Почти у каждой более-менее известной игровой студии есть свой фирменный сериал, особенно если речь идет о японских игровых конторах. У Konami - Metal Gear Solid, у Square Enix - Final Fantasy, а у Capcom - Resident Evil. Хотя "фирменный сериал" - не совсем правильное определение. Все гораздо серьезнее. Так, за 13 лет коммерческого существования словосочетание "Resident Evil" превратилось в успешную торговую марку, объединяющую огромное количество игр, чьи продажи давно перевалили за 30 млн. копий, несколько новелл, комиксы, три фильма и один компьютерный мультик. Вдохновляясь бессмертными лентами Джорджа Ромеро, Capcom удалось создать одну из самых ярких вселенных, на которую другие ровнялись, ровняются и будут ровняться еще много лет. С 1996 года с заголовком Resident Evil на консолях, игровых автомаках и мобильниках вышло 20 полноценных экшенов. То есть по 1,53 игры в год - неплохая производительность. Сиквелы, приквелы, ремейки, ответвления - чего там только не было. На PC из них перебрались лишь немногие: оригинальная Resident Evil, Resident Evil 2, Resident Evil 3: Nemesis, малоизвестная Resident Evil: Survivor и кривая версия Resident Evil 4 от никому неизвестной конторы Sourcenext. С середины сентября в этот перечень можно вписать и Resident Evil 5 - главный релиз от Capcom в 2009 году (Street Fighter 4 и Bionic Commando, конечно, хороши, но не настолько). Пятая Resident Evil вышла на Xbox 360 и PlayStation 3 еще в марте и, несмотря на практически полное отсутствие прогресса по сравнению с четвертой частью, в целом собрала только положительные оценки. Разработчики долгое время не подтверждали компьютерную версию, но, в конце концов, не выдержали натиска фанатов и несколько месяцев назад объявили о работах над портом для PC.
Новые ощущения
Resident Evil 5 переносит игрока в современную Африку. Двое оперативников организации B.S.A.A. (Bioterrorism Security Assessment Alliance) - вояка-ветеран Крис Редфилд и длинноногая Шева Аломар - прибывают для выполнения рядового задания в одну из замшелых деревушек, затерянных среди песков, пальм и кактусов. Ситуация, как обычно, оказывается серьезнее, чем докладывала разведка. Серьезнее настолько, что спустя десять минут за мозгами агентов B.S.A.A. с выпученными глазами гоняется половина голодающего (ох, как голодающего!) континента, включая чернокожую версию знаменитого босса с бензопилой. Дело в том, что основная часть жителей окрестных деревень каким-то непонятным образом оказывается заражена новой модификацией паразита, доставившего немало проблем Леону Кеннеди в прошлой игре. Именно Шеве и Леону предстоит узнать ответы на вопросы "как?", "зачем?", "почему?" и, собственно, "причем здесь почившая уберкорпорация "Амбрелла""? Сюжет под девизом "Зарази ближнего своего" при беглом взгляде не сулит ничего интересного, но так только кажется. Японцы издавна славятся своим умением красиво рассказывать, в общем-то, банальные истории. Вот и Resident Evil буквально пропитана стилем и драйвом. Недаром для постановки шикарных сценок на движке позвали Джима Сонзеро [Jim Sonzero] - настоящего голливудского режиссера, известного по хоррору "Пульс". Героям предстоит покататься на джипах, катерах и эффектно раскроить черепушки сотням, а то и тысячам зомби. Диалоги при таком раскладе сами собой отходят на второй план. Кому какое дело до болтовни, когда в спину дышат мозгоеды на грязевых мотоциклах? Да-да, на мотоциклах! Ближе к концу игры жмуры получат в руки автоматы и начнется ТАКОЕ, что словами не передать. Вообще, Resident Evil 5 не стесняется абсурдных ситуаций и в чем-то напоминает Gears of War с ее брутальным экшеном. Зато игровая механика четвертой Resident Evil снова в деле - и почти без изменений. Крис, как главный герой, хищной походкой крадется по улицам, изредка забредает в тесные домики, лаборатории, пещеры и стильно раздает хедшоты. Косметическая переделка инвентаря, упразднение торговцев и появление экшен-сцен - вот, кажется, и все на что хватило фантазии у разработчиков. Радует, что хоть менять оружие и орудовать ножом можно без длительных путешествий по дебрям интерфейса. А вот стрелять и двигаться одновременно мистер Редфилд не научился. Разработчики сознательно не пошли на такую уступку. Мол, удобное управление чересчур ускорит прохождение. В Resident Evil 4 было мало по-настоящему пугающих моментов, в 2007 году это, правда, списывали на отсталую картинку и кривые руки разработчиков из Sourcenext. Resident Evil 5 чертовски симпатична, но именно она умудрилась стать первой целиком и полностью нестрашной игрой сериала. Cамая атмосферная локация "пятерки" - комната с подопытными животными - даже близко не дотягивает по саспенсу до первых уровней Dead Space. Вряд ли на атмосферу так повлияла ликвидация фирменных пунктов сохранения в виде старых печатных машинок и упор на привычные для экшенов контрольные точки. Скорее дело именно в непривычном для сериала переизбытке экшена. В пятой Resident Evil, как и во многих японских проектах, авторы предусмотрели немыслимое количество скрытого контента: от костюмов до секретного оружия и энциклопедии по вселенной. После прохождения одиночной кампании открываются секретные шмотки и графические фильтры, стилизующие изображение то под старину, то под ретро-съемку. До кучи, после полного апгрейда определенных видов огнестрельного оружия открываются секретные образцы вроде пушки Гатлинга для Криса и здоровенного лука для Шевы.
