Тактический шутер - жанр не самый популярный, однако с начала лета этого года на наши жесткие диски уже пожаловали - навскидку - и добротная ArmA 2, и провальная Delta Force: Xtreme 2, и юродивая Raven Squad: Operation Hidden Dagger. Теперь вот до релиза добралась новая часть Operation Flashpoint - одной из самых известных в рамках упомянутого жанра серий. Operation Flashpoint обрела свой немалый успех еще на стыке тысячелетий не зря: по-настоящему умные и серьезные стрелялки, требующие активной работы серого вещества, - всегда были редкостью, поэтому и ценятся они на вес золота. И не мудрено, что Dragon Rising заочно полюбили. Но, как оказалось на деле, любить новую Operation Flashpoint, в общем-то, особо и не за что. К нашему удивлению и разочарованию, в свежем тактическом шутере от Codemasters нет ничего, что позволило бы возвести его в ранг заслуженного хита или одного из главных блокбастеров этой осени. А ведь мы ждали очередного пришествия Operation Flashpoint столько лет... Знакомые все виды
Стильный и информативный стартовый ролик Dragon Rising устраивает для игрока эдакий экскурс в историю небольшого российского островка под названием Скира, на котором, собственно, и разворачивается действие проекта. Судьба Скиры - почти копия грустного прошлого Курильских островов и Сахалина. Установить контроль над этим клочком земли в свое время с переменным успехом пытались и русские, и китайцы, и японцы. Повальное желание владеть Скирой еще больше обострилось, когда в ее недрах нашли "черное золото". Запах нефти и геополитические бонусы и преимущества в наших суровых реалиях - особенно в дни мирового финансового кризиса - дороже человеческих жизней, а дипломатия, как известно, не всесильна, поэтому вскоре стало ясно, что хотя бы локального вооруженного конфликта не миновать. На этот раз в роли агрессора выступили испытывающие проблемы с сырьем и политической стабильностью китайцы, а усмирить их пыл предстоит - угадаете с трех раз? - вездесущим янки с их демократиями, штурмовыми винтовками M16 и самыми крутыми в мире военными подразделениями. Россия, как заверяют нас сценаристы из Codemasters, сама попросила своих заокеанских друзей о помощи - и ватага бравых парней из далеких США отправляется на остров, чтоб надрать гражданам КНР их желтые задницы. Как видим, классическая для тактических шутеров (привет, Том Клэнси!) бредятина, претендующая на гордое звание фабулы. Сюжет всегда был в подобных играх чуть ли не фикцией - и претензии к Dragon Rising по поводу дурацкого сторилайна в духе обеих ArmA мы оставим при себе. Тем более что Скира вышла пускай и не шибко аутентичным, но атмосферным местом: холмистый рельеф, пасторальные пейзажи, неказистые хибарки и вполне приличные сельские домики, соседствующие с различными ангарами и промышленными объектами, знакомая жителю зоны умеренного пояса растительность - почти типичная провинция средней полосы России, только куда более ухоженная. Огорчают во внешнем виде Скиры лишь две вещи: множество пустых, ненужных и неинтересных площадей, по которым нас заставляют бегать, ходить на корточках и ползать, и чрезмерная схожесть с Черноруссией из все той же ArmA 2. Не лезь на рожон
Dragon Rising, как и положено каждой уважающей себя Operation Flashpoint, очень серьезна и почти настолько же реалистична. Вместо скорости, бешеных перестрелок и драйва проект предлагает медленный, аккуратный и иногда вдумчивый геймплей из разряда "на любителя" или "только для фанатов". В большинстве случаев более-менее значительная ошибка в действиях приводит к загрузке последнего чекпойнта: пара пуль - и виртуальное воплощение растерявшегося игрока отправляется к праотцам. Dragon Rising - игра не для сорвиголов и не для нервных личностей. Усидчивость, олимпийское спокойствие и умение выждать - вот залог успеха. Просьба заметить: среди перечисленного нет ни слова о тактической мысли. Все потому, что тактическая составляющая Dragon Rising настолько же недружелюбна к игроку, как и шастающие по Скире китайцы. В последней Operation Flashpoint есть и пространства для хитрых маневров, и внушительный набор отдаваемых соратникам приказов, и довольно сильная мотивация для включения головного мозга. Но, если ваши напарники управляются не живыми людьми, а искусственным интеллектом, острое желание "стратежить" угасает крайне быстро. Для того, чтобы отдать приказ команде в целом или какому-либо ее члену в частности, нужно остановиться и поковыряться в специальном - очень неудобном и непривычном, особенно на первых порах - меню. Необходимость же в глобальном планировании означает, что вам придется, опять же, остановиться, перейти в режим карты и... ковыряться в еще более неудобных и непривычных меню. С таким раскладом появляется тяга к простоте: задать подчиненным определенный характер поведения (например, следовать