Будем честны и объективны – крупным проектам, к которым притрагивается легендарная id Software, последнее время откровенно не везет. Причем дело вовсе не в количестве мешков с деньгами, заработанных студией Джона Кармака (John Carmack) при помощи последних “думов” и “квейков”: с финансами у мастодонтов индустрии, наоборот, полный ажур. Проверенные бренды продаются не хуже, чем мороженое летом или автоматы Калашникова в Афганистане. Дело скорее в неоднозначных рецензиях и в прохладной реакции играющего сообщества. Doom 3 в свое время публика ждала настолько рьяно, что после релиза умудрились разочароваться в атмосферной и безупречной внешне страшилке про нечисть на Марсе. С Quake 4 ситуация повторилась: вполне качественная и увлекательная игра не выдержала натиска ничем неоправданного геймерского гнева. Вокруг Enemy Territory: Quake Wars такой беспощадной истерии не наблюдалось, но разработчики отчего-то решили особо не утруждаться и сделали никому ненужную копию Battlefield 2142. После всесторонне унылой Quake Wars народная вера в id угасла окончательно и бесповоротно. Очередной то ли сиквел, то ли ремейк Wolfenstein ждали исключительно упертые фанаты. И ждали, как оказалось, все же не зря. Raven Software (создателям недавнего “Росомахи”) под патронажем Джонни К. удалось посмотреть на классику абсолютно свежим взглядом.
В ногу со временем
Начнем с предыстории. Мало кто знает, что самая первая Wolfenstein появилась задолго до выхода Civilization и каждой из шести частей Commander Keen. Сериал глубоко уходит корнями аж в восьмидесятые года прошлого века. Castle Wolfenstein вышла в 1983 году и представляла собой самый настоящий стелс-экшен. Герой мог бесшумно устранять противников и с легкостью менять костюмы. Идеи, реализованные в игрушке, впоследствии, получили развитие в Metal Gear Solid и Thief. В 1992 году id выпустила Wolfenstein 3D и ее сиквел Spear of Destiny – одни из первых проектов, реалистично имитирующих три измерения. Именно эти игры стали прототипами Doom и Quake. Спустя десять лет сериал, наконец, перебрался в честное 3D. Перебрался с помпой и размахом. Return to Castle Wolfenstein долгое время использовалась оверклокерами как тест для новейших видеокарт и стала одним из лучших шутеров начала XXI века. И вот, буквально на днях состоялось четвертое пришествие. Wolfenstein образца 2009 года каким-то неведомым образом умудряется радовать всех подряд, не забывая при этом об индивидуальности. 1943 год. Вторая мировая война. Немецкая армия получила серьезный отпор и стремительно ищет нестандартные способы выиграть войну. Ученые Третьего рейха экспериментируют с параллельными измерениями. Дьявольские опыты переносят в наш мир невиданные доселе артефакты и превращают часть немецкой армии в совершенные машины смерти. Эксперименты приобретают угрожающие масштабы, поэтому американцы посылают агента Би Джея Блажковича (кстати, напоминающего артиста Расторгуева в дремучей молодости) в самый центр оккультной активности фрицев – австрийский город Айзенштадт. Задача Би Джея – прояснить ситуацию и разобраться в проблеме, то есть спасти мир и горстку айзенштадтских повстанцев. Сюжет, надо сказать, нехитрый и предсказуемый – по слухам сценарий сочинял сам Кармак, ну а мы знаем, что писатели из программистов никакие. По структуре Wolfenstein стала напоминать Far Cry 2 с ее мнимой свободой. Для изучения доступна просторная карта Айзенштадта. На территории орудуют три группировки: нацисты генерала Цетты (плохие), повстанцы из кружка Крейсау (хорошие) и советские ученые из “Золотого рассвета” (непонятные). Сюжетные задания от “Рассвета” и Крейсау следуют строго друг за дружкой. К цели ведет удобный компас в верхней части экрана. Лишь пару раз за прохождение игра позволяет менять очередность некоторых миссий. Тихие городские прогулки периодически прерывают локальные бои между солдатней рейха и повстанцами. Участие нашего героя формально необязательно, однако на практике голодные и замученные партизаны обычно проигрывают, так что добивать фрицев все равно придется. Иначе в нужную локацию не попасть – карты районов максимально линейны. Другими словами, в подавляющем большинстве ситуаций придется действовать по одному и тому же алгоритму: сначала пробиться к укрытию сопротивления, взять задание, после чего добраться до места операции, где выполнить несложную миссию. И так по несколько десятков раз. За побочные квесты можно взяться в любой момент до финальных титров – было бы желание. Сначала, правда, придется поискать персонажей, которые доверят нам очередную вылазку в тыл.