Жизнь на двоих
В предыдущих Resident Evil напарники и напарницы персонажей были в лучшем случае мельтешащей декорацией, в худшем - обузой. В пятой части длинноногая Шева является полноценной участницей событий. У девушки есть оружие и собственный инвентарь, и ей можно отдавать простейшие указания. Более того, иногда без помощи напарницы просто не обойтись. Туда, куда не запрыгнет Крис, легко доберется Шева. Участки, где требуется командная работа, пропустить практически невозможно: стоит только приблизиться к нужному месту, как на экране появится предложение щелкнуть по соответствующей кнопке. Одно нажатие - и парочка разыграет постановочный прыжок или возьмется синхронно крутить вентили. Сильно геймплей заигрывания со скриптами и искусственным интеллектом, впрочем, не преображают. Ситуация в корне меняется после включения кооперативного режима. На место незадачливой напарницы с электронными мозгами приходит друг или знакомый. Появляются интерес, азарт и так называемое "чувство локтя". В компьютерной версии поддерживается только игра через службу Games for Windows - LIVE. Сплит-скрин, к несчастью, остался достоянием приставок. После прохождения сюжета игра открывает доступ к классическому мультиплееру. На выбор предлагаются различные карты, несколько ключевых персонажей и по паре вариантов костюмов для них. Действие сводится к безостановочным перестрелкам в deathmatch-стиле. Незамысловато, зато весело и динамично.
Цвета Африки
Поскольку основные события Resident Evil 5 разворачиваются в Африке, создатели игры отдали предпочтение светлой и яркой картинке. После унылых испанских пейзажей из четвертой части - настоящее пиршество для глаз. Хотя серые оттенки периодически проскальзывают: некоторые уровни получились на редкость скучными именно благодаря неудачной цветовой гамме, якобы работающей на атмосферу. В интернете, кстати, уже появилась любительская модификация, превращающая душные пустыни в живописный курорт. За прорисовку всего и вся отвечает обкатанный в Lost Planet и Devil May Cry 4 движок MT Framework. Технология относительно молодая, с хорошим запасом мощности и всего одним явным недостатком: уровни слишком тесны. После просторов Far Cry 2 и Crysis местные пустыни и саванны кажутся картонными декорациями к дешевому голливудскому боевику. Впрочем, об этом моментально забываешь, стоит только увидеть детальные модели персонажей из десятков тысяч полигонов, вдобавок, отлично анимированные. Тех, кто не гоняется за графикой и годами не обновляет систему, обязательно обрадуют отличная оптимизация и скромные системные требования. Игрушка чувствует себя как рыба в воде даже на стареньких машинах. При этом свет светит, тени затеняют, спецэффекты шарахают так, что мама не горюй. Теперь о грустном. Анонс компьютерной Resident Evil 5 сопровождался громкими рекламными заявлениями Capcom о супер-пупер поддержке DirectX 10. Заявления эти оказались правдивыми лишь отчасти. Да, игра действительно дружит с DirectX 10. Не исключаем, что где-то в недрах движка не обошлось и без "супер-пупер", вот только увидеть разницу между девятым и десятым "директом" не получится даже под микроскопом. А все оттого, что визуальных отличий попросту нет. Вообще. Уже после релиза PC-версии разработчики неожиданно признались, что DirectX 10 не добавляет в игру ни новых шейдеров, ни новых спецэффектов, зато заметно бьет по производительности видеокарт Radeon. Единственная реальная задача "десятки" - обеспечивать поддержку новой технологии виртуальной реальности 3D Vision от NVIDIA. Правда, чтобы погрузиться в 3D-мир по самые уши, придется прикупить специальные стереоочки, дорогущий монитор с поддержкой частоты в 120 Гц и видеокарточку не хуже GeForce GTX 275. Нетрудно посчитать, что стоимость такого удовольствия стремится к 1000 долларов. Тратить бешеные деньжищи на модный прибамбас для компьютера решатся единицы.
Пятерка с минусом
Несмотря на отсутствие серьезных нововведений (окромя, разумеется, кооператива) и многочисленные претензии к боевой системе, Resident Evil 5 каким-то немыслимым образом снова удалось отличиться и перевернуть жанр с ног на голову. Наряду с Batman: Arkham Asylum перед нами один из самых заметных экшенов 2009 года. Как? Почему? Ответы на эти вопросы вряд ли можно назвать очевидными. Сказочно красивая графика, динамичные ролики на движке, захватывающая история - лишь обертка, так сказать, самые очевидные достоинства Resident Evil 5, но не самые главные. После нескольких часов наедине с игрой становится понятно, что секрет успеха детища Capcom вовсе не в блестящем фантике, а в ярких персонажах, захватывающих дуэлях с боссами, занятном мультиплеере и шикарном кооперативном режиме. И если на консолях есть Gears of War 2 и Metal Gear Solid 4, то на PC игрушки с перечисленным набором качеств, увы, редкость. Ни в коем случае не пропустите! Сейчас можно почти с уверенностью сказать, что "Пятерка" станет последней Resident Evil в том стиле, который определила в свое время четвертая часть. Пару месяцев назад один из боссов Capcom официально заявил, что релиз Resident Evil 6 ознаменует тотальную "перезагрузку" сериала, из-за чего сама игра вряд ли выйдет раньше 2012 года. Такой основательный подход к франшизе, безусловно, радует.