Слава великих не даёт нереализованным разработчикам покоя. Gothic покорила мир так же стремительно, как и её соотечественник Бах в свои годы, - стремительно и бесповоротно, навсегда войдя в историю. Огромный-преогромный даже по нынешним меркам игровой мир, море квестов, мгновенно поглощающая атмосфера Рудниковой Долины - идеальная формула, справиться с которой оказалось не по силам даже третьему и четвёртому The Elder Scrolls. Меж тем, вышел сиквел, а затем и третья часть, но конкуренты всё равно не подобрались к кумиру даже на расстояние пушечного выстрела. Но на сей раз счастья пытали уже сами немцы.
Бенедикт Батлер
Игровая механика Venetica практически полностью копирует упоминаемую "Готику". Имеется немалых размеров средневековый город: какой именно - несложно угадать из названия игры. В роли главной героини - симпатичной и даже сексапильной брюнетки Скарлетт - нам предстоит общаться с местными NPC, выполнять их многочисленные поручения aka квесты, а также неспешно продвигаться в выполнении основной сюжетной миссии. А миссия у госпожи Скарлетт весьма важная. Девушка жила себе в пригородной деревушке и вот-вот собиралась пожениться на любимом по имени Бенедикт. Но случилась беда - на селение напали ассасины, и Бенедикт героически погиб, доблестно защищая красавицу. Как оказалось - это были лишь цветочки. Последующей после трагедии ночью Скарлетт во сне явилась сама Смерть и поведала (точнее, поведал) вопиющие факты - во-первых, что Скарлетт является дочерью хозяина потустороннего мира, а случай с Бенедиктом был лишь началом цепочки событий. В послании Смерть открыла тайну, что над миром висит угроза в лице обезумевшего и вышедшего из-под контроля некроманта. И теперь только юной вдове по силам справиться с напастью. На закуску же Смерть (кстати, очень сильно напоминающая Дейви Джонса из "Пиратов Карибского моря") велела чаду отправляться в Венецию и там искать корень всех бед.
Управляемая демократия
Венеция встретит нас разделённой на кварталы, которые постепенно становятся доступны после выполнения особо важного сюжетного задания. К примеру, во вторую часть города можно попасть исключительно вступив в одну из гильдий. Последние, как и сами знаете где, полностью заменяют собой классы. Всего гильдий три - Крыло Тени, Орден Святой Печати, Сеть Маски; а скрываются за ними всё те же привычные - воры, воины и маги. Выбор повлияет на умения, которые станут доступны благодаря мастерам из разных гильдий. Так, например, Сеть Маски научит искусству некромантии, а Святая Печать предоставит доступ к продвинутым комбо-ударам. В принципе, роль гильдий фактически так и ограничится "пропуском" по сюжету - к кому мы бы не присоединились, на задания это не повлияет да и на саму боевую систему, что не менее важно, тоже. Всё равно уже к середине игры Скарлетт станет настолько сильной и прочной, что ей вряд ли сможет кто-нибудь серьёзно угрожать. Остаётся лишь отмахивать орды беспомощные противников грозными мечами, молотами и дубинами, которые пригодятся намного больше, чем всяческие трюки и заклинания. Заданий предлагается широкий ассортимент любой сложности и на любой вкус. Особой оригинальностью они не отличаются - вырежи стадо кальмароподобных монстров и их матку, расправься с ночными бандитами, почини водосточный мост; всё это мы уже видели в том или ином варианте в других РПГ, но общее обилие миссий так или иначе не даёт заскучать - приходится всё время находиться в движении. Действие, к слову, проходит не только в Венеции, но и близ её пределов - в деревушках, бухтах, периодически даже будем навещать мир мёртвых. Кстати, про последний - героиню также очень сложно убить ввиду того, что после физической смерти она моментально возрождается в сумеречном мире и в состоянии продолжать бой. После каждой гибели у Скарлетт отнимается так называемая энергия тени, и окончательно и бесповоротно девушка отойдёт на вечный покой лишь в случае, если эта энергия закончится.
Венецианское гетто
К сожалению, не всё так получилось гладко, как кажется на первый взгляд. Безусловно, в Venetica весьма интересно играть, но в этом мире мы вряд ли: почувствуем себя по-настоящему свободным. Причиной тому - до жути "коридорные" локации, даже хуже, чем в The Witcher или Fable: The Lost Chapters. Дело касается не просто естественных преград, вроде гор или бордюров, а невидимых стен, которые преследуют нас на каждом шагу. Ну как, согласитесь, стерпеть то, что с крыши дома нельзя спрыгнуть вниз на асфальт - необходимо только спускаться по лестнице. Город, не смотря, на свою обширность тоже начнёт надоедать после нескольких вечерков, проведённых за игрой. Венеция, попросту говоря, мертва. Нет, по улицам, конечно, снуют сотни нейтральных персонажей. Но на наши действия они категорически отказываются реагировать. Мы можем легко достать оружие при страже, испытать новенькое заклинаньице на чиновнике и провернуть самое невероятное комбо на зазевавшемся горожанине - никто и глазом не моргнёт. Какие-то подобия алгоритмов поведения у венецианцев присутствуют - по ночам они отправляются спать в собственные дома, но если, к примеру, залезть к ним ночью в квартиру "по грибы", то мы заметим их не спящими в кроватях (подчинённая такую возможность имеет, если что), а бодрствующими круглые сутки. Лунатики, не иначе: Ещё "интересней" получится, если мы попытаемся что-нибудь утащить из-под их носа - в свой адрес услышим невнятное: "Прочь из моего дома", но каких-либо активных действий в защиту кровным трудом заработанного от хозяев не дождёмся. Продолжат себе ходить вокруг да около, пока Скарлетт чистит их сундуки. Лишь показатель славы напоминает о нечестности поступка, впрочем, её не так уж и сложно вернуть обратно в положительный показатель. Всячески мешают получать удовольствие от процесса и пресловутые баги - бич всех современных РПГ. Скарлетт то и дело проваливается сквозь пол, застревает на лестницах или даже, порой, вовсе отказывается двигаться. Venetica постоянно подтормаживает - не смотря на не такие уж и высокие системные требования, нормально поиграть удастся лишь на сверхсовременных машинах. Иначе придётся опускать графические настройки до критического минимума. И ждать по несколько минут постоянные загрузки при переходе из одной локации в другую. Последнее, впрочем, доведётся терпеть так или иначе. Недоготика
Что же имеем в итоге? С одной стороны, РПГ без опостылевших орков/эльфов и прочей фэнтезийной челяди. Оригинальный сеттинг, немало интересных квестов, солидные размеры игрового мира. Но ведь погодите - практически то же самое мы уже пробовали. Только с несколькими городами, абсолютной свободой в передвижении, нелинейностью и ещё пригоршней мелких и не очень преимуществ. И было это, давайте припомним, аж в 2001 году. Стоит ли упоминать о том, что накануне нового десятилетия хочется даже не одного, а хотя бы пару-тройки шагов вперёд. P.S. А на полках магазинов уже вовсю расхватывается Risen - новая ролевая игра от Piranha Bytes, создателей первой и второй Gothic. Вряд ли при таких раскладах кто-то обратит внимание на достаточно скромную Venetica.