за вами и при этом открывать огонь без дополнительных приказов), вспомнить о стелс-экшенах вроде Hitman и перманентно держать ушки на макушке, а пушку - наготове. В большинстве стычек можно пойти по одному из двух следующих путей. Хотите - тщательно отдавайте приказы каждому бойцу, не имея во время требуемых процедур возможности перемещаться или хотя бы стрелять и рискуя схлопотать обидный хедшот. А хотите - включайте необходимую для любого хардкорного экшена банальную смекалку: заходите с фланга и, засев в укрытии, методично "снимайте" китайцев самостоятельно, не надеясь на то, что у AI случится приступ просветления. И если фанат серии и/или жанра, скорее всего, предпочтет первый вариант, то рядовой игрок уже после пары-тройки миссий начнет склоняться ко второму. Впрочем, регулярно отбрасывать коньки вы будете в любом случае: узкоглазые супостаты действуют в основном глупо, но стреляют метко. Многое меняется при игре с "живыми" напарниками в режиме кооперативного прохождения: "стратежить" становится комфортно - и жажда тактических свершений не покидает пользователя в течение первого часа. Преображаются и прогулки на местном транспорте: с управляемым AI водителем или стрелком каши не сваришь. Но игра в кооперативе не исправляет других проблем Dragon Rising. Последняя Operation Flashpoint со своим нездоровым стремлением к реалистичности - откровенно скучный проект. Зрелищность отсутствует напрочь - если не считать редкие возможности организовать авиа- или артиллерийский удар. Абсолютно все - от процесса перезарядки до перехода из стоячего положение в сидячее - происходит медленно. Здесь же - идиотские забеги на некислые дистанции: порой нам предлагают прочесать или проползти на брюхе полкилометра (а бывает и больше!), чтоб увидеть хоть малейшие признаки присутствия врага. Усугубляется все это тем, что чекпойнтами разработчики игрока не балуют. Словили парочку "маслин" - извольте по новой тащить свой зад во-о-он туда. В Dragon Rising нет ни намека на динамику. А одной реалистичностью ведь сыт не будешь. Все не слава богу
Если дизайном Dragon Rising смахивает на ArmA 2, то технический уровень ее визуального ряда вызывает стойкие ассоциации с Call of Duty: World at War. Внешность новой Operation Flashpoint можно похвалить лишь за две вещи - неплохие модели и красивое небо. Но главная претензия к картинке Dragon Rising - цветовая гамма. Мы, конечно, понимаем, что бледные, скучные и однообразные цвета и тона были выбраны для того, чтобы подчеркнуть местную атмосферу. Но эта палитра своей монотонностью вынуждает систематично заниматься эдаким пиксель-хантингом: высмотреть одетого в камуфляжный костюм супостата, который даже не залег в высокой траве, а стоит посреди луга, бывает очень непросто, а иногда и вовсе нереально. Масла в огонь подливает "урезанный" радар, показывающий лишь направления, в которых располагаются противники. И это, опять же, относительно реалистично, но бесит чрезвычайно. Зато радует физика: траектория полета пуль-снарядов, как и следовало того ожидать, правдоподобная, а транспорт ведет себя не как в какой-нибудь дешевой аркаде, а примерно так, как ему себя вести и положено. Жаль, интерактивность почти нулевая: разрушаемость уровня той же Battlefield: Bad Company добавила бы Dragon Rising немало фана. Стремление к реалистичности сыграло с Codemasters злую шутку и в плане звука. И дело даже не в актерах, озвучивавших здешних вояк, а в их репликах. С одной стороны, постоянно доносящиеся из наушников/колонок приправленные военным официозом строгие фразы способствуют погружению в игру, но с другой - лексикон персонажей нагоняет тоску. Ну а русская версия проекта отличается еще и "рваными" воплями, что особенно ощущается при зачитывании кем-либо каких-нибудь координат. Непорядок и с остальной аудионачинкой: для претендующей на сногсшибательную реалистичность игры звук слишком пресный и невыразительный, а музыки еще меньше, чем способен наплакать среднестатистический кот. Уже не торт
То ли это Operation Flashpoint испортилась, то ли мы, пардон, зажрались - но в Dragon Rising скучно играть, будь то одиночное прохождение, кооператив или мультиплеер. В погоне за реалистичностью и прочими свойственными крутым тактическим шутерам наворотами Codemasters напрочь позабыла о том, что качественный проект - это проект, в который играть интересно и комфортно. Черт подери, да даже ущербная Raven Squad: Operation Hidden Dagger местами способна увлечь не меньше, чем расфуфыренная и вся из себя распиаренная Dragon Rising! Впрочем, отговаривать вас играть в свежую Operation Flashpoint мы не будем: она не настолько плохая и занудная, как вы можете подумать после прочтения этой рецензии. Но чтобы получить от Dragon Rising истинное удовольствие, нужно играть хотя бы в кооперативе. А иначе есть ArmA 2 - и этим все сказано.