Будни партизана
На первый взгляд геймплей Wolfenstein сделан по образу и подобию Call of Duty 2. На второй, собственно, то же. Вся игра – одна затянувшаяся перестрелка, здоровье восстанавливается автоматически, слева и справа копошатся бесполезные соратники, есть тир с участием роты фашистов и стационарного пулемета. Лаконичный интерфейс – и тот похож (так вот откуда Raven свистнула компас!). Учитывая популярность и цифры продаж сериала Call of Duty – однозначно не самое плохое сравнение. И это не говоря о том, что антураж и сеттинг Wolfenstein здорово напоминает первые пять минут первой части фильма “Хеллбой”. Индивидуальность Wolfenstein становится заметной только при более пристальном изучении. Скажем, бочки с голубоватой жидкостью после взрыва никого не убивают, как свои красные аналоги, а в тысячи раз ослабляют гравитацию. Фрицы устремляются к потолку и начинают смешно дрыгать ручками и ножками. В такой момент их легко добить. Если же этого не сделать, через пару секунд любители сосисок и пива шмякнутся на землю и как ни в чем не бывало продолжат охоту за Би Джеем. С самых первых миссий за пазухой у Блажковича лежит таинственный тулийский медальон – древняя реликвия, способная в любой момент на время переносить героя в Тень – параллельное измерение, до боли напоминающее Сумрак Лукьяненко. Су…, простите, Тень помогает решать простенькие головоломки и проходить через стены, на которых нарисованы древние тулийские символы. Просторы Тени бороздят ленивые толстые призраки – крайне безобидные существа. По крайней мере, до тех пор, пока герой не начинает кидаться гранатами. По ходу прохождения открываются другие полезные свойства медальона – возможность замедлять время, в разы усиливать урон от оружия и закрывать владельца мощным энергетическим щитом. По локациям, как в Wolfenstein 3D, в обилии разбросаны папки с немецкими секретами и мешки с золотом. Первые слегка подслащают пресный сюжет. На золото у местных воротил бизнеса всегда можно купить улучшения для оружия (увеличенный барабан, улучшенная оптика) или сверхспособности (время действия, дополнительные эффекты). Пренебрегать апгрейдами не стоит – значительно модифицированные автомат или пушка Теслы сэкономят кучу нервов. Равно как и усиленная способность “Щит”, не только защищающая от пуль, но и испепеляющая ближайших врагов. Нацисты и монстры отменно прорисованы – вплоть до звезд на погонах и остатков чьей-то крови на зубах. Кого тут только не встретишь: от тривиальных автоматчиков и снайперов до пылающих скелетов в форме гестапо, мутантов и шустрых ребят с острыми ножами, торчащими из запястий (привет “Хеллбой”). К сожалению, в отличие от Return to Castle Wolfenstein, где подробно объяснялась природа каждого монстра, в Wolfenstein справочные данные крайне скудны. О том, каким образом в рядах Третьего рейха оказались, к примеру, сексапильные девушки в латексе и очкастые колдуны-ботаники с голосом актера Джигурды игроку остается только догадываться. Многопользовательская часть Wolfenstein увлекает не меньше сингла. Перед нами первая сюжетная игра на id Tech 4 с нормальным мультиплеером. В цифрах ситуация вырисовывается примерно следующая: 3 типа игры, 3 режима, 3 класса для персонажа, 8 карт и до 12 игроков. Сыграть можно в Team Deathmatch, Objective и Stopwatch – куча на кучу, выполнение цели и выполнение цели за определенное время соответственно. В любой момент можно вжиться в роль медика, инженера или солдата. У каждого класса есть свои особенности. Так, солдат таскает с собой серьезные пушки, а медик умеет лечить товарищей.
