуй, у старых фанатов PES вызовет улыбку наличие в "молодёжке" таких легендарных личностей, как Минанда и Кастоло. В связи с реорганизацией Кубка УЕФА стала доступна Лига Европы. Принять участие в ней можно в случае занятия командой определённого места во внутригосударственном чемпионате или вылета из группы с третьей позиции в Лиге Чемпионов. Как отдельный турнир, Лига Европы не представлена - только в формате "Мастер-Лиги". ЛЧ же, наоборот, продолжает прошлогоднюю традицию и радует отдельной возможностью сыграть, гимнами, стилистикой, но не всеми лицензированными коллективами. В частности, ни "Рубина", ни ЦСКА в списках мы не найдём. Россиян вообще потешат сборной и тремя клубами - "Зенитом" и почему-то "Локомотивом" со "Спартаком". Лица отечественных футболистов, правда, оставляют желать лучшего - прилагательным "похожи" можно охарактеризовать лишь физиономии наших легионеров за рубежом, например Павлюченко и Аршавина.
Ложка дёгтя в вагоне мёда
Отсутствие большинства лицензий, наверное, - единственный серьёзный недостаток Pro Evolution Soccer 2010. По старой недоброй традиции в нашем распоряжении окажутся три полностью лицензированных и два частично чемпионата. По таким раскладам мы играем в симуляторы от Konami уже не первый год и ситуация, видимо, меняться не собирается. Рано или поздно ведь ограниченный перечень клубов и сборных надоедает и хочется попробовать силы за или против других команд. Ничем, увы, не запомнятся и немногочисленные мелодии, отключить которые возжелаешь уже спустя пару прослушиваний. С комментаторами - аналогичная ситуация. Наши старые знакомые с незапоминающимися именами иногда доходят до маразма, повторяя одну и ту же фразу при идентичных или подобных действиях со стороны футболистов. К примеру, если мы спокойно перепасовываемся на своей половине поля, доигрывая матч, готовьте топить ваши уши в пучинах тотальной тавтологии. От звука - к графике. К ней претензий абсолютно никаких. Да, перед нами движок ещё 2008-ой версии, но выглядит он вполне в соответствии реалиям нынешнего времени. Лица и мимика футболистов не вызывают негодований, количество стадионов ограничено, но прорисовано на твёрдую четвёрку, а зрители в кои-то веки не представляют собой однородную кашу. Переборщили, наверное, лишь с яркостью - порой, при красочных формах и траве происходящее отдаёт "мультяшностью". Но не настолько, чтобы сильно уж раздражать очи. Замечания же к игровому процессу практически отсутствуют. Настолько разнообразными, яркими, захватывающими, сложными (в меру) получаются баталии, что на недостатки даже не хочется обращать внимание. Наверное, многим не придётся по вкусу новая система пенальти: забудьте про вид от третьего лица, одиннадцатиметровые ныне исполняются в стандартном режиме камеры. Привыкать предстоит долго, но, спешим заметить, вратари теперь чаще стали отбивать такие удары, ведь степень чувствительности клавиш сильно упала. С другими стандартами (кроме ещё вбрасывания с боковой линии, но об этом чуть позже) - без изменений, так что можете не переживать. Голкиперы, как отмечалось в начале статьи, чудить перестали, но защита ещё не избавилась от всех пороков - это касается искусственного интеллекта, который ажно на самых высоких уровнях сложности частенько преподносит подарки в виде пасов нашим нападающим на ход. У самого геймера тоже могут возникнуть проблемы. Например, из-за медленного отклика на нажатие кнопок - действие хочется сделать в одно касание, а футболист упрямо обрабатывает мяч, а потом бьёт по нему бутсой. Или не бьёт, если компьютерный супостат оказался расторопней. Недообработанный приём "шара", порой, сыграет злую шутку и в нападении - часто игроки слишком далеко отпускают мяч, особенно при быстрых переводах с одного фланга на противоположный. Да и отсутствие возможности бросить на ход с аута ничуть не порадовало, честно говоря.
Pro Revolution
Но могли ли мы, господа болельщики-тренеры-футболисты воспринимать эти прорехи всерьёз год назад, два, даже три? Да мы бы их просто не заметили! Pro Evolution Soccer 2010 - однозначно новая планка качества не только для серии, но и для всего жанра, настоящий бриллиант. Безусловно, есть ещё куда стремиться, есть что добавлять. Но сам игровой процесс, само происходящее на поле уже близко к идеалу. Целый год до выхода следующей части можно преспокойно и ни о чём не задумываясь получать удовольствие. Кто же предполагал, что Konami преподнесёт такой подарок?! P.S. Заметьте, что в статье мы ни разу не упомянули про FIFA. Оно и немудрено - сравнения бессмысленны, поскольку продукт Electronic Arts и рядом не стоит с рецензируемым шедевром.