Нешуточная шумиха вокруг аркадной гонки Fuel наблюдалась задолго до ее релиза. Во-первых, после успеха диснеевской Pure потребительский интерес к игрушкам подобного рода вырос в несколько раз. Во-вторых, студия Asobo со своими бесшабашными покатушками по бездорожью замахнулась на, ни много ни мало, звание создательницы самого масштабного проекта для домашних консолей. И, между прочим, разработчики добились своего: сейчас Fuel официально числится в Книге Рекордов Гиннеса, как обладательница крупнейшей игровой локации за всю историю цифровых развлечений. Разработка Fuel стартовала аж в 2004 году, только тогда игра называлась Grand Raid Offroad. Спустя некоторое время студия была вынуждена заморозить перспективный проект, и только через несколько лет концепцией так и недоделанного детища Asobo заинтересовалась Codemasters. За считанные месяцы Grand Raid Offroad снабдили мрачной предысторией, поставили на новые технологические рельсы и дали название, созвучное с известной песней “Металлики” – Fuel. К сожалению, в погоне за оригинальностью и рекордами, разработчики напрочь забыли про извечную аксиому: чем больше игра – тем больше ответственность.
Гонки без правил
Недалекое будущее человеческой расы, по версии Fuel, печально. Близок тот день, когда глобальное потепление громко заявит о себе, природные запасы нефти подойдут к концу, цивилизованные страны потонут в анархии, а обыкновенный бензин станет самой стабильной мировой валютой. Людям не останется ничего, кроме как сесть за баранки старых драндулетов и сойтись в жестоких состязаниях за литры драгоценного топлива. Действительно, чем еще заняться в преддверии апокалипсиса? После единственного короткого ролика о несладкой доле вида Homo Sapiens, Fuel оставляет игрока наедине с типичными американскими антуражами: лесами, пустошами, извилистыми загородными дорогами. Ни введения, ни обучения не предусмотрено, так что ремесло безбашенного гонщика придется постигать самостоятельно. Игровой мир поделен на девятнадцать приблизительно равных участков-областей. Сделано это отнюдь не ради оптимизации (никаких загрузок между участками нет), а для элементарного удобства. Общая площадь гигантской локации составляет 14400 квадратных километров (без малого треть московской области). Чтобы прочувствовать, насколько огромна цифра, достаточно попробовать проехать карту по диагонали: у среднестатистического мотоцикла уйдет на это не меньше полутора часов, а если не лезть в буераки и придерживаться дорог – к цифре можно смело прибавлять еще час. Впечатляет? Не то слово. К тому же, местность тщательно проработана. Неизбежный при таких масштабах метод “Copy/Paste” почти не бросается в глаза, во многом за счет динамически варьируемой погоды и смены времени суток. Мало того, что один и тот же пейзаж утром, днем, вечером и ночью выглядит по-разному, так еще дожди и грозы добавляют к общей картине свои штрихи. Тут, правда, есть один раздражающий фактор – переходы между темным и светлым временем суток происходят слишком часто. Почти каждые пять минут. Fuel сильно портит предсказуемость и дефицит контента. Редкие оригинальные состязания (часто ли нам представляется возможность погоняться на ржавом багги с вертолетом?) покоятся под завалами банальщины: круговые заезды, гонки через контрольные точки, гонки на выбывание, и тому подобная ветошь, давно покрытая сединой. Собирать флагштоки, расставленные по карте, вообще бессмысленно – никакого вознаграждения не предусмотрено. Местный транспорт условно можно разделить на несколько категорий: легковые авто, мотоциклы, квадроциклы, багги, бигфуты, грузовики. Не трудно догадаться, что в одной гонке, скажем, мотоциклы и бигфуты участвовать не могут – здравый смысл однозначно перевешивает. Модель поведения железных коней напоминает FlatOut и легендарную Crazy Taxi одновременно. И мотоциклы, и многотонные махины прыгают по кочкам, словно резиновые мячики, проскакивают через вековые секвойи и всячески веселят публику. Чего только стоит возможность корректировать движение автомобиля прямо в воздухе! Разбить гроб на колесах почти невозможно. Свидание с бетонным забором чревато, в худшем случае, парой царапин на капоте и крыльях. Огромные территории девятнадцати зон доступны для исследования изначально, а вот задания придется открывать медленно и методично. Дело в том, что основные и дополнительные гонки каждой последующей зоны отмечаются на GPS-карте только после того, как игрок наберет нужное количество побед в предыдущей. Выигранное топливо очень скоро становится некуда девать. Тратить его, в общем-то, не на что. Весь автопарк скупается буквально за 5-6 часов, улучшать ничего нельзя, новые шмотки для водителя выдаются бесплатно. С учетом 14400 квадратных километров мультиплеер на жалкие шестнадцать игроков представляет собой довольно грустное зрелище. Хотя, даже в камерных состязаниях есть положительные стороны: заезды с участием не обделенных интеллектом игроков на порядок интереснее предсказуемых оффлайн-покатушек . Графический движок, который Asobo мастерила собственными силами, приятно порадовал. Четкие текстуры, реалистичная растительность, сложная геометрия окружающего пространства – все серьезно, по-взрослому, а если участь масштабы карты, то и вовсе диву даешься. Такую бы картинку Fallout 3... Вдобавок, игрушка радует огромным количеством спецэффектов: от дыма и грязи из под колес до взаправдашних осадков и классного освещения. Ярких красок в Fuel, конечно, поменьше, чем в Pure, но такова расплата за стилистику безрадостного будущего, к которому человечество стремительно приближается с каждым годом. Системные требования, кстати, божеские. На средних настройках вполне комфортно можно играть на стареньких Pentium 4 и GeForce 7600. При наличии Core 2 Duo и GeForce 8800 опции автоматически выкрутятся на максимум и порадуют даже самых капризных и взыскательных игроков. Зато музыкальный фон никак нельзя назвать приятным сюрпризом. Пока мы мечтали о песнях “Металлики” и Junkie XL, Codemasters решила сэкономить и запихнула в игру подборку невразумительных запилов от малоизвестных музыкантов. Получилось не то, что бы плохо, скорее скучно и безлико.
Исключение из правил
С одной стороны, в безразмерном сундуке с сокровищами Codemasters немало отличных гонок: взять хотя бы Race Driver: GRID и Colin McRae: DiRT. С другой – правила, как известно, существуют для того, чтобы их нарушать. Бестолковая Fuel очень больно бьет по репутации издателя и дискредитирует жанр аркадных гонок в целом. Молодые разработчики, отличившиеся ранее лишь незамысловатыми Garfield 2, Ratatouille и WALL-E, взяли на себя слишком много и, совсем как предрекали пессимисты, прогнулись под весом сложностей. Бесшовный, безумно красивый и поистине гигантский виртуальный мир не вызывает никаких эмоций, кроме тоски. Занятный дизайн мотоциклов, багги и машинок полностью теряется на фоне простейшей физической модели и отсутствия интересных заданий. Сюжет в стиле “Безумного Макса” мог бы идеально вписаться в концепцию. Не вписался. Коллектив Asobo Studio решил не заморачиваться на сценарии и ограничется лишь стартовым роликом. В результате, полки магазинок украсила очередная пустышка, которую геймеры забудут гораздо раньше, чем самые терпеливые мазохисты завершат одиночную кампанию Fuel. P.S. Секретные машины и шмотки можно открыть только при помощи кодов, для которых выделен специальный подраздел в меню. Обязательно попробуйте следующие комбинации: “18041851”, “18021974”, “48992519”, “17121973”, “20061977”, “91031985”.