Родные коридоры
В отличие от грядущей Rage, за графику которой будет отвечать id Tech 5 – новейший движок от id Software, в Wolfenstein использована модификация старого доброго id Tech 4. Впервые четвертая версия была представлена еще в Doom 3, где поражала непревзойденной игрой светотени и дикими системными требованиями. Затем были Quake 4, Prey и Quake Wars. Весьма симпатичные проекты, разумеется, за исключением относительно свежего Quake Wars. В Wolfenstein разработчики, к счастью, не стали заморачиваться на супертенях и обтягивать окружающий ландшафт одной мегатекстурой. Отсюда вменяемые требования к “железу” и сносный внешний вид без лишних выкрутасов. Конечно, не Crysis и не F.E.A.R. 2, но уровень последних игрушек на Unreal 3, наконец, достигнут. Особенно удались спецэффекты. При наличии монитора на 22-24 дюйма Wolfenstein устраивает в темной комнате цветомузыку не хуже дискотечного файерболла. А вот текстуры, наоборот, так себе. На высоких разрешениях глаза режут вездесущая мыльная пленка и крупные пиксели. Остались и другие знакомые по Doom 3 недостатки: слишком тесные локации, быстро исчезающие трупы и бедная анимация. Ощущение полной феерии до абсолюта доводит физика Havok. В аддоне к Doom 3, помнится, были кие-то попытки сделать гравипушку, но их на корню загубили плохие отношения id Tech 4 с законами Ньютона. Создатели Wolfenstein ловко перепрыгнули старые грабли. Теперь хрупкие предметы реалистично разваливаются в щепки, а крупные – хаотично летают по округе. Raven не была бы Raven, если бы не прикрутила к игре эффектную и редкую в наши дни расчлененку. Стоит только взять что-нибудь крупнокалиберное, как несчастные противники начинают терять ноги, руки и головы. Музыка хороша и приятна. Композиции написал Билл Браун (Bill Brown) – автор отличных саундтреков к Return to Castle Wolfenstein и Command & Conquer: Generals. Местами, правда, проскальзывают нотки и мотивы из последних Call of Duty. Без плагиата сейчас никуда. Заимствований, впрочем, совсем не много и использованы они грамотно и разумно. А вот озвучка – полный провал. Речь как о русской версии, так и об оригинальной английской. Локализация от 1С предсказуемо загублена ленивыми актерами, не пытающимися играть. В оригинале с актерами порядок, зато здравый смысл находится в состоянии глубокой комы: фашисты перебрасываются однообразными фразами на чистом английском! К середине игры истеричное “Spy!” навеки прописывается в печенках.
И вновь продолжается бой
Люди, работающие в Raven Software, очень нежно, бережно и, главное, тактически правильно распорядились историческим наследием замка Вольфенштайн. Фанаты старой закалки обязательно найдут в Wolfenstein знакомую атмосферу с явным привкусом оккультной дребедени, бесчисленное количество ссылок на предыдущих представительниц сериала и потратят не одни сутки на отличный мультиплеер. Новички оценят достойный внешний вид, внушительный арсенал и в меру осовремененный геймплей. Хотя “осовремененный” – слишком мягкое прилагательное. По накалу страстей и концентрации экшена на килограмм веса Wolfenstein отныне способна на равных тягаться с любой раскрученной стрелялкой от первого лица будь то Far Cry 2, Modern Warfare или Crysis. Грешки, конечно, имеются, но на фоне столь мощных позитивных впечатлений немногочисленные мелкие недостатки меркнут сами собой. Предсказуемый сюжет? Некачественная озвучка? Наигранность происходящего? Да, все это про Wolfenstein. Вот только нещадно утюжить немцев и получать удовольствие скучные диалоги и слишком простые скриптовые сценки ничуть не мешают. Как показывает опыт ArmA, интеллектуальность не всегда идет на пользу даже серьезным военным игрушкам. Чего уж говорить про шутеры о демонических фашистах. P.S. Если внимательно копаться в каждом секретном документе фашистов, то рано или поздно обязательно находишь чертежи недоступного в игре минигана. Интересно, что это: небрежно вырезанный контент или, быть может, тонкий намек на скорое дополнение?