Первой работой голландской студии с труднопроизносимым названием Triumph стала ортодоксальная стратегия Age of Wonders – напыщенная копия Heroes of Might and Magic, популярной на стыке двадцатого и двадцать первого веков. Игра позаимствовала у “Героев” пошаговую боевую систему и сеттинг со всеми причитающимися эльфами, драконами, орками и нежитью. “Эпоха чудес” и ее сиквел собрали благосклонную критику, принесли издателю относительно приличные деньги, но все-таки затерялись на фоне тяжелой артиллерии в виде третьей и четвертой Heroes. После небольшого творческого перерыва Triumph решила попробовать себя в “легком” жанре и вдоволь поиздеваться над канонами фэнтези. Именно так появился Overlord – уморительно смешной экшен с элементами стратегии. Первая Overlord взбаламутила абсолютно всех, кто был хоть сколько-нибудь неравнодушен к стратегиям. Игра выделялась из масс не столько необычным геймплеем, сколько феерически смешной стилистикой и роскошными диалогами. Игроки с опытом возразят, что, мол, были же Fable: The Lost Chapters и The Bard’s Tale. Спорить не будем, были. Вот только тамошние невинные шуточки не идут ни в какое сравнение со шквалом черного юмора в Overlord. После скромного дополнения Raising Hell разработчики задумались о полноценном продолжении. Долгожданная Overlord 2 вышла буквально на днях и совершенно ясно показала всем, как на самом деле должны выглядеть правильные сиквелы. Создатели “Темного Повелителя”, полюбившегося многим симулятора настоящего злодея, решили довести до совершенства и без того удачную концепцию. Получилось лишь отчасти. Графика стала симпатичнее, сюжет – забавнее, сама игра – насыщеннее, а вот нововведений могло быть и больше.
Попытка №2
Концовка Raising Hell оставила игроков с открытыми ртами – подлый предатель навеки запер Темного Повелителя в преисподней. Орда пучеглазых Прихвостней, напоминающих дикую помесь гремлинов и гоблинов, без твердой руки совершенно распоясалась, взорвала легендарную Темную башню и ушла в подполье. Меж тем наведением порядка в сказочной стране занялась Славная империя (едкая пародия на Римскую империю). Опасаясь еще одного пришествия Повелителя, имперцы начали действовать варварскими методами, попросту убивая любого, кто имеет хоть какое-то отношение к магии. Сиквел начинается с момента, когда Прихвостни находят в одном из городов королевства чрезвычайно одаренного темными силами мальчика-ведьмака. Первая миссия (она же и обучающая) Overlord 2 как раз про становление антигероя. Парень младшего школьного возраста в задиристой компании бродит по городку и творит страшное зло: ломает снеговиков, взрывает фейерверки, раздает пинки сверстникам. Вокруг, естественно, царит беззаботный идиотизм и веселье. Неожиданно поселение подвергается атаке имперской гвардии. Под угрозой уничтожения жители выдают солдатам подозрительного мальчика. Юнец храбро сражается, после чего в замороженном виде попадает в логово Прихвостней. Теперь он новый Повелитель. В ближайших планах – отстройка цитадели, обустройство личной жизни, массовые убийства лесной живности и, само собой, порабощение мира. Если бы играм давали “Оскары”, Overlord 2 точно получила бы статуэтку за сценарий. История до неприличия проста, но именно в этой простоте заключается ее очарование. Сюжет легко и непринужденно высмеивает основные жанровые штампы, постоянно подбрасывает сюрпризы и до самого конца сохраняет интригу. Чем закончится “черная” сказка? Что подкинут сценаристы на следующем повороте? Кто окажется финальным боссом? Даже консольная Fable 2, при всей своей хитовости и огромном бюджете, с трудом держится на одной ступени с Overlord.
