"Уличный боец" воскрес. Знаковое событие для тех, кто часами рубился в первые части Street Fighter на игровых автоматах или восьми- и шестнадцатибитках и помнит соответствующий фильм с Жан-Клодом Ван Даммом в главной роли. В определенной степени знаковое событие для PC как платформы: известно, что на "персоналках" качественные файтинги - колоссальная редкость. И - почти заурядное происшествие для консольщиков с их Soul Calibur, Tekken и всякими там Mortal Kombat vs. DC Universe, среди которых Street Fighter 4 - не бомба, а скорее симпатичный фейерверк. Знакомые все лица
"Ветераны" почти наверняка получат от Street Fighter 4 в разы больше удовольствия, чем молодые геймеры. В новом проекте от Capcom столько поводов для сладкой ностальгии, что бывалым игрокам перед его запуском нужно всенепременно запастись внушительной стопкой платков, чтобы вытирать выступившие от умиления слезы. Уже во время просмотра воодушевляющего стартового ролика многие расплывутся в улыбке, завидев старых знакомых. Рю, Кен, генерал Байсон, Сагат, Бланка, Е. Хонда, Вега, Зангиеф - и это еще не все вернувшиеся из девяностых драчуны, которых вам доведется повести в бой в Street Fighter 4. И тут Capcom преподносит еще один щедрый презент фанатам: "древние" персонажи не только сохранили свою внешность, но и порой отпускают те самые фразочки и выделывают те самые фортеля. Встретятся и новички вроде Абеля и Руфуса - но они вышли настолько колоритными и так гармонично влились в ряды остальных уличных бойцов, что вселенная от их появления только выиграла. Разве что свежеиспеченный босс по имени Сет несколько мозолит глаза своей схожестью с Доктором Манхеттеном из "Хранителей". Со стилем тоже все получилось как нельзя лучше. Попытки напичкать Street Fighter реалистичностью обязательно бы вызвали праведный гнев у поклонников сериала, а также почти наверняка взяли бы один из первых призов на несуществующем, к сожалению, конкурсе "Нелепость года" - и разработчики поступили правильно, не убрав из культовой линейки фирменную легкую анимешность с присущими ей псевдогротеском, пафосом и красочностью. Смотрится последняя инкарнация "Уличного бойца" если не шикарно, то как минимум впечатляюще - благодаря не только талантливым дизайнерам, но и самым современным технологиям. Последний Prince of Persia, конечно, с трона cel-shading-короля сброшен не был, но Street Fighter 4 щеголяет очень модным "прикидом". Уже только анимация с эффектами чего стоят: "плоские" персонажи двигаются просто великолепно, а любая, даже самая вялая драка - квинтэссенция зрелищности. Жаль, драйв отчасти сбивается не всегда хорошими композициями: более агрессивный и жесткий саундтрек "Уличному бойцу" не помешал бы. Еще один поклон в адрес Capcom хочется отвесить за своеобразную двухмерность проекта. Вся соль в том, что задники и модели отрендерены в 3D, но бои проходят только в двух измерениях: никакой беготни по кругу - лишь олдскульные 2D-драки с возможностью бегать вправо-влево и прыгать-приседать, разбавленные редкими трехмерными полетами камеры во время особо кинематографичных мегапинков. Правда, декорации в рамках одного сражения не меняются, полы с потолками не ломаются, а интерактивности на локациях - кот наплакал. Впрочем, "ветераны" это к недостаткам вряд ли отнесут и скорее порадуются верности разработчиков традициям, особенно учитывая, что уровни, как и персонажи, вышли яркими, аутентичными и запоминающимися. Плюс, Street Fighter 4 весьма лоялен к средним и даже слабым по нынешним меркам системам, так что с максимальными или почти максимальными настройками графики и при этом со стабильно высоким показателем fps смогут поиграть не только владельцы high-end-машин, но и обладатели довольно скромных конфигураций. Use your fist and not your mouth
Запастись, к слову, советуем не только платками, но и геймпадом, без которого вы рискуете раскурочить клавиатуру в первые несколько часов игры. PC-версия Devil May Cry 3 отдыхает: в особо жаркие моменты Street Fighter 4 заставит тех, кто пожалел денег на джойстик, почувствовать себя виртуозными пианистами. Ну а те пользователи, которые поступили мудро и раскошелились на более-менее сносный геймпад, после одного-двух часов практики смогут недурственно "махаться" с использованием одних только стиков. В любом случае без усердных тренировок даже бойцам старой закалки не обойтись - если, конечно, они хотят претендовать на звание крутого сокрушителя чужих носов. Тактики в Street Fighter 4 больше, чем может показаться поначалу. И дело не только во всяческих комбо и спецпинках. Бойцы различаются скоростью передвижения и ударов, наиболее выгодной для атаки дистанцией и другими показателями - и разница эта, поверьте, очень заметная. При этом с балансом в новом "Уличном бойце" полный порядок: пожалуй, все персонажи равны по силам, так что все зависит исключительно от навыков и реакции играющего. Разве что среди управляемых искусственным интеллектом драчунов есть как жалкие мальчики для битья, так и действительно опасные соперники. В числе последних - упомянутый выше Сет, который под командованием AI вытворяет слишком уж страшные, почти читерские вещи, особенно когда дело доходит до финального раунда. Впрочем, рассматривать в файтингах режим одиночного прохождения в роли основного - верх идиотизма. В подобные Street Fighter 4 проекты нужно играть с живыми соперниками - после хотя бы одного часа тренировок с AI, разумеется. Поэтому освобождайте в вашем компьютере два USB-порта, приобретайте пару хороших геймпадов, зовите в гости друга - и бейте друг другу виртуальные морды и получайте свою порцию кайфа. Или обращайтесь к онлайну, где легко найдете себе подходящего соперника. Всеобъемлющая олдскульность (не старомодность, нет!) не помешала Street Fighter 4 обзавестись несколькими свежими "фишками". Важных геймплейных нововведений в последнем "Уличном бойце" - две штуки. Во-первых, в проекте появился особый тип атаки под названием Focus Attack, дающий шанс впитать определенную часть полученного урона и нанести контрудар. Пренебрегать этим новшеством крайне не рекомендуется: разработчики заявляли, что сделают Focus Attacks одним из стержней драк в Street Fighter 4, и свое слово сдержали. Надо сказать, что с Focus Attacks возможных тактических решений в "Уличном бойце" стало больше: теперь количество разных стратегий ведения боя в целом и цепочек ударов в частности просто не поддается исчислению. Во-вторых, на вооружение игрока поступила специальная уберкрутая вариация комбо - Ultra Combo, успешное применение которого снимет партнеру по спаррингу чуть ли не половину хитпойнтов. Внимательно следите за Revenge-шкалой соперника и не прозевайте заполнение своей! Названные новшества не только уместны, но и нисколько не повлияли на принадлежность Street Fighter 4 к числу чистокровных, породистых, классических файтингов, по которым мы так соскучились. Fight! Fight! Fight!
Тех, кто уважает файтинги, но до сих пор в глаза не видел ни одного "Уличного бойца", просим проследовать за соответствующим диском в магазин сразу: хорошей современной альтернативы Street Fighter 4 на PC просто нет. Фанатам же вдогонку еще и пожелаем позитивно поностальгировать. Ну а сотрудников Capcom хочется носить на руках за то, что они, в отличие от большинства файтингостроителей, не забыли о "персоналках".