Интенсивная терапия За неделю продаж консольная версия Batman: Arkham Asylum только в США разошлась тиражом в шестьсот тысяч копий. Это много. Очень много. Даже по меркам так называемых “заранее хитов”, коим новый Batman ни разу не являлся. Для сравнения, недавняя Wolfenstein за такой же промежуток времени так и не смогла преодолеть стотысячную отметку. А ведь тылы новому “Вольфенштайну” прикрывали спецы из id Software в целом и Джон Кармак (John Carmack) в частности. До самого релиза Arkham Asylum оставалась темной лошадкой. Новички-разработчики, подростковый возрастной рейтинг, совершенно непонятный геймплей в духе неторопливой Splinter Cell и безостановочной Assassin’s Creed одновременно – любой здравомыслящий человек с опаской поглядывал на столь странный продукт британского игропрома. Особенно коробил тот факт, что в основе всего этого безобразия лежали комиксы про миллиардера, который ночами напролет носился по мрачным улицам города в костюме летучей мыши. К счастью, опасения и подозрения так и остались ничем не подкрепленными опасениями и подозрениями. Из Arkham Asylum получился образцовый экшен. Коллектив Rocksteady ловко компенсировал отсутствие опыта интенсивным трудом и дотошным вниманием к деталям.
Наш дом – дурдом! Комиксы про Бэтмена выходят с мая 1939 года, то есть в общей сложности больше семидесяти лет. Естественно, за такой громадный отрезок времени о Человеке-Летучей мыши нарисовали настолько много цветастых журналов, что ими можно доверху забить пару стеллажей любой провинциальной библиотеки. Менялись декорации, сюжетные линии, временные отрезки, вселенные. Почти неизменными оставался только главные действующие лица – борец с преступностью Бэтмен (в миру промышленный магнат Брюс Уэйн) и его сумасшедший враг Джокер. Batman: Arkham Asylum рассказывает как раз об очередной главе противостояния этой неразлучной парочки. На этот раз Джокер превзошел сам себя: после пары манипуляций под контролем преступника оказывается Аркхем – крупнейшая психиатрическая лечебница Готэма, где содержатся самые опасные и самые жестокие преступники города. Часть персонала погибает, часть оказывается в заложниках. Пациенты, тем временем, отправляются гулять по больничным блокам и открывают охоту на тех, кому повезло выжить в первые минуты бунта в стенах дурдома. Спасать положение, как обычно, предстоит Бэтмену. Признаться честно, сценарий Arkham Asylum не представляет никакой художественной ценности. В нем нет и десятой части подтекста “Темного рыцаря”. Нехитрая и абсолютно линейная история лишь изредка принимает серьезный оборот. Чаще перед нами предсказуемый аттракцион с участием зеков-качков, размалеванных клоунов и мускулистых парней в странных костюмах. Но игра хороша вовсе не крутыми поворотами сюжета, а скрупулезно воссозданной атмосферой мрака и окружающего безумия (и это при возрастном рейтинге “от 12 и старше”!). Кстати, если не поленитесь найти все спрятанные частички автобиографии основателя лечебницы Амадея Аркхема, узнаете много интересного из страшного прошлого главной готэмской дурки. Не сюжетом единым. В любой момент можно забыть об основной истории и посоревноваться с Эдвардом “Риддлером” Нигмой, расставившему свои загадки и тайники по всему Аркхему. Задачки, как правило, просты. Игроку необходимо понять смысл ключевой фразы и при помощи специального гаджета сфотографировать искомый объект. В качестве наград предусмотрены различные фанатские плюшки и бонусы. Чего тут только нет: и модели персонажей для неторопливого изучения, и биографии, и записи задушевных бесед с пациентами Аркхема. Мрачная экскурсия по Аркхему длится минимум 12 часов. Прибавим сюда 240 загадок от Риддлера, зашифрованные послания Амадея Аркхема и многочисленные записи. Итого: почти сутки дистиллированного геймплея. Немало по нынешним временам.
Несмертельное оружие Arkham Asylum выглядит как обыкновенный экшен от третьего лица, но фактически проект склеен из двух половинок. Первая – ожесточенные драки (с обычными врагами), вторая – стелс-миссии (здесь, зачастую, действуют противники, вооруженные огнестрельным оружием), так что сравнение со Assassin’s Creed и Splinter Cell вполне резонно. От Сэма Фишера Бэтмен взял привычки по несколько минут торчать в тени, смотреть на мир через специальный визор aka "режим детектива", тихонько красться за спинами противников и вырубать их одним ловким движение (правда, как уверяют разработчики, не фатально – внутренний кодекс Брюса Уэйна не позволяет никого убивать). От Альтаира герой получил иллюзорную свободу перемещения по окрестностям психушки, завидную ловкость в рукопашном бою и общее представление об акробатике. О мордобое и акробатике будет не лишним рассказать отдельно. Бэтмен умеет перепрыгивать с уступа на уступ, перекатываться в любом направлении, планировать прямо на врага и подвешивать несчастных маньяков вверх тормашками. Несмотря на видимое превосходство, действовать нужно крайне аккуратно. Пара выстрелов в упор – и Темный рыцарь скоропостижно испускает дух. Частенько сложности доставляет Джокер, подсказывающий своим прихвостням последнее местоположение Бэтмена по внутренней системе видеосвязи. Драки реализованы до гениального просто – всего три кнопки мыши (плюс, CTRL для добивания недобитых). Первая отвечает на стандартную атаку, вторая – за контратаку, а последняя позволяет ошеломить противника неожиданным ударом плащом. Нехитрые приемы имеют свойство автоматически складываться в эффектные комбинации. Бэтаранг, дистанционная взрывчатка, гарпунный пистолет, электронный взломщик терминалов – лишь часть доступных персонажу гаджетов. Одни помогают миновать препятствия и забираться в труднодоступные места, другие – вырубать врагов. Устройства выдаются по мере прохождения строго дозировано, поэтому интерес к технике и не успевает ослабевать. Тем более, в игре есть апгрейды, серьезно улучшающие не только прочность котелка Бэтмена, но и функционал гаджетов. Сражения с боссами в большинстве своем увлекательны и оригинальны. Особенно здорово сделаны эпизоды с Пугалом, Плющом и Убийцей Кроком. Часто для успешного завершения требуется не только размять пальцы, но и пошевелить извилинами. Не обошлось, правда, без досадных глупостей. Возиться с одинаковыми боссами локального значения вроде клоунов-мутантов придется по несколько раз за игру. Утомляет.