Грамотный тюнинг
Суть геймплея осталась почти нетронутой. Игрок примеряет на себя доспехи здоровенного злодея-увальня. Темный Повелитель умеет бегать по четырем направлениям (странно, если бы не умел), колдовать и выбивать добро секирой из всего, что движется. В мыслях вырисовывается одноклеточный слешер (новый Лорд, действительно, стал сильнее в ближнем бою и в магии), но не тут-то было. Положение вещей спасают крайне уместные стратегические элементы. В распоряжении Повелителя, как и в оригинале, есть несколько видов упомянутых Прихвостней. Со временем их количество увеличивается до нескольких десятков. Коричневые идеальны для стандартных атак с применением мечей и дубин, красные – для дистанционных обстрелов и для поджогов, зеленые – хорошие шпионы, а синие не боятся воды. Естественно, в отряде игрока могут быть любые количественные сочетания Прихвостней: кто-то предпочитает прессовать врага коричневыми, а кто-то выводить его издалека из строя красными. К сожалению, во второй части Triumph дала маху – синие и зеленые бойцы открываются только во второй трети игры. Соответственно стелс-фокусы и водные процедуры быстро кончаются. Это же касается и многих заклинаний, которые становятся доступными чуть ли ни под занавес. Зато управлять такой оравой очень легко. Колесиком мышки выбираем тип Прихвостней, левой кнопкой бросаем их в атаку, правой – отзываем. Для пущего удобства есть возможность приказать пучеглазым держать позицию или подкорректировать траекторию движения отряда. Нововведений совсем немного, но они есть. Скажем, для Прихвостней появились ездовые волки, пауки и саламандры. Животные и насекомые-переростки увеличивают силу и эффективность атаки. Без волков, например, почти невозможно совладать с отрядом легионеров. А вот шкала “плохой/злой” так и не получила достойного развития. Разработчики то ли не сумели, то ли не захотели привязывать внешность антигероя к его характеру, как это было в Fable. Зря. Цитадель Неверворлд, повседневное пристанище нашего плохиша, куда просторнее Темной башни. Под казармы, личные покои, тронный зал и кузни отведены отдельные помещения. Только тут можно поменять броню, оружие, настроить отряды и прослушать брифинги. Миссии, как правило, линейны, но иногда появляется возможность чередовать задания или влиять на обстановку. Второстепенные цели (“подчини своей воле 100 горожан” и в таком духе) вовсе бессмысленны. На консолях за их выполнение положены очки достижений, а на PC... дырки от бубликов. Со временем у Повелителя появляются жены (аж три штуки), в меню открывается все больше возможностей по внешней переделке Неверворлда. Долгожданному мультиплееру отчаянно не хватает индивидуальности. Беготня за сокровищами, за участками земли, кооператив против орд врагов т.д. То, что часть режимов доступна в split screen – слабое утешение.
За два года, которые прошли с момента релиза первой Overlord, внешний вид сиквела почти не изменился. Тем не менее, графику в игре никак нельзя назвать устаревшей. Во-первых, мощный движок имел и имеет приличный запас прочности. Во-вторых, в Triumph работают отличные дизайнеры. Дефицит полигонов, конечно, стал заметнее. Да и отдельные текстуры, скажем прямо, так себе. Зато спецэффекты, при наличии среднего по нынешним меркам железа, натурально слепят и неплохо освещают комнату в темное время суток. И это, повторимся, при скромных требованиях к “железу”. Программистам движка недавней Ghostbusters есть у кого поучиться. Музыкальный фон более-менее привычен для жанра: лютни, гусли, дудки, а вот озвучка, как и в случае с первой частью, неподражаема. Остается надеяться, что локализация, которой по слухам занимается “Новый Диск,” не пойдет дальше русских субтитров. Любые эксперименты с озвучкой гарантированно убьют львиную долю атмосферы игры.
Обаятельное зло
Аналогов сериалу Overlord на PC сейчас нет. Единственный и ближайший конкурент откликается на “Fable 2” и совсем не спешит расставаться с эксклюзивностью для Xbox 360. Юмор, забавный геймплей, отлично зарекомендовавшая себя первая часть, еще раз юмор – сиквел обязательно принесет создателям хорошую прибыль и будет любим игроками. А там и до третьего продолжения недалеко. Кстати, в цивилизованной Европе Overlord 2 получила рейтинг “от 16 и старше”. Сразу напрашивается вопрос: “За что?!”. Ведь тут нет рек крови, нет расстрелов пленных из Modern Warfare, нет матерных заворотов а-ля GTA4. Черт побери, тут даже убийства мультяшные и несерьезные. Ответ становится очевидным после пары часов вместе с игрой. Любые выходки Нико Беллича меркнут на фоне циничных убийств детенышей тюленей, зайчиков и прочей живности. Как вам квест “Вырежи 1000 гномов”? Попахивает фашизмом, пусть и сказочным. P.S. Еще до релиза разработчики приступили к работе над платным дополнительным контентом. Ходят слухи, что он добавит в цитадель арену для сражений, знакомую многим по первой части.