Special Edition До недавнего времени львиная часть экшенов от Eidos базировалась на двух движках. Престарелый Glacier c 2000 года трудился в каждой из четырех игрушек сериала Hitman, во Freedom Fighters и в Kane & Lynch: Dead Mуn. Более современная технология на базе Tomb Raider: Legend использовалась, как нетрудно догадаться, в последних Tomb Raider. Она же через год приведет в движение шестеренки Deus Ex 3. Arkham Asylum изменила сложившимся традициям, что не может не радовать. Новейшая модификация моторчика Unreal 3 на голову превосходит технологический уровень Tomb Raider: Legend и уж тем более уровень последней части Hitman. Первыми в глаза бросаются не шикарные текстуры, чувствующие себя комфортно в любом HD-разрешении, и даже не кинематографичные спецэффекты, а потрясающие модельки персонажей. Нет, серьезно, основные действующие лица прорисованы и анимированы с маниакальным вниманием к деталям. На Джокера, Убийцу Крока, Пугало и самого Бэтмена ушли десятки тысяч полигонов и часы mo-cap анимации. Немногочисленные женские персонажи смотрятся ничуть не хуже. Наоборот, лучше. Нигде и никогда Харли Квин и Плющ не выглядели так здорово. Кроме того, чем дальше Бэтмен забредает в дебри сюжета, тем сильнее достается его костюму. Сначала появляются потертости и дырки от порезов, затем слегка рвется плащ, ну а ближе к финальным титрам внешний вид героя становится совсем печальным. Главная изюминка компьютерной версии Arkham Asylum – поддержка PhysX – модной нынче физики от NVIDIA. Что из себя представляет эта PhysX? Грубо говоря, перед нами набор дополнительных спецэффектов, которые поддерживаются только последними видеокарточками GeForce. Так, стоит лишь игре почувствовать в системнике какую-нибудь GeForce 8800 или GeForce GTX 275, как на уровнях появляются красивейший дым, расступающийся перед главным героем, разного рода занавески и растяжки, рвущаяся паутина, газетные обрывки и прочие приятные глазу фенечки. На новейших карточках от ATI ничего подобного не наблюдается, за исключением эффектно развивающегося плаща Бэтмена. Что ж, 1:0 в пользу NVIDIA. Звуку Rocksteady уделили повышенное внимание. Музыку под явным впечатлением от “Темного Рыцаря” написал Рон Фиш (Ron Fish), композитор Delta Force: Black Hawk Down и приставочного слешера God of War. Получилось в меру пафосно, в меру устрашающе, но в целом без искры. Зато центральных персонажей озвучили актеры из культового мультсериала Batman: The Animated Series середины девяностых годов, включая Марка Хэммила (Mark Hamill). Звезде классических “Звездных войн” достался Джокер. Без малого шестидесятилетний Марк, надо признать, не ударил в грязь лицом и наделил своего обаятельного антигероя крайне правдоподобными замашками эксцентричного маньяка-убийцы. При таком раскладе советуем учить английский и обходить российскую локализацию за полтора километра.
Правильная консистенция Вспомним-ка последние проекты по громким лицензиям. The Godfather II, Harry Potter and the Half-Blood Prince, G-Force, Transformers: Revenge of the Fallen, Terminator: Salvation – улавливаете закономерность? Скучно, скоротечно, одноразово... В стройные ряды пустышек по мотивам чьего-нибудь творчества не вписываются лишь отличная Ghostbusters, да неплохая X-Men Origins: Wolverine, которым для оглушительного успеха, к сожалению, не хватило разнообразия. А вот Batman: Arkham Asylum ругать, как оказывается, почти не за что. Если только за несколько одинаковых боссов и предсказуемый сюжет, но кому охота придираться к мелочам? Неожиданно для всех, Rocksteady сделала красивый, шустрый, стабильный, атмосферный, захватывающий, чуть ли не главный экшен от третьего лица для PC за последние полгода и без шуток лучшую игру про Бэтмена. Разработчики смешали в одном котле игре яркие картинки из мультиков, безумие, творящееся в комиксах, мрачные нотки фильма “Темный рыцарь” и не ошиблись с консистенцией. Слушать монологи Джокера, бесшумно порхать под потолком, собирать секреты и методично выводить из строя окрестных головорезов и психов – удовольствие вполне сравнимое с той радостью, которую много лет назад доставляли самые первые (и самые лучшие!) часы наедине с Max Payne или Hitman: Codename 47. P.S. Eidos подошла к раскрутке Arkham Asylum с нетипичной креативностью. Незадолго до выхода игры, в интернете появились полноценные сайты лечебницы Аркхем и муниципалитета Готэма, где можно найти весьма любопытные новости, заметки, картинки и записи.